?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

на темы морали

СИСТЕМА, ПРИКАЗ И МАТФ. 7. 1

Бывало, говоришь о какой-нибудь особенной подлости или жестокости, или аморальности, и тут же слышишь:
«Да перестаньте вы! Человек просто встроен в систему. Он поступает так, как поступают все вокруг. Таковы правила игры, и не он эти правила придумал!»
или:
«Он просто выполняет приказ! Если не выполнит, то его накажут. Уволят с работы. А у него семья, дети».
и даже на высочайшем духовном уровне, этак назидательно:
«А собственно, какое мы имеем право судить?»

 Отлично. Вот известный снимок.




Этот человек, который в пилотке и с винтовкой, он встроен в систему, верно ведь? Все вокруг, и он тоже. Не он первый, не он последний. И уж конечно, все это не он сам выдумал.
А если он ослушается приказа, его немедленно, сами понимаете…
И вообще, не надо никого судить.
Здорово, правда?

Comments

( 199 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
(Deleted comment)
hollandrat
Apr. 12th, 2012 01:25 pm (UTC)
Так речь идёт о массовых убийствах мирных граждан или всё-таки о чём-то другом?
clear_text
Apr. 12th, 2012 01:36 pm (UTC)
это фрагмент снимка - убийство мирных граждан на Украине.
(no subject) - hollandrat - Apr. 12th, 2012 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollandrat - Apr. 12th, 2012 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollandrat - Apr. 12th, 2012 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 12th, 2012 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unomos - Apr. 14th, 2012 03:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - hollandrat - Apr. 12th, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollandrat - Apr. 12th, 2012 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hollandrat - Apr. 12th, 2012 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tzirechnoy - Apr. 15th, 2012 08:38 am (UTC) - Expand
pasha_1980l
Apr. 12th, 2012 01:26 pm (UTC)
А как можно судить, если перед тобой лично дилемма убить или быть убитым не ставилась?
Если кто-то выбрал в этой ситуации "убить", он от этого не становится хуже того, кого бремя выбора по объективным или субъективным причинам миновало.
arimotozuka
Apr. 12th, 2012 01:28 pm (UTC)
он хуже становится от выбора своего.
а не от того, что перед ним такой выбор встал.
(no subject) - pasha_1980l - Apr. 12th, 2012 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 12th, 2012 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pasha_1980l - Apr. 12th, 2012 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bisey - Apr. 13th, 2012 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pasha_1980l - Apr. 12th, 2012 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pasha_1980l - Apr. 12th, 2012 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pasha_1980l - Apr. 12th, 2012 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 02:02 pm (UTC) - Expand
greatgonchar
Apr. 12th, 2012 01:26 pm (UTC)
Спорить не буду. Но на самом деле все же сложнее, правда? Особенно, когда сам когда-то в шкуре оказался. Тогда легче прощать.
emmanuelle_cunt
Apr. 12th, 2012 06:14 pm (UTC)
в шкуре карателя с ружжом?
(no subject) - greatgonchar - Apr. 12th, 2012 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Apr. 12th, 2012 11:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greatgonchar - Apr. 13th, 2012 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_frumkin - Apr. 13th, 2012 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greatgonchar - Apr. 13th, 2012 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_frumkin - Apr. 13th, 2012 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greatgonchar - Apr. 13th, 2012 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_frumkin - Apr. 13th, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greatgonchar - Apr. 13th, 2012 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_frumkin - Apr. 13th, 2012 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greatgonchar - Apr. 13th, 2012 01:14 pm (UTC) - Expand
adesigna
Apr. 12th, 2012 01:27 pm (UTC)
И вопросов тоже лучше не задавать. Особенно публичным людям.
clear_text
Apr. 12th, 2012 01:36 pm (UTC)
а то накажут?
(no subject) - adesigna - Apr. 12th, 2012 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 12th, 2012 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - adesigna - Apr. 12th, 2012 05:52 pm (UTC) - Expand
arimotozuka
Apr. 12th, 2012 01:27 pm (UTC)
о, насчет права судить - это совсем не про системную этику и мораль
а вообще даже про карму
я полагаю
febb
Apr. 12th, 2012 01:28 pm (UTC)
Ну и зачем вы такие страшные снимки помещаете?
gutleib
Apr. 12th, 2012 02:12 pm (UTC)
Что в нем страшного?
(no subject) - ping8 - Apr. 13th, 2012 04:27 am (UTC) - Expand
piligrimsha
Apr. 12th, 2012 01:31 pm (UTC)
Считаю, что у человека всегда есть выбор, в любой системе. Даже, если это вопрос смерти, ведь это всего лишь смерть, умрем итак.

Считаю, что только сам человек отвечает за все, происходящее с ним, нет никаких виноватых извне, никакой системы, страны, заставили, вынужден был.

Про "не суди". Действительно, есть понятие "не суди", но нет понятия "не критикуй". Суд отличается от критики негативной энергией, направленной на осуждаемого. Это плохо отражается на осудившем. Поэтому написано "не суди". А критиковать с внутренним чувством любви к критикуемому - пожалуйста.
forcomments76
Apr. 12th, 2012 02:44 pm (UTC)
Плюсую. Этот вопрос хорошо освещен в "Невыносимой легкости бытия".
И ведь кроме вопроса "что должен был сделать человек в такой ситуаци" еще можно задать вопрос "как человек докатился до такой ситуации".
(no subject) - piligrimsha - Apr. 12th, 2012 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Apr. 13th, 2012 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piligrimsha - Apr. 13th, 2012 12:22 pm (UTC) - Expand
livelight
Apr. 12th, 2012 01:32 pm (UTC)
И что самое интересное.
Вот у нас в Жуковском лесу, как и ранее в химкинском: помогающие (как действием, так и бездействием) беззаконию пенты, допустим, встроены в систему. Но для непосредственно творящих его ЧОПовцев даже такого оправдания нет - однако же, кто уже начал таким образом оправдывать всех преступников подряд, тот вряд ли ограничится одними пентами.
alexchorg
Apr. 12th, 2012 01:33 pm (UTC)
Человек в абсолютном большинстве своём слаб!
ptica_gamayun
Apr. 12th, 2012 01:39 pm (UTC)
А еще туп, жаден, труслив, похотлив, хвастлив и ленив…
(no subject) - alexchorg - Apr. 12th, 2012 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 12th, 2012 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Apr. 13th, 2012 12:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Apr. 13th, 2012 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexchorg - Apr. 12th, 2012 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexchorg - Apr. 12th, 2012 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Apr. 13th, 2012 12:03 am (UTC) - Expand
gudmunsdottir
Apr. 12th, 2012 01:36 pm (UTC)
если немедленно - его самого, это еще полбеды. а ведь бывает и не только его...
известный анекдот.
состязаются американская и китайская армии - у кого солдаты дисциплинированней, где больше слушаются приказов.
поставили американского и китайского солдат на площадку, которая заканчивается обрывом. американец дает приказ своему - "вперед!" тот марширует, но перед обрывом останавливается. ему командир орет: "вперед!" - а он стоит. у солдата спрашивают - ты почему не пошел вперед. как было приказано? он отвечает - ну как же я могу, это же самоубийство, у меня ведь семья, родители, жена, дети...
китайский же солдат идет, доходит до обрыва, и делает шаг в пропасть и падает. его подбирают, откачивают и спрашивают: "зачем ты шагнул в пропасть, что, не мог остановиться?" а он отвечает - ну как же я могу, это же самоубийство, у меня ведь семья, родители, жена, дети...
так что иногда бывает выбор - либо чужая семья, дети, либо своя собственная. и что будет со своей собственной в случае непослушания, бог ведает. может, пуля в затылок благодеянием покажется.
с точки зрения всеобщей морали - да, это ужасно. но ведь судят только тех, кто проиграл. победителей не судят. как правило, судят победители. и не потому, что кто-то моральней, кто-то нет. просто потому, что они могут судить, а вторая сторона не может.
ужасно, да.
но жизненно.
clear_text
Apr. 12th, 2012 01:38 pm (UTC)
победителей тоже судят. Правда, не сразу.
(no subject) - gudmunsdottir - Apr. 12th, 2012 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 12th, 2012 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gudmunsdottir - Apr. 12th, 2012 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 12th, 2012 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gudmunsdottir - Apr. 12th, 2012 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Apr. 12th, 2012 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 12th, 2012 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snowisland - Apr. 12th, 2012 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Apr. 12th, 2012 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - susanne_m - Apr. 12th, 2012 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mtyukanov - Apr. 12th, 2012 08:25 pm (UTC) - Expand
toudaimori
Apr. 12th, 2012 01:40 pm (UTC)
Вспомнилась цитата из "Писем из деревни":

"Однако же Сидор, например, выслушав рассказ о том, что турки схва­тили болгарина с женой и ребенком, изрубили ребенка, зажарили и за­ставили отца съесть, нисколько, по-видимому, не возмущаясь таким ужас­ным зверством, не ахая, не охая, совершенно спокойно замечает, зачем же он ел?"

Окончательный выбор всегда за человеком. Если он не хочет чего-то делать, его не заставят никакие системы и враги. Нельзя заставить быть подлецом, это можно только сделать добровольно.
clear_text
Apr. 12th, 2012 01:42 pm (UTC)
да.
(no subject) - toykhee_menky - Apr. 17th, 2012 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - pasha_1980l - Apr. 12th, 2012 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - toudaimori - Apr. 12th, 2012 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - galyad - Apr. 12th, 2012 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pasha_1980l - Apr. 12th, 2012 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Apr. 12th, 2012 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitchel - Apr. 12th, 2012 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svrr - Apr. 12th, 2012 09:05 pm (UTC) - Expand
seespirit
Apr. 12th, 2012 01:42 pm (UTC)
Ваш метод рассуждения часто применяется в математике.
А именно, берется некоторое утверждение и смотрится, во что оно выливается в предельном, экстремальном случае. Если утверждение не выдерживает такого испытания, то оно неверно вообще.
В математике этот метод работает прекрасно, а вот так ли он универсально хорош за ее пределами, я не уверен.
clear_text
Apr. 12th, 2012 01:51 pm (UTC)
и я не знаю...
(no subject) - gutleib - Apr. 12th, 2012 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tzirechnoy - Apr. 15th, 2012 08:43 am (UTC) - Expand
notabler
Apr. 12th, 2012 01:57 pm (UTC)
Уже и забыла, откуда было (у Платонова, что ли) насчет линии, разделяющей добро и зло. Мы делаем один маленький шажок, завтра - еще один. В конце концов линия становится затоптанной и неразличимой. Однако когда дело идет об особой подлости или жестокости, тут проще - нет оправдания, нет прощения. С мелкими отклонениями от моральных норм сложнее.
clear_text
Apr. 12th, 2012 05:38 pm (UTC)
ага.
gutleib
Apr. 12th, 2012 02:25 pm (UTC)
Угу, я тоже согласен, нельзя судить. У нас все всех судят, и каждый по другой шкале.

Спасибо за тему. Интересно послушать, что могут сказать.

Я честно скажу, я уже понял, я слишком хрупкий -- я не вынесу ни выполнять такое, ни нести наказание за отказ. Поэтому мое решение -- перестать здравомыслить и резать того, до кого дотянусь из приказующих. Это закончится быстро, и, может оказаться веселым занятием.
clear_text
Apr. 12th, 2012 05:45 pm (UTC)
а я считаю, что судить необходимо. Иначе теряется человеческое. Волк не судит волка. А человек человека - непременно.
(no subject) - artx - Apr. 14th, 2012 01:04 am (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 199 comments — Leave a comment )