clear_text ([info]clear_text) wrote,
@ 2009-07-07 18:04:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
слабая попытка воспоминаний
ВАСИЛИЙ АКСЕНОВ

Аксенова я помню, смеяться будете, с 1963 года, когда в Москве был чемпионат Европы по боксу.
Лужники, 2 июня 1963 года, финалы, потрясающее зрелище, какие имена! Невероятный Валерий Попенченко - он уложил румына Иона Моню в нокдаун на пятой секунде, а в нокаут на двадцатой! Ричардас Тамулис! Борис Лагутин! Нашему Дану Поздняку не повезло против Збигнева Петшиковского, тот ему в первом раунде рассек бровь. Это был триумф советского бокса, наши взяли то ли шесть, то ли семь из десяти медалей. Мы были с папой. И там был Аксенов, папа с ним разговаривал, и я тут же вертелся. Мне двенадцать с половиной лет было, но я читал повесть Аксенова Звездный билет и смотрел фильм Коллеги. Его все смотрели, самый популярный фильм года.

Потом я встретил его в 1994 году, в Вашингтоне, в гостях у Саши Чапковского, бывшего мужа моей подруги детства Иры Матусовской. Еще мы встречались в гостях у журналиста и дипломата Ильи Левина, и в доме Михайлы Михайлова, русско-сербского диссидента. Мне показалось, что ему невесело живется. Он был какой-то выдубленный, безжизненный, хотя шутил и смеялся вместе со всеми.

Потом я вдруг увидел его в Москве, на улице, на задах нового МХАТа, не помню точно год, в самом конце 1990-х. Иду со своей болгарской подругой Наташей Куртевой. Навстречу Аксенов. Здрасьте, здрасьте. "А это моя знакомая, театральный критик из Софии, Наташа". Пожали руки, две-три фразы, разошлись. "А это кто?" - спросила она. "Аксенов!" "Вот это да! Вот это экскурсия!" Только что мы с Наташей закусывали в Маэстро на Пушкинской, на втором этаже, и я ей показал в окно, как на другой стороне улицы Алла Пугачева выходит из казино и в сопровождении охранника, распростершего над ней зонтик, залезает в свой продлинновенный мерседес...

Конечно, это все ерунда какая-то. На мемуары не тянет.
Но неужели надо серьезным тоном про вклад Аксенова в литературу и общественную жизнь?
У него были прекрасные молодые рассказы. Был великолепный перевод Рэгтайма Доктороу. Ну, про Бочкотару и Крым я и не говорю. А его большие романы мне кажутся не очень, увы. Но это ничего не значит. Это действительно утрата. Как Майкл Джексон и Людмила Зыкина, хотя я не поклонник ни того, ни другой.
Неважно. Когда погребают эпоху, спор о вкусах как-то не звучит.


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(107 comments) - (Post a new comment)


[info]annakora
2009-07-07 02:13 pm UTC (link)
Спасибо.
Я больше всего люблю "Звёздный билет" и "Бочкотару". А ещё "Мой дедушка - памятник".

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 02:17 pm UTC (link)
да, мне тоже эти вещи нравятся.

(Reply to this) (Parent)


[info]dinoza_yats
2009-07-07 02:24 pm UTC (link)
Для меня откровением был Остров Крым.
А Попенченко тоже помню, такое не забывается.
Да и никто не забывается, пока есть чем помнить. И кому.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 02:28 pm UTC (link)
Вы правы. О, эта странная стойка Попенченко, низко руки, почти незащищенная голова - и такой как будто каратешный взлет кулака! потрясающе.
И Крым тоже...

(Reply to this) (Parent)


[info]delimiter
2009-07-07 02:25 pm UTC (link)
Меня почему-то больше всего зацепило "Скажи "Изюм"

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 02:30 pm UTC (link)
а меня, в таком случае - "Поиски жанра"

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]leon_orr, 2009-07-07 03:10 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-07 08:12 pm UTC (Expand)

[info]its_tanuki
2009-07-07 02:25 pm UTC (link)
Очень интересно, что многие из представителей "уходящей эпохи" покинули этот мир как-то в одночасье. Все и сразу, как бы грубо это ни звучало...И это весьма и весьма грустно.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 02:29 pm UTC (link)
даже странное какое-то совпадение... как будто кто-то что-то нам хочет подсказать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]kaplly, 2009-07-07 04:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-07 08:13 pm UTC (Expand)

[info]irdr
2009-07-07 02:27 pm UTC (link)
И у него была замечательная мама!!!!!!!!!!!!!!!

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 02:29 pm UTC (link)
о, да!!!!

(Reply to this) (Parent)


[info]grzegorzrus
2009-07-07 02:27 pm UTC (link)
Был ещё "Сундучок, в котором что-то стучит". Ни на что не похожая повесть. С чёртиками в глазах.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]clear_text
2009-07-07 02:29 pm UTC (link)
а вот эту книгу я не читал, увы.

(Reply to this) (Parent)

Re - [info]granite_golem, 2009-07-07 02:40 pm UTC (Expand)
Re: Re - [info]clear_text, 2009-07-07 02:41 pm UTC (Expand)

[info]tandem_bike
2009-07-07 02:29 pm UTC (link)
его большие романы...

я согласна с Вами... и больше всего у него люблю только молодые рассказы и Грустного Бэби, который мемуарного жанра.
мне казалось - это может быть чушь - что его поздние большие романы пострадали от отсутствия приличного редактора.. .. и от отсутствия советской цензуры с ее пуританскими тенденциями.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 02:31 pm UTC (link)
великолепно, Молли!
Писать без цензуры так же трудно, как и с цензурой. Иногда еще труднее.

(Reply to this) (Parent)

Вношу нотку жовиальности
[info]emmanuelle_cunt
2009-07-07 02:37 pm UTC (link)
Немного не траурно, но...
"Остров Крым" я читала как порнуху

(Reply to this) (Thread)(Expand)

Re: Вношу нотку жовиальности
[info]clear_text
2009-07-07 02:39 pm UTC (link)
ну неужели?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]emmanuelle_cunt, 2009-07-07 02:44 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-07 08:10 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ok_66, 2009-07-08 11:49 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-08 07:36 pm UTC (Expand)
Re - [info]granite_golem, 2009-07-07 02:41 pm UTC (Expand)
Re: Re - [info]clear_text, 2009-07-07 02:42 pm UTC (Expand)
Re - [info]granite_golem, 2009-07-07 02:44 pm UTC (Expand)
Re: Re - [info]clear_text, 2009-07-07 08:11 pm UTC (Expand)
Re: Вношу нотку жовиальности - [info]intensio, 2009-07-07 11:45 pm UTC (Expand)
Re: Вношу нотку жовиальности - [info]clear_text, 2009-07-08 08:23 am UTC (Expand)

[info]ivan_ghandhi
2009-07-07 02:43 pm UTC (link)
Почему все забыли "Поиски Жанра"...

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:14 pm UTC (link)
ну, значит, не так сильно задевает...

(Reply to this) (Parent)


[info]grey_ear
2009-07-07 02:56 pm UTC (link)
когда умер Джексон,его песни на торрентах,ласт.фм.. послушали и скачали единовременно стооолько человек,не представить. показали фильм про Эдит Пиаф и с ней так же.
теперь про Аксенова говорят-говорят.
пока не умрешь-не вспомнят.
а вдруг им как Есенину или Маяковскому. слова не хватило,даже не чернил.
я не знаю,а вдруг..

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:15 pm UTC (link)
да. мудро. Как говорил Мих. Светлов - "у нас, чтобы жить, надо умереть".
Выходит, не только у нас.
Или так - у нас, у людей.

(Reply to this) (Parent)


[info]hungarianl
2009-07-07 03:01 pm UTC (link)
Последняя фраза. Да...

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:15 pm UTC (link)
Да, да, да...
Но не все и не всякий раз это чувствуют.

(Reply to this) (Parent)


[info]domohozjayka
2009-07-07 03:16 pm UTC (link)
Я так и знала, что у нас непременно должны быть общие знакомые... Впрочем, и общего времени хватит.
А "Цапля"? Пахнущая рыбой девица?

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:21 pm UTC (link)
так-так... Напомните про "Цаплю", пожалуйста.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]domohozjayka, 2009-07-07 09:19 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-07 09:51 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]domohozjayka, 2009-07-07 10:12 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-08 08:24 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]intensio, 2009-07-08 12:39 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-08 08:24 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]intensio, 2009-07-08 03:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-08 07:38 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]intensio, 2009-07-08 08:43 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-08 08:52 pm UTC (Expand)

[info]natovich
2009-07-07 03:21 pm UTC (link)
как писатель - не понимаю, где зарыта фишка
а вот как человек явно всё-таки редкий - достаточно вспомнить, как 15-летним он приехал к матери в ссылку на Колыму, и как ту же матушку на гонорары возил по Европе на машине

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:21 pm UTC (link)
Да, вообще человек той эпохи - во всем.

(Reply to this) (Parent)


[info]prosto_lvovna
2009-07-07 03:27 pm UTC (link)
Вы правы, надо вспомнить его.
Мой набор - это "Коллеги", "Звездный билет", "Пора, мой друг, пора" и "Остров Крым". А видела я его всего один раз, осенью 2007 г. у Соловецкого камня, на мемориальском митинге памяти жертв 37-го года. Было ужасно холодно, все шмыгали носами и кутались кто во что, и тут появляется Аксенов, весь из себя элегантный, без шапки, в небрежно повязанном красном шарфе (а может, я детали уже потом придумала? но таким я его вижу). А скоро он заболел.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:21 pm UTC (link)
хорошее воспоминание.

(Reply to this) (Parent)


[info]_a_s_
2009-07-07 03:35 pm UTC (link)
С последним абзацем (кроме первой строчки насчет того, что это ерунда и на мемуары не тянет) согласна на 200%.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:22 pm UTC (link)
спасибо!

(Reply to this) (Parent)


[info]pinel_o
2009-07-07 03:38 pm UTC (link)
помню его выступление в каком-то 90-м году в morse auditorium бостонского университета.
аксёнов живо и уверенно говорил, шутил, речью и общей стилистикой, оставаясь стилягой 60-х. была какая-то жалкость в этой неизменной приверженности ко времени его давнего успеха. а потом произошло совсем жалобное. он посетовал на невозможность издать какой-то новый роман, может быть "москва ква - ква", - не помню. мол не берут его в россии печатать из-за того, что мощный, предлагаемый им, текст нынче не ко двору. и тут же, водрузив очки на нос, зачитал несколько страниц новой рукописи. было скучно и неловко, и подумалось, что отказывающие ему люди должны были придумывать любые причины, чтобы не сказать правду и не обидеть мэтра.
а ко всем его бочкотарам - изюмам испытываю неизменную нежность. и жаль, конечно, что его больше нет.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:22 pm UTC (link)
редкий писатель не переживает свой успех... увы.

(Reply to this) (Parent)


[info]tyoma
2009-07-07 04:34 pm UTC (link)
Ожог и Скажи изюм еще.

(Reply to this)


[info]tyoma
2009-07-07 04:35 pm UTC (link)
ну и Поиски, и Круглые сутки нон-стоп.
Но Ожог главнее.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:09 pm UTC (link)
мне Ожог тоже нравится. Нон-стоп - очень. А вообще лучше всего "Папа, сложи!"

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]intensio, 2009-07-07 11:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-08 08:26 am UTC (Expand)

[info]russophobe
2009-07-07 04:59 pm UTC (link)
Да, эпоха ушла, двадцатый век кончился, теперь, к сожалению, уходят и люди той эпохи. Люди, которые жили тогда, которые творили тогда, которые, собственно, и были эпохой.

Так что же делает определенный период времени эпохой? Почему Оттепель - это эпоха, а ждановщина, как и ежовщина - нет? Почему Застой, несмотря на его продолжительность, несмотря на все попытки назвать его эпохой, так и остается "периодом", а наступившее за ним последнее десятилетие прошлого века стало эпохой, несмотря ни на что?

Видимо, эпоха – это время Молодости и Надежды. Время Творчества и Поиска. Давайте будем помнить людей той эпохи такими, какими они были тогда - молодыми и талантливыми. И преисполненными надежд.
В конце концов, это не такая уж древняя история. Двадцатый век.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:02 pm UTC (link)
Правильно! Такими, какими они были тогда.

(Reply to this) (Parent)


[info]hoakin_dealaue
2009-07-07 05:08 pm UTC (link)
Аксёнов:

"...Берия перетащил обмякшую девицу на тахту, начал раздевать. Она по-детски бубукала вишневыми губками, иногда повизгивала поросеночком. Какое ужасное белье они тут носят в этом городе. От такого белья любое желание ебать пропадает, понимаете ли. Комбинашка самодельная в горошек, штанишки розовые, байковые, кошмар... Еще хорошо, что девчонки укорачивают эти штанишки, обрезают их повыше резинок, которые безбожно уродуют их ляжечки. Безобразие, никакой у нас нет заботы о молодежи. В первую очередь надо будет наладить снабжение женским бельем. Он раскрыл штанишки, прижал к носу. Пахнет неплохо, парное, чуть кисленькое, по шву немного какашечкой потягивает, но это естественно в таком-то белье. Желание стремительно увеличилось. Сейчас надо всю ее раздеть и забыть про социальные проблемы. В конце концов имею я право на небольшие наслаждения? Такой воз на себе тащу!

Он раздел Люду догола, вот тут уже все первосортное, стал играть ее грудями, брал в рот соски, поднял девушке ноги, начал входить, вот сейчас, наверное, заорет, нет, только лишь улыбается в блаженном отключении, какое-то еврейское имя шепчет – и тут они! Не-е-т, теперь, как видно, по Москве целки не найдешь!

Тут Берия понял, что приходит его лучшая форма, блаженное бесконтрольное либидо. Теперь полчаса буду ее ебать без перерыва. Даже жалко, что она в полубессознательном состоянии, лучше бы оценила. Эти порошки из спецфармакологии немножко все-таки слишком сильные. Он стащил с себя халат и увидел в зеркале восхитительно безобразную сцену: паршивый, с отвисшим мохнатым брюхом старик ебет младую пастушку. В верхнем зеркале зрелище было еще более захватывающим: желудевая плешь, складки шеи, мясистая спина, по которой от поясницы к лопаткам, что твои кипарисы, ползут волосяные атавизмы, видна также розоватая, ноздреватая свинятина ритмично двигающихся ягодиц. А из-под всего этого хозяйства раскинулись в стороны девичьи ножки, ручки, виднеются из-за его плеча затуманенные глазки и стонущий рот; такая поэзия! Жаль только, что нельзя одновременно осветить и наблюдать главные участки боевых действий. Эта техника у нас пока не продумана.

Берия таскал Люду Сорокину вдоль и поперек необъятной тахты. Иногда, для разнообразия, переворачивал девушку на животик, под лобок ей подсовывал подушку, сгибал ноги в желаемую позицию: вот идеальная партнерша – горячая кукла!

Влагалище у нее слегка кровило. Недостаточно разработано. Этот Исаак Израилевич недостаточно еще девушку разработал. Ничего, в недалеком будущем в нашем распоряжении окажется идеальное влагалище! Для пущего уже куражу Берия начал щипать Люду Сорокину за живот, причинять боль, чтобы заплакала. Не заставила себя ждать, разрыдалась сквозь эмгэбэшную фармакологию. Какая красота, мени дэда товтхан, кавказский злодей, понимаешь, ебет рыдающее русское дитя! ..."


Хороший писатель. Не без этого.

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:03 pm UTC (link)
мне повезло - я не читал.

(Reply to this) (Parent)


[info]candidg
2009-07-07 05:17 pm UTC (link)
Когда погребают эпоху, спор о вкусах как-то не звучит.

Вот! В цитаты.

Для меня Аксенов навсегда остался детским праздником в виде "Сундучка.." и "Дедушки...". Всё, что читал потом из раннего, казалось не очень удачным подражанием этому празднику. Из позднего - пожалуй "Остров Крым" впечатлил. И утомил. После него я смог прочесть лишь "В поисках грустного baby".

(Reply to this) (Thread)


[info]hoakin_dealaue
2009-07-07 05:30 pm UTC (link)
Когда погребают эпоху,
о вкусах дискуссии - по ...уй!

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]candidg, 2009-07-07 05:46 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-07 08:04 pm UTC (Expand)
Бокс, бокс
[info]tay_kuma
2009-07-07 05:40 pm UTC (link)
http://tay-kuma.livejournal.com/18161.html

(Reply to this) (Thread)

Re: Бокс, бокс
[info]clear_text
2009-07-07 08:06 pm UTC (link)
хорошо! спасибо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: Бокс, бокс - [info]tay_kuma, 2009-07-07 08:10 pm UTC (Expand)

[info]remarka66
2009-07-07 05:46 pm UTC (link)
мой самый-самый-самый любимый писатель...

(Reply to this) (Thread)


[info]hoakin_dealaue
2009-07-07 06:31 pm UTC (link)
Он как писатель был неплох,
держа в руках свою синицу,
но перестал мышей и блох
ловить, уехав за границу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]remarka66, 2009-07-07 06:45 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]hoakin_dealaue, 2009-07-07 06:52 pm UTC (Expand)

[info]krokodilovna
2009-07-07 06:06 pm UTC (link)
Да, "Коллеги" - любовь с юности, а потом, конечно, "Остров Крым"...
Странно, что его нет...

(Reply to this) (Thread)


[info]clear_text
2009-07-07 08:07 pm UTC (link)
да, сначала такое чувство. а потом ко всему привыкаем.

(Reply to this) (Parent)


[info]ona_ne_ptitza
2009-07-07 06:18 pm UTC (link)
какое богатое слово - продлинновенный!

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]tefffi
2009-07-07 06:38 pm UTC (link)
Мне тоже очень понравилось слово...
Сижу и перекатываю его во рту, как леденец...

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]hoakin_dealaue, 2009-07-07 07:06 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]tefffi, 2009-07-07 07:22 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-07 08:08 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]ona_ne_ptitza, 2009-07-07 08:12 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]clear_text, 2009-07-07 08:25 pm UTC (Expand)
)) - [info]ona_ne_ptitza, 2009-07-07 08:26 pm UTC (Expand)
Re: )) - [info]clear_text, 2009-07-07 08:43 pm UTC (Expand)

(107 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…