?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

самые разные книжки

БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. 42

ПЕТР ПАВЛЕНКО

Да, роман* как будто принят хорошо. Самое смешное, что вторая половина его еще не разрешена. Но я не думаю о его судьбе. Я пишу уже другое и об этом другом думаю. Да и вообще до книг ли сейчас!
Скоро будет война – это главное. Я думаю о ней много и глубоко. Она решит вещи более важные, чем детали наших биографий, и будет первой великой и справедливой войной в истории. Написать о ней или записать ее, вернее, пока успеешь – вот что будут читать люди и через 100 и через 500 лет, как мы читаем «Анабазис» или «Записки» Юлия Цезаря.
(1936)
__
*роман П.Павленко «На Востоке» («Знамя», 1936, №№ 7 и 12)

[ Но вот что особо интересно: о какой будущей войне пишет Павленко в цитированном письме своему другу Слонимскому от 3 ноября 1936 г.? Аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор и аннексия Судет, «Хрустальная ночь» - это все произойдет через два года, в 1938-м. Окончательная оккупация Чехословакии и претензии к Польше – 1939-й. «План ОСТ» и Операция «Барбаросса» - 1940-й год.
Что это за «первая великая и справедливая война в истории»? ]

В книге: Борис Фрезинский, Писатели и советские вожди. М., «Эллис Лак», 2008. С. 265.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
carmody56
Mar. 7th, 2012 12:24 pm (UTC)
Виктор Суворов, "Ледокол" и "День М". И куча следующих, уточняющих детали книг. Как раз об этой будущей войне.
clear_text
Mar. 7th, 2012 12:29 pm (UTC)
то есть Суворов если и "фальсифицирует", то не очень?
kot_begemot
Mar. 7th, 2012 12:43 pm (UTC)
Строго говоря, он вообще не фальсифицирует. Он выбирает удобные ему факты и ими активно трясёт, а неудобные - заметает под коврик.
carmody56
Mar. 7th, 2012 12:58 pm (UTC)
Общий его посыл никто не опроверг. А ошибки у него есть, Марк Солонин прекрасно его дополнил.
Но спорить с его "противниками"... ну конечно же, никак товарищсталин не мог готовить агрессию!))
wojzeh
Mar. 7th, 2012 02:12 pm (UTC)
по-моему, он с самого начала и много где по ходу книги говорит о том, что опирается исключительно на опубликованную информацию.
alliruk
Mar. 7th, 2012 12:33 pm (UTC)
Ну, скажем, и Симонов в это время много такого писал. Вот, например, "Новогодний тост" 1937 года:

Своей судьбе смотреть в глаза надо
И слушать точки и тире раций.
Как раз сейчас, за тыщу верст, рядом,
За "Дранг нах Остен" - пиво пьют наци.

Друзья, тревожиться сейчас стоит,
Республика опять в кольце волчьем.
Итак, поднимем этот тост стоя
И выпьем нынче в первый раз молча,

За тех, кому за пулемет браться,
За тех, кому с винтовкой быть дружным,
За всех, кто знает, что глагол "драться" -
Глагол печальный, но порой нужный.

За тех, кто вдруг, из тишины комнат,
Пойдет в огонь, где он еще не был,
За тех, кто тост мой через год вспомнит
В чужой земле и под чужим небом!

Судя по другим стихам этого периода, воевать собирался именно с Германией: http://alkir.narod.ru/ssc/oral/13simonov.html

Возможно, это было эхо Испании...
clear_text
Mar. 7th, 2012 01:10 pm (UTC)
может быть.
Но согласитесь, Павленко странно как-то сформулировал.
Нет бы: "на нас нападут и мы победим".
onkel_hans
Mar. 7th, 2012 03:34 pm (UTC)
А зачем на нас нападать? Была же идея Мировой революции. Мы сами пойдем и все завоюем. Интернационал.

Кстати, не посмотрели занятный польский фильм "Варшавская битва - 1920"?
vitus_wagner
Mar. 7th, 2012 12:33 pm (UTC)
Ну вообще-то маршал Фош еще в 18-м, выходя из вагона, где было подписан мир с Германией, сказал "Это не мир, это перемирие на 20 лет". Так что понимание о том, что Вторая Мировая вот-вот будет было, по-моему, в 30-е годы общим местом. У Симонова (правда, несколько позже, ближе к Халхин-Голу) такое тоже проскальзывает:

"Когда-нибудь, сойдясь с друзьями
Мы вспомним через много лет
Как в землю врезан был краями
Жестокий гусеничный след".

Тем более, что в 36 уже началась гражданская война в Испании.
amofares
Mar. 7th, 2012 12:47 pm (UTC)
Как это "какая война"? Понятно какая.
Седьмой конгресс Коммунистического Интернационала (25 июля — 20 августа 1935 г.) основная тема заседаний: решение вопроса о консолидации сил в борьбе с нарастающей фашистской угрозой.
gekkkon
Mar. 7th, 2012 12:56 pm (UTC)
Очевидцев уже не спросить, но панорамка тех лет получается мрачная.
Германия поднимается с колен и голодно цыкает зубом.
Италия с 1935 воюет в Африке, травит эфиёпов газами.
В 1936 -- "гражданская" (при активном участии Германии и СССР) война в Испании.
И Восток начинает ярко алеть примерно тогда же -- перед японо-китайским обострением лета 1937 там сильно тлело.
gekkkon
Mar. 8th, 2012 12:08 am (UTC)
Да, забыл добавить Польшу, которая примерно в то же время требует от Лиги Наций передать ей приличествующую часть германских колоний;)
И финнов, которые примерно в те же годы рисуют великую Финляндию куда-то до Урала.
И про засушливые годы в начале тридцатых, что тоже способствует цыканию зубом в сторону соседских запасов.
Может, Гумилёв не шутил про припадки периоды пассионарности? Может, вблизи эти периоды выглядят вот как-то так?
b_insider
Mar. 7th, 2012 01:00 pm (UTC)
ждали войны
clear_text
Mar. 7th, 2012 01:10 pm (UTC)
ждали агрессии? или готовились напасть?
chert999
Mar. 7th, 2012 01:18 pm (UTC)
думаю - и то, и другое. все-таки, мир был еще не атомный, и даже кавалерия еще считалась вполне полноценным и чуть ли не самым важным родом войск...
clear_text
Mar. 7th, 2012 01:20 pm (UTC)
да уж... насчет кавалерии - это верно.
b_insider
Mar. 7th, 2012 01:48 pm (UTC)
если судить по пропагандистскому настрою печати тех лет, то ждали агрессии и готовились ее отразить. но ведь хитрость советской власти в том и состояла, что пропагадистская машина заявляла не обо всех истинных намерениях советской власти ( в заявлениях - самая демократичная Конституция, а в реальности - охо-хо....).
конечно, все заключения здесь основываются на очень шаткой почве, но ведь и документального подтверждения требовать,наверно сложно. опять же из-за того только, что заявляться и писаться могло что угодно, а реальность от этого могла сильно отличаться
onkel_hans
Mar. 7th, 2012 03:38 pm (UTC)

Хотят ли русские войны?



В русском сознании война - это когда "враг" воюет на русской территории. Когда русские воюют на чужой земле - это не война, когда русские нападают на других - это не агрессия. Это справедливость.

aron_turgenev
Mar. 7th, 2012 01:36 pm (UTC)
Простите за банальность, но как насчет "Но мы еще дойдем до Ганга, но мы еще умрем в боях"? Написано позже, но дух времени молодежь впитала.
clear_text
Mar. 7th, 2012 01:44 pm (UTC)
да, да, да...
Дохождение до Ганга - уже не подтянешь к "За "Дранг нах Остен" пиво пьют наци".
Это уже свой "Дранг нах Зюден"...
(Deleted comment)
clear_text
Mar. 7th, 2012 02:12 pm (UTC)
да роман-то назывался "На Востоке" и был совсем про другое... Павленко пишет - что уже о нем забыл...
vitus_wagner
Mar. 7th, 2012 02:32 pm (UTC)
А на Востоке - так там с 32-го полыхало.
candidg
Mar. 7th, 2012 02:34 pm (UTC)
Война в Испании уже по сути была началом будущего противостояния. К войне с фашизмом шла открытая и широкая подготовка, начиная с с кино и кончая поголовным вступлением в ряды Осоавиахима. И всего 15 лет прошло с окончания Гражданской войны и интервенции.

В то же время трактовать эту подготовку как главное свидетельство планов нападения СССР - довольно странно. Бедный Израиль тогда просто не выдерживает никаких проверок на миролюбие. :)
clear_text
Mar. 7th, 2012 05:28 pm (UTC)
а никто его и не собирается тестировать столь жестоко...
iz_chicago
Mar. 8th, 2012 03:50 am (UTC)
В том-то и правда ранних книг Суворова, что они ничего нового нам не сообщают. Просто расставляют точки над ё :-) ВСЯ советская пропаганда вела ураганный огонь по цели: "могучим ударом ответим на агрессию прихвостней империализма и перенесем войну на его территорию! Вслед за этом пронесем факел мировой революции к стенам Парижа, Берлина и Лондона." Было снято немало фильмов именно по стандатному плану ГШ РККА: ответ на провокацию, развертывание, переход в наступление и победа. "малой кровью могучим ударом."

Финская компания была репетицией, к счастью довольно неудачной, вот такого освобождения Европы.

У того же симонова: "Под Кенигсбергом на рассвете мы будем ранены вдвоем. И отлежимся в лазарете и что-то там и в бой пойдем." Что им, мать вашу, под Кенигсбергом делать, кроме как взламывать многовековую оборону Восточной Пруссии, отрезая Германию от Балтики?
( 25 comments — Leave a comment )