clear_text ([info]clear_text) wrote,

парадоксы исторической памяти

РОБЕСПЬЕР И ЧЕРНАЯ СОБАКА

Мой друг, философ и историк Алексей Кара-Мурза, рассказывал:

«В начале 1990-х я приехал в Париж. Тогда в Европе сильно увлекались Россией и устраивали разные конференции и стажировки для молодых ученых.
Один раз меня пригласил к себе в гости некий профессор. Побеседовать за чашкой чая. Тем более что я хорошо говорил по-французски – окончил французскую школу.
Приезжаю на метро.
Вижу – улица Сент-Оноре. На этой улице жил Робеспьер! Вот прямо тут, рядом с монастырем.

Сидим, пьем чай, разговариваем о реформах в России. О трудных путях демократии. Там еще несколько профессоров было. Вот я и говорю:
- А кстати, на вашей улице жил Робеспьер.
- Да? – говорит хозяин.
- Точно, - говорю. – На улице Сент-Оноре. Снимал жилье у столяра Дюпле. Вместе со своим другом Филиппом Лебá.
- Не может быть!
- Честное слово. У столяра Дюпле было четыре дочери. Одна, правда, давно замужем, уехала из отчего дома. А три остались. Ну, конечно, начались романы. Элеонора была влюблена в Робеспьера. А вторая влюбилась в Лебá, и скоро вышла за него замуж. То есть фактически жили одной большой семьей.
- Погодите, - говорит другой профессор. – Что-то я первый раз слышу…
- А по вечерам, - говорю, - они все выходили гулять. Впереди Робеспьер и Лебá, а сзади столяр с дочерьми. Робеспьер с другом о революции, а девушки – о своих делах. А рядом бежит большая, лохматая черная собака. И Робеспьер ее время от времени поглаживает.
- Ну, нет! – закричал хозяин. – Так не бывает!
И он побежал в свой кабинет, взял стремянку и стал с верхних полок стаскивать какие-то словари и энциклопедии. Листает, ищет.
- Нашел! – кричит наконец. – Он правда жил на улице Сент-Оноре!
- А столяр Дюпле, а его дочки? – спрашивает другой французский профессор.
- Про столяра тут ничего нет.
- Ищи дальше!
Наконец, нашли про столяра и дочек. В какой-то совсем старой книге. Правда, там не было про собаку. Но в собаку поверили. Раз все сходится, то и собака должна выплыть.
- Но вы-то откуда это знаете? – спросил профессор. – Такие мельчайшие детали нашей истории, которые даже нам не известны?
- Да у нас каждый девятиклассник это знает! – говорю. – Это же рассказ из школьной хрестоматии».

- Как же так получилось? – спросил я Алексея.
- Да очень просто, - сказал он. – Французы не любят Робеспьера. Вот Мирабо и жирондистов – обожают. А якобинцев задвинули в дальний угол памяти. А у нас – наоборот. Жирондисты – соглашатели, якобинцы – герои, и Робеспьер самый главный молодец. Как раз для учебника.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 137 comments

[info]mszappata

January 28 2012, 10:25:07 UTC 3 months ago

Однокурсник впервые приехал в Париж как раз во время Дней Парижской Коммуны. "Слава богу," - говорили французы,-"у нас это продлилось только 72 дня." И ещё: "Вечно у вас одни и те же вопросы: что делать, как жить и кто виноват. так у вас и будет..."

Аккурат после путча он уехал во Францию навсегда.

[info]alll

January 28 2012, 13:26:21 UTC 3 months ago

Причём третий вопрос у нас традиционно ставят на первое место. :)

[info]clear_text

3 months ago

[info]seaseas

January 28 2012, 10:44:03 UTC 3 months ago

Вива Франция-Россия!
Встречаться и удивлять друг друга рассказами!

[info]clear_text

January 28 2012, 17:58:11 UTC 3 months ago

Ура!

[info]apetrov1959

January 28 2012, 10:52:37 UTC 3 months ago

Будучи туристом с удовольствием разглядывал в Консъержери лестницу по которой Р влезал в собствю окно. боясь заходить через дверь. А в Карнавале выставлены на большой витрине личные вещи Р.с локонами хозяина. Жирондисты по углам.

[info]clear_text

January 28 2012, 17:58:38 UTC 3 months ago

... я рассказал, что рассказали мне...

[info]apetrov1959

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]apetrov1959

3 months ago

[info]apetrov1959

3 months ago

[info]eleonored

2 months ago

[info]apetrov1959

2 months ago

[info]eleonored

2 months ago

[info]apetrov1959

2 months ago

[info]livelight

January 28 2012, 10:55:17 UTC 3 months ago

А как они относятся вообще к той Революции?

[info]a_p

January 28 2012, 14:25:45 UTC 3 months ago

кто как

[info]clear_text

3 months ago

[info]a_p

3 months ago

[info]_leroy_

January 28 2012, 10:58:06 UTC 3 months ago

За что французам любить Робеспьера? Он был безжалостный палач. Это у нас обожали Желябова, Халтурина, Камо - бандитов и террористов. Сейчас всё становится на свои места, но стереотипы живучи.

[info]clear_text

January 28 2012, 17:59:36 UTC 3 months ago

да, Робеспьер был довольно кошмарный деятель. Об этом даже Радищев писал.

[info]pili_grimka

January 28 2012, 12:34:54 UTC 3 months ago Edited:  January 28 2012, 12:37:41 UTC

Параллель в тему. Поначалу меня удивляло, что американцам надо рассказывать, кто такой Майн Рид и доводить до них сюжет "Всадника без головы". После 10-го раза привыкла.

[info]lbertarian

January 28 2012, 14:06:44 UTC 3 months ago

:)))
а про "Верная рука - друг индейцев" так в Голливуде вообще никто не слышал? неучи...
а про Луи Буссенара вы не пытались французам рассказывать?
вам не приходило в голову, что таких Майн Ридов на американских книжных прилавках вагоны?
но разумеется, то что книга А стала настольной в самой читающей стране мира, моментально делает Майн Рида непризнанным пророком в своем отечестве.
я потому так рас-писался, что, увы, этот диалог имел место бессчетное число раз... то, что советские читатели не имели понятия о Беллоу и Маламуде и Роте, не явилось убедительным аргументом

[info]pili_grimka

3 months ago

[info]lbertarian

3 months ago

[info]chaly58

3 months ago

[info]lbertarian

3 months ago

[info]borhud96

3 months ago

[info]chaly58

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]lbertarian

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]yucca

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]lbertarian

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]lbertarian

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]lbertarian

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]kraepelin

January 28 2012, 13:02:09 UTC 3 months ago

И с точно такими же подробностями могли рассказать как папаша Мирабо мучал своего сына?

[info]clear_text

January 28 2012, 17:57:57 UTC 3 months ago

они рассказывали в ответ.))

[info]kraepelin

3 months ago

[info]7654321i

January 28 2012, 13:02:16 UTC 3 months ago

Вспомнилось, как меня поразило в молодости, как одна молодая француженка мне сказала, что вообще не любит революций и ничего хорошего от них не бывает. Я кажется ей заметила, что они первые начали и подали другим пример. Это не оказалось для нее веским аргументом. 'Ну и что, что мы, что там хорошего то было?'
В разговоре же со своей русской сверстницей чуть раньше я как-то сказала, что люблю стихи, но не про революцию. На что она мне сухо заметила 'О чем же еще писать стихи, если не о Революции?' Мне стало неловко, действительно, что это я. Сейчас я вообще то за эволюцию без революций...но наверное опять что-нибудь не так думаю :)

[info]spamsink

January 28 2012, 17:19:00 UTC 3 months ago

Первые начали не французы (1789), а американцы (1776).

[info]clear_text

3 months ago

[info]spamsink

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]7654321i

3 months ago

[info]spamsink

3 months ago

[info]7654321i

3 months ago

[info]spamsink

3 months ago

[info]evakroterion

January 28 2012, 13:27:32 UTC 3 months ago

Думаю, насчет каждого школьника, это некоторая, скажем, натяжка. Чтоб уж дубиной народной войны этих лягушатников оглоушить. Есть некоторая разница между всеми Кара-Мурзами и общим фоном.

[info]clear_text

January 28 2012, 17:54:52 UTC 3 months ago

каждый школьник из французской спецшколы, вот какое уточнение.

[info]evakroterion

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]Eugene Potapow

January 28 2012, 13:44:41 UTC 3 months ago

У Веллера замечательный рассказ про это есть, "Хочу в Париж":
В подремывающем автобусе он машинально ловил полушепот между гидом и шофером.
- Финиш, завтра этих провожаем, - сказал Дени.
- Старикан этот, ну дотошный, - цыкнул шофер.
- До чертиков надоел...

[info]lbertarian

January 28 2012, 14:11:39 UTC 3 months ago

да, мне тоже приходилось не раз пытаться объяснять, почему в России столько Маратов...

[info]clear_text

January 28 2012, 17:55:10 UTC 3 months ago

!!!

[info]del_vecchio

3 months ago

[info]del_vecchio

3 months ago

[info]uncleslu

January 28 2012, 14:29:05 UTC 3 months ago

Робеспьера французы не любят. Но и анафеме его не предают, как россияне Ленина. Хотя именно Робеспьер первый пытался на практике построить Город Солнца, в котором не приведи, господи, жить. Наверное, потому что у Робеспьера ничего не вышло, и он остался лишь фактом истории. А у Ленина очень даже вышло, увы...

[info]stary_borac

January 28 2012, 14:59:43 UTC 3 months ago

Робеспьера НЕКОТОРЫЕ французы не любят. Но и анафеме его не предают, как НЕКОТОРЫЕ россияне Ленина

[info]uncleslu

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]alise84

January 28 2012, 14:30:07 UTC 3 months ago

А еще нам рассказывают, какой крупный философ Ильин, а на Западе он практически неизвестен.

[info]clear_text

January 28 2012, 17:55:49 UTC 3 months ago

Он и в России не очень-то популярен...

[info]alise84

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]alise84

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]andanton

January 28 2012, 14:42:41 UTC 3 months ago

Я пытался писать на эту тему, очень давно. И заглох. У французов улиц Робеспьера ненамного меньше (если и меньше), чем улиц Дантона. А иначе никак память народная не закрепляется. При чем тут профессура.

[info]clear_text

January 28 2012, 18:03:04 UTC 3 months ago

кто ж его знает, при чем...

[info]stary_borac

January 28 2012, 15:15:23 UTC 3 months ago

Боюсь, что про каждого девятиклассника можно говорить только в рассказах про старорежимные времена. Мало кто вообще что-нибудь читает. Для таких и кроссворды в современном "Огоньке" кажутся сложными (если у кого сохранились "Огоньки" 60-70 годов, сами сравните уровни сложности). Хотя понимаю, что пост не про это

[info]clear_text

January 28 2012, 17:56:47 UTC 3 months ago

времена-то, когда А. К.-М. учился в 9-м классе французской спецшколы, были самые старорежимные - начало семидесятых.

[info]stary_borac

3 months ago

[info]amarao_san

3 months ago

[info]stary_borac

3 months ago

[info]tandem_bike

January 28 2012, 15:45:10 UTC 3 months ago

забавно как.
я только что Вам немножко по похожей теме написала пару постов назад. большинство моих знакомых вообще никак не отреагируют на "робеспьер" - крое того водопроводчика-любителя воий и истории. можно отреагировать "во, тупые пиндосы" - а можно как Ваш друг-профессор - "а и щто не важно и не нужно, вот и "задвинули".

[info]clear_text

January 28 2012, 18:01:15 UTC 3 months ago

недавно один хороший юноша не понял фразу: "его арестовали как троцкиста". "А что такое троцкист?" - спросил он.

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]o_proskurin

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

January 28 2012, 15:45:46 UTC 3 months ago

В США похожая ситуация. Какие-то специфические куски истории, географии или искусства США нам вдолбили в школе. Или они просочились через железный занавес неким случайном образом...

Марк Твен, Селинджер, даже Хэмингуэй! Большинство о них имеет весьма смутноe представление. Образованные же американцы удивляются/ восхищаются нашим знаниями "Над пропастью во ржи", например. Или тому факту, что в свое время в СССР носили свитер под папу Хэма и отращивали бороды.

[info]yucca

January 28 2012, 16:48:20 UTC 3 months ago

МаркТвена, пардон, в школе проходят.

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]yucca

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]yucca

3 months ago

[info]o_proskurin

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]o_proskurin

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]o_proskurin

3 months ago

[info]o_proskurin

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]tandem_bike

3 months ago

[info]iz_chicago

3 months ago

[info]mishafurman

January 28 2012, 16:46:27 UTC 3 months ago

"Мой друг, философ и историк Алексей Кара-Мурза" - это сын или внук Алексея Сергеевича?

[info]clear_text

January 28 2012, 17:57:33 UTC 3 months ago

сын, надо полагать.

[info]mishafurman

3 months ago

[info]clear_text

3 months ago

[info]chaly58

January 29 2012, 01:17:39 UTC 3 months ago

По моему у китайцев, лет за 400-500 было уже что-то подобное, как восстание красных повязок. И роль государственной идеологии заняло учение Чжу Си, знаменитого конфуцианского учёного эпохи Сун.

[info]lbertarian

January 29 2012, 02:14:33 UTC 3 months ago

(о Майн Риде и Сэлинджере выше)
как все же тяжело в чужом монастыре от своего устава избавиться. то ли дело в том, что устав железными гвоздями в голову вбивали, то ли в неслыханном либерализме самого монастыря. а правильный ответ - и в том, и в другом.

[info]iz_chicago

January 29 2012, 05:46:11 UTC 3 months ago

да нет, мне не трудно. Интересно узнавать новое. Например, я узнал в местных старинных холодильниках праотцов советских ЗиЛов или как там они назывались?

[info]lbertarian

3 months ago

[info]o_proskurin

January 29 2012, 05:29:42 UTC 3 months ago

Это что! Мне довелось в прошлом году оказаться в Париже на улице Мари Роз... И никто, никто из аборигенов не имел представления о том, кто тут жил!...)
(Дом, принадлежавший некогда Коммунистической партии Франции, продан; новый владелец снял мемориальную доску. Остался только след: http://www.flickr.com/photos/goshan/5747628100/)

[info]iz_chicago

January 29 2012, 06:10:25 UTC 3 months ago

В Цюрихе, кажется, на доме, где жил ленин, есть милая мемориальная табличка , в которой говорится, что здесь жил "Fuhrer der Communistischen parti..."

[info]lbertarian

3 months ago

[info]lbertarian

January 29 2012, 18:44:19 UTC 3 months ago

косвенно вы меня вдохновили
http://lbertarian.livejournal.com/264881.html
и поэтому путину нет. :)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…