?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПРО ФИГУРКИ ИЗ ФАРФОРА

Фрейд говорил, что анализировать надо посредственных авторов. Они более шаблонны, более стандартны и поэтому отчетливее отражают психологические комплексы эпохи.
Наверное, тем самым они сильнее предсказывают будущее культуры.

Иногда кажется, что великие тексты советской эпохи – хоть романы Шолохова, хоть повести Платонова – остались в своем времени. А рассказики Ксении Львовой и фельетоны Семена Нариньяни очертили абрис сексуальных и социальных переживаний нашего соотечественника на полвека вперед, вплоть до рубежа столетий.
У одних – всечеловек, у других – совок.
Кто более матери-истории ценен?
Конечно, совок. Потому что всечеловеков хоть лопатой греби, от Одиссея до Леопольда Блума: инфляция всечеловечности.
А совок определен во времени и месте. Тем и дорог.

(Веселое фарфоровое снятие, или Мир понарошку.
О выставке Льва Симкина и Анатолия Степаненко “Дума о советском фарфоре”)


http://magazines.russ.ru/znamia/2012/6/dd26.html

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
seaseas
Jun. 29th, 2012 05:44 pm (UTC)
Все верно...
Немножко в сторону: стало вдруг интересно, а как потомки будут называть наше время, это, начало 21-го века.?
Как Вы думаете, Денис Викторович?
clear_text
Jun. 29th, 2012 05:51 pm (UTC)
ой, Марина, ну и вопросы у Вас... это надо еще лет ...цать проскрипеть, чтобы понять.
Понятие "Серебряный век" появилось самое раннее в тридцатые, а скорее - в пятидесятые годы ХХ века.
(no subject) - seaseas - Jun. 29th, 2012 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Jun. 29th, 2012 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 29th, 2012 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sachok_2 - Jun. 29th, 2012 07:11 pm (UTC) - Expand
kraepelin
Jun. 29th, 2012 05:46 pm (UTC)
Совок есть мера всех вещей.
status_constr
Jun. 29th, 2012 06:07 pm (UTC)
Отличная формула. По сравнению с первоначальной даже ритм стихотворный упростился. Особенно мера жидких и сыпучих вещей. Чайная ложка, столовая ложка, совок.
(no subject) - kraepelin - Jun. 29th, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
gabriel_paul
Jun. 29th, 2012 06:08 pm (UTC)
и Блум кстати. в июне.
clear_text
Jun. 29th, 2012 06:17 pm (UTC)
кстати, да!
homola
Jun. 29th, 2012 06:12 pm (UTC)
Я про такое и говорю - документ эпохи. То, чем пользуется большинство. Не музейный фарфор, а бытовой фаянс. Вот, бывало, смотришь какую нибудь порнуху 70-х или 80-х и так пронзительно понимаешь - именно так люди и жили.
clear_text
Jun. 29th, 2012 06:17 pm (UTC)
правильно говорите!
juan_gandhi
Jun. 29th, 2012 06:19 pm (UTC)
Мне кажется, это нужно воспринимать в более широком контексте. Кабы только советские домохозяйки ставили фарфоровые статуэтки на кружевную салфетку на этажерке, это было бы уникально, и рифмовалось бы с наркомами и парткомами. Но явление было - по всему "цивилизованному" миру. По США до сих пор эти статуэточки перепродаются как памятники эпохи.
clear_text
Jun. 29th, 2012 07:05 pm (UTC)
ну, разумеется! Но и в Штатах это тоже с чем-то тогдашним рифмуется.
_leroy_
Jun. 29th, 2012 06:33 pm (UTC)
Эпоха исчезновения печатного слова.
clear_text
Jun. 29th, 2012 07:05 pm (UTC)
хм. Наверное.
maikl_712
Jun. 29th, 2012 06:57 pm (UTC)
Конечно совок. Он вечен в наших краях. У него благоприобретённая способность мимикрировать под окружающую среду, сегодня он признаёт с горячностью то, что вчера проклинал, завтра отрицает свою вчерашнюю преданность и т.д., круг вечен. И он всегда определён во времени и месте, Вы абсолютно правы, причём определён идеально - он и массовка, и проводник, и боец за идеалы, и главный трус с предателем.)))))
Я несколько в иной форме очертил его сегодняшние габариты - http://maikl-712.livejournal.com/183541.html )))))
clear_text
Jun. 29th, 2012 07:04 pm (UTC)
спасибо! Прочитал, интересно!
(no subject) - maikl_712 - Jun. 29th, 2012 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 29th, 2012 08:32 pm (UTC) - Expand
aron_turgenev
Jun. 29th, 2012 06:59 pm (UTC)
Я бы говорил об одном великом романе Шолохова. "Поднятая целина", вроде бы, на другом уровне.
clear_text
Jun. 29th, 2012 07:04 pm (UTC)
принято.
(no subject) - aron_turgenev - Jun. 29th, 2012 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 29th, 2012 08:31 pm (UTC) - Expand
seka_meka
Jun. 29th, 2012 07:00 pm (UTC)
А я берегу и любуюсь.)
clear_text
Jun. 29th, 2012 07:04 pm (UTC)
ну и правильно!
(no subject) - alise84 - Jun. 30th, 2012 08:27 am (UTC) - Expand
ira_zorina
Jun. 29th, 2012 07:37 pm (UTC)
Вы не могли бы уточнить, где Вы встретили такую информацию, что "Фрейд говорил, что анализировать надо посредственных авторов"?
clear_text
Jun. 29th, 2012 08:35 pm (UTC)
Это связано как-то с его работой "Бред и сны в "Градиве" Йенсена" (он то ли в предисловии, то ли в письме по этому поводу что-то такое говорит - потому что его спрашивали: зачем он анализирует столь подробно такое невыдающееся произведение).
И еще - касательно Достоевского - он говорит: "перед великим писателем психоанализ складывает свое оружие".
Но точно - если вспомню - сообщу.
(no subject) - ira_zorina - Jun. 29th, 2012 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 30th, 2012 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - ira_zorina - Jun. 30th, 2012 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ira_zorina - Jun. 30th, 2012 03:25 pm (UTC) - Expand
ok_66
Jun. 30th, 2012 12:49 am (UTC)
Насчёт пассажа "А почему автор не отобразил?!" Это тот редкий случай когда оказался прав Михалков-ст. См. басню "Слон-живописец".
clear_text
Jun. 30th, 2012 09:02 am (UTC)
да.
i_zin
Jun. 30th, 2012 06:24 am (UTC)
НЕ люблю это пренебрежительное слово "совок", хотя и раньше для них придумывали опредления -- филистер, мещзанин и так далее. Каждое время искало пренебрежительное опредлдение. А мне кажется, что это тот слой, который создает необходимую массу покоя. Есть мощные личности, которые поднимают бурю, вздымают волны, нарушают ход истории, а это масса покоя затем все постепенно устаканивает. А затем снова буря... И так без конца...
clear_text
Jun. 30th, 2012 09:03 am (UTC)
я тоже не люблю. Однако оно есть...
(no subject) - amarao_san - Jun. 30th, 2012 10:38 am (UTC) - Expand
tan_y
Jun. 30th, 2012 07:44 am (UTC)
великие люди нестандартны и описывают нестандартных личностей.
clear_text
Jun. 30th, 2012 09:03 am (UTC)
не всякий раз...
amarao_san
Jun. 30th, 2012 10:37 am (UTC)
Гашек - он совок описывал или что-то другое? Если совок, значит интернационален.
clear_text
Jul. 6th, 2012 02:22 pm (UTC)
выходит, так.
uncleslu
Jun. 30th, 2012 12:50 pm (UTC)
Если говорить о "великих текстах эпохи", то я бы не стал говорить о творчестве Шолохова во множественном числе. Роман. Один. Без ансамбля. "Тихий Дон". Хотя мне лично он не нравится. Но это моя проблема, просто это не моё. А текст замечательный (конспирологию вокруг этого романа упоминать не будем, думаю, 95% знаменитых конспирологических версий имеют мало отношения к реальности). А вот "Поднятая целина", "Они сражались за Родину" - это совершеннейшая графомания.
Продал он первородство талант за чечевичную похлёбку.
Что до Платонова, то это тоже не моё. Я долго не мог формализовать почему я не могу его читать. Подсказку нашёл у Михаила Веллера в "Кухне и кулуарах":
Платонова не люблю и читать не могу. Как не могу пообедать только икрой, или только медом, или только солью. Дегтярная вязкость и густота языка - подряд, в едином и очень условном ключе, на пространствах длинной прозы, вызывает рефлекторное отторжение. То, что хорошо как приправа и нечастый очень сильный элемент, в неограниченных дозах начинает с раздражением восприниматься искусственным, вычурным, специально придуманным.
А Фрейда Вы вспомнили вовремя. Он сейчас несправедливо забыт. Думаю, одна из причин - радикально левые взгляды большинства творческих интеллектуалов. Особенно не любят Фрейда в среде гей-тусовок и сочувствующих - слишком сильное несовпадение его теории с распространёнными в левацкой среде мифами.

И фарфоровые статуэтки навеяли воспоминания о моей бабушке, у неё на комоде стояли. И слоники...
clear_text
Jul. 6th, 2012 02:22 pm (UTC)
да, насчет Шолохова правильно.
и насчет Фрейда тоже.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 47 comments — Leave a comment )