?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ACTION DIRECTE

Сергей Довлатов пишет:
«Антон Павлович Чехов – первый истинный европеец в русской литературе, занимавшийся исключительно художественным творчеством и не запятнавший себя никакими общественно-политическими выходками и фокусами. Чехов первым добился широкого признания на Западе, лучшие американские писатели охотно говорили о том влиянии, которое оказало на них творчество Чехова, и остается лишь добавить, что у себя на родине Чехов был при жизни объектам самой разнузданной и оскорбительной травли со стороны литературных критиков школы Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Его упрекали в цинизме, бессердечии и равнодушии к страданиям народа, а критик Михайловский даже предрекал ему голодную смерть под забором.
Однако Чехов выказал силу духа, не опустился до общественно-политических телодвижений, сохранил в себе художника и обессмертил свое имя. Его творчество исполнено достоинства и покоя, оно нормально в самом благородном значении этого cлова, как может быть нормально явление живой природы».

Это, конечно, очень мило. Но!
Сначала о Чехове.
«Умрет под забором» сказал не Михайловский, а Скабичевский.
Среди критиков почитателей Чехова было не меньше, чем гонителей.
Когда В.М.Лавров, главред «Русской мысли» назвал его «беспринципным писателем», Чехов ответил: «Беспринципным писателем или, что одно и то же, прохвостом я никогда не был» - и перестал с Лавровым здороваться.
Для cовременника – тексты Чехова полны актуальных политических аллюзий.
Поездка Чехова на Сахалин была именно, говоря по-довлатовски, «общественно-политическим фокусом», за который он заплатил своим здоровьем.
Еще одной «выходкой» Чехова было демонстративное сложение с себя звания почетного академика, потому что царь не утвердил избрание Горького. Академия стала по стойке смирно, а Чехов в знак протеста вышел из состава академиков.
Чехов, наконец, перестал сотрудничать с «Новым временем» и рассорился с Сувориным, потому что последний в деле Дрейфуса занял антисемитскую позицию.

Теперь о европейцах. В защите Дрейфуса активное участие принимал Золя (его знаменитая статья «Я обвиняю!»). Гюго написал открытое письмо, чтоб Франция не выдавала какого-то беглого народовольца. Что уж говорить о Вольтере, Руссо и Байроне, которые не чурались не только прямого политического высказывания, но и прямого политического действия.

P.S. Широкого признания на Западе первым (начиная с 1886 года) добился все-таки Достоевский.
Что касается «нормальности» творчества Чехова – это какая-то поразительная психологическая и литературоведческая девственность.
Так что вот. Чехов – величайший писатель, мировой гений. Но не потому, что он брезгливо отворачивался от политики и был «нормальным».
Довлатов – превосходный автор. Я его обожаю.
Но здесь он всё напутал. Бывает.

Comments

( 145 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
viktor_ch
Jun. 15th, 2012 11:19 am (UTC)
Я знаю таких, кто возбуждается эротически, чтобы проявиться политически. И наоборот.
Е. Лец
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:21 am (UTC)
и я тоже.
notabler
Jun. 15th, 2012 11:19 am (UTC)
Все верно.
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:21 am (UTC)
спасибо!
status_constr
Jun. 15th, 2012 11:20 am (UTC)
"Он не лез в политику", вероятно, означает в данном случае "Он не пытался политикой, точнее, злобой дня подстегнуть интерес публики к себе и к своему творчеству".
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:24 am (UTC)
В любом случае надо писать прямо.
В случае с поездкой на Сахалин - Чехова именно в этом и обвиняли.
И во времена Руссо находились люди, которые говорили, что он написал "Общественный договор", чтобы пропиарить "Новую Элоизу" и "Исповедь".
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartesius - Jun. 15th, 2012 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Jun. 15th, 2012 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Jun. 15th, 2012 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cher_l - Jun. 15th, 2012 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 06:26 pm (UTC) - Expand
katya_bushueva
Jun. 15th, 2012 11:25 am (UTC)
Чехов построил школу для крестьянских детей в своих владениях. А когда Чехову пришлось уехать лечиться, школа быстро развалилась, а крестьяне растащили имущество по избам. И вообще у меня сложилось ощущение, что Чехов только о народе-то и думал, и мысли эти были для него болезненными и мучительными...
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:29 am (UTC)
мне тоже так кажется. Он работал на переписи, он лечил крестьян. А его мучительные мысли о народе - в рассказах "В овраге", "Мужики", "Убийство", и особенно "Новая дача".
(no subject) - katya_bushueva - Jun. 15th, 2012 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 12:57 pm (UTC) - Expand
yurism
Jun. 15th, 2012 11:31 am (UTC)
"не запятнавший себя никакими общественно-политическими выходками и фокусами"

Потрясающе. Фразочка достойная сегодняшних перлов от ЕР про тех, кто ходит на митинги. Незаслуженно грязью облиты и Чехов, и школа Белинского, и истинные европейцы в литературе.
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:32 am (UTC)
да. и мне особенно жалко, что из уст Довлатова.
(no subject) - yurism - Jun. 15th, 2012 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 11:45 am (UTC) - Expand
lbertarian
Jun. 15th, 2012 11:31 am (UTC)
критиковать не-беллетристику довлатова - это из пушки по воробьям. человека, который хвастался в том, что за столько лет жизни в Н-Й не посетил ни одного музея, трудно заподозрить в глубокой осведомленности во всем, что выходит за круг его личных переживаний.
(это при том, что я также ценю его прозу; более того, чуть за нее не пострадал: слушал в машине и от хохота чуть в другую машину не врезался :)
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:32 am (UTC)
да, наверное, Вы правы...
Eugene Potapow
Jun. 15th, 2012 11:34 am (UTC)
"Товарищ, лекция для колхозников"студентов северной каролины. Какое дело Дрейфуса, какой Скабичевский? Там ясно сказано "американские писатели"

Edited at 2012-06-15 11:35 am (UTC)
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:44 am (UTC)
ааа... Господи, вот ведь какой я лопоухий... Удалить, что ли, пост?
(no subject) - Eugene Potapow - Jun. 15th, 2012 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Jun. 15th, 2012 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 02:34 pm (UTC) - Expand
snowisland
Jun. 15th, 2012 11:38 am (UTC)
Его творчество исполнено чего? ПОКОЯ?!
clear_text
Jun. 15th, 2012 11:44 am (UTC)
во-во...
myhumblecomment
Jun. 15th, 2012 11:47 am (UTC)
> Сначала о Чехове, затем о европейцах ...
и наконец о Довлатове -
верно, превосходный. Его нетрудно любить. Но - одномерный, что ли.
Маловато извилин: и на бумаге, и возможно - в голове. Часто повторялся.
clear_text
Jun. 15th, 2012 12:50 pm (UTC)
ну, многие повторялись, ничего.
Как говорил тов. Ленин, "будем ценить их за то, что они дали".
alpolish
Jun. 15th, 2012 11:53 am (UTC)
Есть ещё одно тёмное пятнышко на чеховском досье. Я имею в виду критику его пьес Буниным, что, мол, не стоило купеческому потомку разбираться в анатомии упадка русского дворянства конца XIX в.
Но это уже пусть, кому надо, с Буниным разбираются.
clear_text
Jun. 15th, 2012 12:49 pm (UTC)
да, прекрасно помню! Но это, мне кажется, была какая-то ревность, обида Бунина.
Тем более что половина критики приходится на Станиславского (как-то не так чистит ногти) и на художника (Симов это был? - за крупные белые цветы).
(no subject) - Ольга Трофимова - Jun. 18th, 2012 12:56 am (UTC) - Expand
corbulon
Jun. 15th, 2012 12:18 pm (UTC)
Черт возьми!
Я их обоих люблю, хотя и по разному.

Мне тоже в свое время "резанула" глаз цитата, которую вы привели, но Довлатову я простил.
Кто знает, какие события в лит.жизни подтолкнули Довлатова на это, кому и почему он хотел противопоставить свое мнение об А.П.
clear_text
Jun. 15th, 2012 12:52 pm (UTC)
ну, одно дело - противопоставить, а другое - элементарно ошибиться. Будто бы европейским писателям чужды были прямые политические высказывания и действия
(no subject) - corbulon - Jun. 15th, 2012 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Jun. 15th, 2012 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corbulon - Jun. 15th, 2012 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Jun. 15th, 2012 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Jun. 15th, 2012 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 06:28 pm (UTC) - Expand
geopontifik
Jun. 15th, 2012 12:26 pm (UTC)
Эта ошибка скорее в пользу Довлатова, чем Чехова...
clear_text
Jun. 15th, 2012 12:52 pm (UTC)
то есть?
(no subject) - geopontifik - Jun. 15th, 2012 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 06:29 pm (UTC) - Expand
negippius
Jun. 15th, 2012 12:29 pm (UTC)
Безусловно, Довлатов - очень талантливый писатель, но не очень образованный, поэтому о многих вещах судил поверхностно (простите уж мою дерзость).
clear_text
Jun. 15th, 2012 12:55 pm (UTC)
ну да. Это такая, что ли, болезнь века. Красивый, популярный, очень талантливый актер. Его спрашивают: "а что вы думаете про демократию, про выборы, про запад и восток, про путь России". Нет бы ему послать их всех на три буквы, сказать: "я роль учу, мне некогда!" Так нет, начинает философствовать... Вернее, его вынуждают философствовать.
(no subject) - negippius - Jun. 15th, 2012 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cher_l - Jun. 15th, 2012 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cher_l - Jun. 15th, 2012 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 16th, 2012 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - cher_l - Jun. 16th, 2012 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - negippius - Jun. 15th, 2012 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 15th, 2012 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ole4ka_22 - Jun. 15th, 2012 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - negippius - Jun. 15th, 2012 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 16th, 2012 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - negippius - Jun. 16th, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 16th, 2012 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - negippius - Jun. 16th, 2012 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cher_l - Jun. 16th, 2012 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ole4ka_22 - Jun. 15th, 2012 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - negippius - Jun. 15th, 2012 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 16th, 2012 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - ole4ka_22 - Jun. 16th, 2012 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 16th, 2012 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - ole4ka_22 - Jun. 16th, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - negippius - Jun. 16th, 2012 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cher_l - Jun. 16th, 2012 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ole4ka_22 - Jun. 16th, 2012 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 16th, 2012 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - ole4ka_22 - Jun. 16th, 2012 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - negippius - Jun. 16th, 2012 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ole4ka_22 - Jun. 16th, 2012 05:29 pm (UTC) - Expand
stepnoff1
Jun. 15th, 2012 12:37 pm (UTC)
он всё напутал.
правильно
clear_text
Jun. 15th, 2012 12:53 pm (UTC)
бывает, бывает, бывает
agra11
Jun. 15th, 2012 12:43 pm (UTC)
очень точно, внятно - замечательный анализ! спасибо, просто удовольствие!
clear_text
Jun. 15th, 2012 12:52 pm (UTC)
Вам спасибо!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 145 comments — Leave a comment )