?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

матёрая глыбища

ЛИТЕРАТОР

Удивительный парадокс, на мой взгляд, заключается вот в чем.
Лев Николаевич Толстой был прежде всего именно литератор. Par excellence, как говорится. То есть в высшей степени и в истинном смысле слова писатель.
Великий складыватель слов.

Это он прекрасно показал в «Детстве» и «Отрочестве», в «Казаках», и потом в «Фальшивом купоне», в «Смерти Ивана Ильича», в «Отце Сергии», в «Хозяине и работнике» - целиком.
И в массе кусков, фрагментов, глав.
Когда Каренин ждет Анну и хрустит пальцами. Когда Анна бросается под поезд. Да вообще половина «Анны Карениной» - словесный шедевр.
Когда Пьер запускает умывальником в Элен. Дуэль с Долоховым. Обряд принятия Пьера в масоны. Детское томление Наташи. Сцена Наташи и Анатоля и весь этот сюжет
Да много всего.
Но, как справедливо заметил Василий Розанов, этого ему было мало.
Он хотел быть как Будда, Конфуций, Лютер.

Кстати, именно там, где он хотел быть Буддой и Лютером, появлялась знаменитая толстовская «корявость». Горький сказал как-то:
«Думаете, Толстому легко давалась его корявость? Он ведь писал очень ясно, изящно. Но он переписывал девять раз – и на десятый получалось коряво».

Comments

( 80 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
linalinka
Jun. 14th, 2012 01:58 pm (UTC)
Так об этом же Набоков писал:
"Толстой шел к истине напролом, склонив голову и сжав кулаки, и приходил то к подножию креста, то к собственному своему подножию".
И вообще весь набоковский текст о Толстом ровно про то же.
clear_text
Jun. 14th, 2012 02:02 pm (UTC)
понятно! приятно совпасть с умным человеком.
Но раньше нас с Набоковым это сказал Розанов.
(no subject) - viktor_ch - Jun. 14th, 2012 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 14th, 2012 02:06 pm (UTC) - Expand
civil_disput
Jun. 14th, 2012 01:59 pm (UTC)
А Горький - молодец!
clear_text
Jun. 14th, 2012 02:02 pm (UTC)
Да. Смешная фраза.
(no subject) - bbb - Jun. 14th, 2012 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 14th, 2012 04:04 pm (UTC) - Expand
vikoushka
Jun. 14th, 2012 02:03 pm (UTC)
У Хичкока однажды было "Писать плохо - это почти так же трудно, как писать хорошо!" )
clear_text
Jun. 14th, 2012 02:05 pm (UTC)
черт его знает...
(no subject) - lbertarian - Jun. 14th, 2012 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - greta_pinder - Jun. 14th, 2012 10:37 pm (UTC) - Expand
pagan_old
Jun. 14th, 2012 02:12 pm (UTC)
А где парадокс? В том что Ваши взгляды не совпадают с толстовскими?
Лучше бы все-таки спросить у Бога, кем хотел быть Толстой, и кем он был прежде всего.
Я, например, с интересом читал Толстого-литератора (завораживало), а люблю и помню его вопросы и размышления.
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:02 pm (UTC)
конечно, в этом! Разве Вам не сказали, что моими устами глаголет Абсолютная Истина?
(no subject) - pagan_old - Jun. 14th, 2012 08:07 pm (UTC) - Expand
ok_66
Jun. 14th, 2012 02:22 pm (UTC)
Невысокий человек, который мог стать чемпионом мира по шахматам, мо безумно мечтал играть в баскетбол. Не о Толстом, конечно, но...
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:03 pm (UTC)
я бы сказал так: чемпион мира по шахматам, которому захотелось самому вытачивать фигурки.
freakpower
Jun. 14th, 2012 02:23 pm (UTC)
да
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:04 pm (UTC)
вот!
lbertarian
Jun. 14th, 2012 02:24 pm (UTC)
все от гордыни... раз я добился таких высот в одном, значит мне во всём море по колено.

вот вам пример - некоторые скажут что вульгарный до неприличия:
майкл джонсон - баскетболист, чей статус в спорте сопоставим со статусом ЛНТ в литературе. нет чтобы на заслуженный отдых - так он еще в бейсбол подался! недолго музыка играла
avzel
Jun. 14th, 2012 03:08 pm (UTC)
А может, некоторые скажут, что это был Майкл Джордан. С этими некоторыми никогда не поймешь.
(no subject) - lbertarian - Jun. 14th, 2012 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Jun. 14th, 2012 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 14th, 2012 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Jun. 14th, 2012 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 14th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
corbulon
Jun. 14th, 2012 02:24 pm (UTC)
Вся послепушкинская литературная Россия мечтала "быть как Будда, Конфуций, Лютер."
С разной степенью обоснованности, конечно.
(Не очень хорошая мечта.)
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:02 pm (UTC)
наверное, за исключением Чехова.
(no subject) - corbulon - Jun. 14th, 2012 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cher_l - Jun. 14th, 2012 06:21 pm (UTC) - Expand
cher_l
Jun. 14th, 2012 02:25 pm (UTC)
вот я и говорю, все это от отсутствия юмора и самоиронии.
нельзя так серьезно к себе относиться, даже если ты - гений! :)
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:00 pm (UTC)
кстати, да.
k_k_kloun
Jun. 14th, 2012 02:37 pm (UTC)
В России нельзя просто хорошо писать. В России нужно писать коряво, зато"честно мыслить", бороться за Конституцию, права животных, приход к власти правильных кандидатов...
Уровень задавал не Толстой. в его читатели и читательницы- неуравновешеные дамы и разночинцы в нечищенных сапогах. Тем не менее достигнутый им "плохой " уровень впоследствии был превозойден советскими и постсоветскими известными писателями, которые пишут глупо и неграмотно.Кстати, неизвестно, что имел ввиду автор цитаты. Возможно, воспризводил ту самую вывернутую логику "честного направления"
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:00 pm (UTC)
кто что имел в виду - никто никогда не узнает.
(no subject) - lbertarian - Jun. 14th, 2012 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 14th, 2012 05:19 pm (UTC) - Expand
mantix
Jun. 14th, 2012 02:42 pm (UTC)
У Святослава Логинова целое эссе на эту тему есть. Называется вроде "О графах и графоманах".
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:00 pm (UTC)
да, думаю. не у него одного.
Eugene Potapow
Jun. 14th, 2012 02:50 pm (UTC)
Так эта "миссия" его стимулировала, иначе он умерил свой пыл хотя бы ради соблюдения приличий
А разве "писатель - складыватель слов" не более позднее явление? Мне кажется, писатель как профессия - это уже в следующем поколении, нет?
clear_text
Jun. 14th, 2012 03:59 pm (UTC)
не совсем понятно... Профессиональные писатели были всегда. С Гомеровской эпохи...
(no subject) - Eugene Potapow - Jun. 14th, 2012 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 14th, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Jun. 14th, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
piligrimsha
Jun. 14th, 2012 02:55 pm (UTC)
Наверное, потому, что хотел, но не был Буддой. Будде - Буддово.
clear_text
Jun. 14th, 2012 04:00 pm (UTC)
наверное.
betrisa
Jun. 14th, 2012 03:09 pm (UTC)
Согласна. "Филиппок", по-моему, это очень коряво ))
clear_text
Jun. 14th, 2012 03:58 pm (UTC)
)))
natovich
Jun. 14th, 2012 03:29 pm (UTC)
ну Горькому Максиму по десять раз переписывать не приходилось - получалось сразу
опять же всякий психиатр скажет, что проецировать на других свои собственные комплексы в целом свойственно мелким людям, а уж подозревать гения в желании составить компанию Христу или Будде - больше говорить о себе, чем о подозреваемом
неужели так сложно смириться с мыслью, что честность бывает такой величины? и переусложнённость личности тоже?
clear_text
Jun. 14th, 2012 03:58 pm (UTC)
ну, про Толстого это можно сказать вполне обоснованно. Он же заявлял о себе как о религиозном реформаторе.
(no subject) - natovich - Jun. 14th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 14th, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natovich - Jun. 14th, 2012 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lawer_liar - Jun. 15th, 2012 01:04 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 80 comments — Leave a comment )