?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И… И ЧТО?

По поводу предыдущего поста.
Мне написали в комментариях, что закрытие страны – это, конечно, ужас; но в этих условиях сформировалась советская интеллигенция.
Но мне вдруг показалось, что советской интеллигенции – не было.
Как единого целого, я имею в виду.
Ну, нельзя же на полном серьезе считать советской интеллигенцией тех, кто регулярно читал «Литературку», «Новый мир», «Знамя» и прочие прогрессивные издания!
А если считать так, то придется признать, что она, советская интеллигенция, сформировалась только к концу 1970-х, окрепла в перестройку и растворилась в начале 1990-х. То есть жизни ее было с гулькин век. Как-то даже обидно.

Мне кажется, были вот какие люди.
Были просто специалисты, люди с образованием и/или талантом. Они просто работали. Не старались специально прислужиться власти, не были замешаны в репрессиях, но и не выступали против режима. Среди них были богатые и бедные, знаменитые и безвестные. Такие были и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе.
Среди них была некоторая – не очень большая! – доля скрытых противников режима.
Были диссиденты, маргиналы, подпольщики. Борцы.
Наконец, были дорогие проститутки, рьяно служившие режиму за особые подачки, льготы, ордена, должности. Причем (в отличие от специалистов) их доходы и ордена сильно превышали их реальный творческий вклад. Такие, что ли, баловни судьбы. Фавориты власти.

Совестливые и бессовестные люди были в любой из этих категорий.
Кочетов доставал заграничные лекарства писателям-диссидентам; Фадеев кому-то тайно помогал, а потом и вовсе застрелился от тоски и раскаяния.
А один прекрасный филолог и историк каленым железом вытравлял своих оппонентов отовсюду, откуда мог – а мог он многое, ибо был членом всех ученых советов и редколлегий по своей специальности.

Ну, и конечно – одна-две трагические фигуры.
Которые колебались между звездами-премиями и попытками как-то бороться. Сахаров до ссылки в Горький (после чего он стал чистым диссидентом, борцом). Ну, еще, может быть, Шостакович (по каким-то отрывочным сведениям). Больше не могу вспомнить.

Я не знаю историю Германии, Испании, Италии, Аргентины, Румынии при Антонеску и Чаушеску, Греции при «полковниках» – но сдается мне, при любом авторитарном или тоталитарном режиме всё примерно так же…
А как обстоят дела с интеллигенцией при демократическом режиме, я просто понятия не имею.

Comments

( 138 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
tetka73
Jun. 8th, 2012 05:30 pm (UTC)
Никак не обстоит. При демократическом режиме в понятии интеллигенция почему-то не возникает необходимости. :)
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:31 pm (UTC)
вот я тоже о чем-то таком смутно догадывался...
(no subject) - viktor_ch - Jun. 9th, 2012 03:45 am (UTC) - Expand
alelikand
Jun. 8th, 2012 05:32 pm (UTC)
Смотря что понимать под "единым целым"...
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:45 pm (UTC)
то, что не разбегается на группы, не распадается на кусочки...
(no subject) - alelikand - Jun. 8th, 2012 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alelikand - Jun. 8th, 2012 05:58 pm (UTC) - Expand
ok_66
Jun. 8th, 2012 05:38 pm (UTC)
Или, как вариант, в этих условиях русская интеллигенция деградировала до советской.
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:45 pm (UTC)
ну, разве как вариант...
domohozjayka
Jun. 8th, 2012 05:40 pm (UTC)
Сахаров - задолго до ссылки. Иначе и ссылки бы не было, разве нет?
К диссидентам могу себя причислить, ладно, к маргиналам - ну вряд ли. К подпольщикам - все тогдашние питерские гэбилы умрут со смеху... "Борец" же - понятие расплывчатое.
Почему нельзя причилить к интеллигенции тех, кто читал? "Просто читал", кстати?
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:44 pm (UTC)
нельзя. Карл Маркс, Макс Вебер, Талкотт Парсонс, Энтони Гидденс в четыре глотки орут: "низзззяя!"
natalijia
Jun. 8th, 2012 05:43 pm (UTC)
А когда у крестьян паспорта отобрали? В то же время?
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:46 pm (UTC)
паспорта в Российской республике ОТМЕНИЛИ в 1918 году. Даже успели в энциклопедии написать (в конце 20-х) что паспорт - орудие закабаления народа... Их ВВЕЛИ в 1932, а крестьянам НЕ ДАЛИ.
(no subject) - natalijia - Jun. 8th, 2012 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natalijia - Jun. 8th, 2012 07:31 pm (UTC) - Expand
b_george
Jun. 8th, 2012 05:47 pm (UTC)
уместно ли вспомнить, что слово "интеллигенция" сугубо русское и, насколько мне известно, ее аналогов не существует в других языках?
и давайте вспомним, что была СОВЕТСКАЯ интеллигенция, а была СОВЕТСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ интеллигенция (ну, как там было в святцах: союз рабочих, крестьян и ТВОРЧЕСКОЙ интеллигенции).
и не могу не вспомнить, как со значением и нажимом говорила одна одесская буфетчица : " Мы с вами поймем друг друга. Мы же с вами ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ люди!"
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:52 pm (UTC)
не-не-не. Рабочих, крестьян и НАРОДНОЙ интеллигенции!
(no subject) - b_george - Jun. 8th, 2012 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_george - Jun. 8th, 2012 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - intercedo - Jun. 8th, 2012 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - b_george - Jun. 8th, 2012 06:41 pm (UTC) - Expand
tabro
Jun. 8th, 2012 05:50 pm (UTC)
Я думаю, что в Вашем списке не хватает Б. Пастернака
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:52 pm (UTC)
мой список не окончателен, разумеется. Вы правы!
(no subject) - alextr98 - Jun. 8th, 2012 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tabro - Jun. 9th, 2012 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - tabro - Jun. 9th, 2012 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - alextr98 - Jun. 10th, 2012 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tabro - Jun. 10th, 2012 10:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alextr98 - Jun. 10th, 2012 10:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tabro - Jun. 10th, 2012 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alextr98 - Jun. 10th, 2012 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tabro - Jun. 10th, 2012 10:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alextr98 - Jun. 10th, 2012 10:59 pm (UTC) - Expand
_a_s_
Jun. 8th, 2012 05:51 pm (UTC)
Тот самый Кочетов, который "Чего же ты хочешь?"?
clear_text
Jun. 8th, 2012 05:52 pm (UTC)
Да, да, да!
(no subject) - _a_s_ - Jun. 8th, 2012 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _a_s_ - Jun. 8th, 2012 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andanton - Jun. 8th, 2012 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _a_s_ - Jun. 8th, 2012 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 07:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _a_s_ - Jun. 8th, 2012 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 9th, 2012 09:54 am (UTC) - Expand
vit_r
Jun. 8th, 2012 06:00 pm (UTC)
Ну да. У дочки на экзамене по истории была тема "Немецкое сопротивление нацизму"

Работы по темам Ленина и Партии шли по повышенной ставке. Так что всё чисто капиталистически. При демократии интеллигенция покупается несколько дороже и любит быть "против", потому как это выгоднее.
kot_begemot
Jun. 8th, 2012 06:07 pm (UTC)
При демократии (во всяком случае при европейском или американском варианте её) интеллигенция (или вернее считающая себя таковой интеллектуальная элита), как правило, скатывается в ультра-либерализм, граничащий с коммунизмом.
(no subject) - vit_r - Jun. 8th, 2012 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kot_begemot - Jun. 8th, 2012 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Jun. 8th, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
kot_begemot
Jun. 8th, 2012 06:04 pm (UTC)
Трагических фигур было довольно много. Тот же Галич, например. Он ведь начинал как вполне успешный советский драматург, его пьесы шли в московских театрах.
clear_text
Jun. 8th, 2012 06:14 pm (UTC)
не совсем. У него был "путь". Он не был, как Сахаров, одновременно работник ядерного центра - и диссидент в душе.
(no subject) - alextr98 - Jun. 8th, 2012 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 8th, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
_leroy_
Jun. 8th, 2012 06:19 pm (UTC)
В современном западном мире нет понятия "интеллигенция". Что-то похожее на интеллигенцию есть в странах, где подавляющее большинство населения имеет крайне низкий достаток и образовательный уровень. Примеры: Индия, Китай. В России с постепенным нивелированием уровня жизни и образования исчезает и инеллигенция.
Впрочем, в России понятие интеллигенции связано еще с "высоким духовным уровнем", что связано, как мне кажется, с выдавливанием религии из сознания людей в советский период. Это тоже постепенно уходит.
alextr98
Jun. 8th, 2012 06:58 pm (UTC)
> нивелированием уровня жизни и образования
А нивелирование оно вверх или таки вниз?
(no subject) - _leroy_ - Jun. 8th, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buravstakane - Jun. 8th, 2012 11:07 pm (UTC) - Expand
signamax
Jun. 8th, 2012 06:29 pm (UTC)
Не то чтобы я отрицал понятие интеллигенция но я это понятие на понимаю и себя не отношу

clear_text
Jun. 8th, 2012 07:11 pm (UTC)
понятно. А я вот - то да, то нет, то сам не знаю...
chevrette
Jun. 8th, 2012 06:29 pm (UTC)
А Липкин и Лиснянская, вышедшие из СП в знак солидарности с изгнанными?.. А люди, не подписывавшие подметных писем, писавшие в защиту, та же Ахмадулина с Мессерером?..А Маршак, старый и больной, звонивший редакторам, расторгшим договоры с Бродским накануне суда?..Всякий, кто препятствует несправедливости, особенно в условиях тоталитаризма, интеллигент. У него просто нет выбора.
clear_text
Jun. 8th, 2012 07:12 pm (UTC)
Не интеллигент, а борец, светлая душа.
(no subject) - chevrette - Jun. 8th, 2012 07:25 pm (UTC) - Expand
dumak
Jun. 8th, 2012 06:31 pm (UTC)
Филолог и историк - не Борис ли Александрович Рыбаков?
clear_text
Jun. 8th, 2012 07:05 pm (UTC)
нет. Хотя и этот тоже...
(no subject) - dumak - Jun. 8th, 2012 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Jun. 8th, 2012 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Jun. 8th, 2012 08:34 pm (UTC) - Expand
cartesius
Jun. 8th, 2012 06:32 pm (UTC)
Ну я всегда говорил, что интеллигенция - порождение полутоталитарного режима. Именно полу- поскольку тоталитарный инакомыслящих просто уничтожает. Сейчас, например, настоящая интеллигенция в Иране и в Китае.
clear_text
Jun. 8th, 2012 07:11 pm (UTC)
Вы правильно говорили.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 138 comments — Leave a comment )