?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НАИМЕНЬШЕЕ ЗЛО

Мне часто снятся книги. Вот опять приснился роман.
Толстая книга в светло-сером картонном переплете с матерчатым корешком, как издавали в пятидесятые-шестидесятые годы. Автора не помню, название тоже.
Но сам роман довольно интересный.

Про то, как скромный человек мирной профессии – вроде экономист-плановик, а может, зав.библиотекой; негодный по здоровью к военной службе – вдруг оказался «под немцами». Поскольку жил на западной границе, в маленьком городе, который оставила Красная Армия буквально в первые дни войны, а еще через неделю фронт откатился километров на полтораста к востоку.
У него жена и сын-школьник.
Он – не еврей, не коммунист.
Однако жить-то надо. Кормить семью.
Он и живет. Устраивается, смешно сказать, директором театра. В театре ставят классику. Чехов, Островский, Шекспир. Сказки Гофмана – для детей.
Он никого не убивает, не доносит на нелояльных сослуживцев; но и не пытается связаться с подпольем, не прячет тех, кому грозит смерть. Впрочем, никто не обращается к нему за помощью. Он вообще сомневается, что антифашистское подполье на самом деле существует: так, во всяком случае, он отвечает сыну. И говорит, что нормальный человек должен жить нормально. Не лезть на рожон из принципа, но избегать прямых и явных подлостей.
Жена вообще не задает ему вопросов.
В сорок четвертом они всей семьей бегут в Германию вместе с отступающими немцами. Там, изрядно помыкавшись, они находят пристанище в маленьком городке на границе с Францией; живут тусклой жизнью трудящихся бюргеров.
Всё.

Итак, мне приснилось, что я сижу в большой светлой комнате. Круглый стол, и за ним человек десять. Это литературные критики, кажется. Идет обсуждение вот этого романа.
Дело происходит в начале 1960-х, но я уже взрослый. Не такой старый, как сейчас, но и не двенадцатилетний мальчишка. Мне лет тридцать или сорок. Во всяком случае, в разговоре я участвую на равных.
Все кричат: «Публикация этого романа – ошибка!» «Кто редактор, как могли допустить?» «Это очень вредная книга!» «Это апология предательства!»
- Почему апология? – говорю я. – Автор его не оправдывает.
- Он ему сочувствует! – слышу в ответ. – Кстати, зачем он пишет от первого лица? От лица этого негодяя? Автор сам в глубине души предатель!
- Что вы! – говорю я. – Это книга о том, что нельзя выбирать «наименьшее зло».
- А раз так, почему автор оставил героя жить? Даже подарил ему домик на берегу реки? Вот если бы в эшелон попала бомба, или его бы пристрелил пьяный эсэсовец! Тогда другое дело.
- Маленькое зло очень часто остается безнаказанным, - говорю я.
- Вот и выходит апология предательства, – заключает мой оппонент.
- Да, да, да! – кричат все. – Вредная книга! Враждебная книга!
Чувствую, что не смогу их переубедить.

Comments

( 209 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
lissa_lena
Sep. 2nd, 2012 12:29 pm (UTC)
Большое зло заметно и будоражит общество, а "маленькие злы" просто портят жизни отдельным людям. Когда критическая масса "мелких зол" превышает определенный уровень -случаются страшные вещи...

Edited at 2012-09-02 12:29 pm (UTC)
clear_text
Sep. 2nd, 2012 12:36 pm (UTC)
это верно...
(no subject) - annok - Sep. 2nd, 2012 09:01 pm (UTC) - Expand
kototuj
Sep. 2nd, 2012 12:37 pm (UTC)
"С тех пор все тянутся передо мною глухие кривые окольные тропы".

clear_text
Sep. 2nd, 2012 12:43 pm (UTC)
да. но все равно к тому же самому океану...
(no subject) - kototuj - Sep. 2nd, 2012 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kototuj - Sep. 2nd, 2012 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_k_kloun - Sep. 2nd, 2012 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Sep. 2nd, 2012 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_k_kloun - Sep. 2nd, 2012 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kototuj - Sep. 2nd, 2012 03:17 pm (UTC) - Expand
nimmerklug
Sep. 2nd, 2012 12:38 pm (UTC)
Извините, сороковые-пятидесятые.
clear_text
Sep. 2nd, 2012 12:40 pm (UTC)
ну уж как приснилось, так приснилось...
krupelega
Sep. 2nd, 2012 12:39 pm (UTC)
Какие у Вас удивительные кинематографические сны. Можно вот так, проснувшись , рождать сюжеты романов и целых эпопей.
Почему-то Ваш этот рассказ предсталяется мне фильмом ,интересным и не надуманным...
clear_text
Sep. 2nd, 2012 12:40 pm (UTC)
спасибо!
andanton
Sep. 2nd, 2012 12:42 pm (UTC)
А почему нельзя выбирать «наименьшее зло» и как это следует из книги?
xyzs
Sep. 2nd, 2012 12:43 pm (UTC)
потому что можно проснуться в аду в одно солнечное утро
(no subject) - alll - Sep. 2nd, 2012 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 2nd, 2012 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alll - Sep. 2nd, 2012 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 3rd, 2012 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - alll - Sep. 3rd, 2012 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 3rd, 2012 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alll - Sep. 3rd, 2012 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 3rd, 2012 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uturunco - Sep. 17th, 2012 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - alll - Sep. 17th, 2012 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - uturunco - Sep. 17th, 2012 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andanton - Sep. 2nd, 2012 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 2nd, 2012 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andanton - Sep. 2nd, 2012 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 3rd, 2012 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - iz_chicago - Sep. 2nd, 2012 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andanton - Sep. 2nd, 2012 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Sep. 2nd, 2012 02:57 pm (UTC) - Expand
xyzs
Sep. 2nd, 2012 12:42 pm (UTC)
безучастие, равнодушие - зло
clear_text
Sep. 2nd, 2012 12:45 pm (UTC)
да, да. Это легко понять, но трудно сделать, чтоб этого зла не было.
(no subject) - xyzs - Sep. 2nd, 2012 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 2nd, 2012 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 2nd, 2012 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 2nd, 2012 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 2nd, 2012 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 2nd, 2012 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Sep. 2nd, 2012 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 2nd, 2012 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Sep. 2nd, 2012 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Sep. 2nd, 2012 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Sep. 2nd, 2012 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 3rd, 2012 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xyzs - Sep. 3rd, 2012 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 3rd, 2012 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 2nd, 2012 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Sep. 3rd, 2012 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 3rd, 2012 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Sep. 3rd, 2012 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 3rd, 2012 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Sep. 3rd, 2012 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solinsky - Sep. 3rd, 2012 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 02:33 pm (UTC) - Expand
qoqa_gosha
Sep. 2nd, 2012 12:43 pm (UTC)
А вы бы во сне сказали, что фамилия счетовода, ну скажем - Ремарк.
clear_text
Sep. 2nd, 2012 12:46 pm (UTC)
не догадался!
(no subject) - kototuj - Sep. 2nd, 2012 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 02:47 pm (UTC) - Expand
idelsong
Sep. 2nd, 2012 12:50 pm (UTC)
Самое главное в Вашем сне - что Вы спорите с ними в их терминах: «Публикация романа – ошибка!», «Как могли допустить?», «Вредная книга!», а не в современных "Нет никаких причин ее запрещать", "Автор не обязан иметь позицию, совпадающую с вами".

И судя по всему, большинство комментаторов не возражают против самого принципа цензуры.

Edited at 2012-09-02 12:58 pm (UTC)
clear_text
Sep. 2nd, 2012 01:15 pm (UTC)
шестидесятые годы мне приснились! я во сне там, в этом времени.
то есть мне снятся исторически достоверные сны.
(no subject) - idelsong - Sep. 2nd, 2012 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 02:44 pm (UTC) - Expand
pic4a
Sep. 2nd, 2012 12:52 pm (UTC)
так почему он бежит?
clear_text
Sep. 2nd, 2012 01:16 pm (UTC)
боится, ясно дело. При немцах занимал ответственную должность. Директор театра - чай, не носильщк.
(no subject) - pic4a - Sep. 2nd, 2012 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 02:45 pm (UTC) - Expand
solinsky
Sep. 2nd, 2012 01:02 pm (UTC)
а почему это маленькое зло? тогда Богумил Грабал тоже зло, весь протекторат проработал на станции железнодорожной, из Праги сбежал после первых же расстрелов студеентов, или героиня Выбора Софи - она тоже маленькое зло? А кто не зло - тот, кто, например, партизанил, а из-за них расстреливали мирное население?
clear_text
Sep. 2nd, 2012 02:26 pm (UTC)
да откуда мне знать? Это же сон.
(no subject) - solinsky - Sep. 3rd, 2012 12:57 pm (UTC) - Expand
Eugene Potapow
Sep. 2nd, 2012 01:04 pm (UTC)
А я по-хорошему завидую! Как это здорово: после обеда вздремнул - рассказ, поспал подольше на выходных - роман, заставил себя недельку вставать на час позже - готова трилогия под экранизацию. Конечно, попадаются сны второго, и даже третьего ряда - не без того; ну так надо просто посуду помыть немного в общественном транспорте поездить ради душевного равновесия...
clear_text
Sep. 2nd, 2012 02:28 pm (UTC)
эх... трилогия, многология...
вот я только на общественном транспорте и езжу - оттого-то я такой уравновешенный.
(no subject) - Eugene Potapow - Sep. 2nd, 2012 02:49 pm (UTC) - Expand
clevernewt
Sep. 2nd, 2012 01:14 pm (UTC)
Вам во сне было видно, эти литературные критики верили в то что они говорили или просто повторяли то что им сказали?
clear_text
Sep. 2nd, 2012 02:33 pm (UTC)
верили! потому что они тоже были приспособленцы.
(no subject) - myhumblecomment - Sep. 2nd, 2012 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 04:19 pm (UTC) - Expand
notabler
Sep. 2nd, 2012 01:18 pm (UTC)
Один из острейших вопросов современности поднят, по-моему. С интересом буду ждать комментариев. Много думала на эту тему, так окончательно для себя и не решила. Сама лезла на рожон всю жизнь. И не уверена, что права. Построить каждому махонький коммунизмик в отдельно взятой квартире - и когда в каждой квартирке будет то же, на всей земле настанет большой и всеобщий коммунизм? Грубо говоря
clear_text
Sep. 2nd, 2012 02:37 pm (UTC)
кто же знает...
а вопрос "участия - неучастия - сопротивления" - действительно один из самых острых.
(no subject) - lion_casserole - Sep. 2nd, 2012 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 04:20 pm (UTC) - Expand
alll
Sep. 2nd, 2012 01:23 pm (UTC)
Ну, вроде в те времена перо приравнивалось даже не штыку уже, а к оружию массового поражения, так что обсуждать в этой парадигме вещь, написанную в таком стиле совершенно бессмыленно. Всё-равно что обсуждать особенности женской фигуры с сексуально озабоченным подростком.

Edited at 2012-09-02 01:24 pm (UTC)
clear_text
Sep. 2nd, 2012 02:40 pm (UTC)
да. В те времена к литературе относились, мягко говоря, странно.
К.Федин сказал: "Давайте опубликуем "Доктора Живаго" тиражом 5.000 экземпляров и закроем вопрос"
К.Симонов сказал: "Нельзя! Потому что из этой книги явствует, что мы зря делали революцию"

"Андрей Андреич, ты что-нибудь понимаешь? Я ничего не понимаю!" (с)
(no subject) - alll - Sep. 3rd, 2012 12:43 pm (UTC) - Expand
alise84
Sep. 2nd, 2012 01:31 pm (UTC)
Жил на западной границе? Тогда с большой долей вероятности получается, что в 1939 его городок оккупировали советские войска, а в 1941 - немецкие. И те, и те - враги. Он сначала к одним, потом к другим приспосабливается? И вот это-то и малодостойно. Но очень легко осуждать сейчас реальных людей или литературных героев, поскольку мы не находимся в ситуации такого страшного выбора.
clear_text
Sep. 2nd, 2012 02:36 pm (UTC)
верно. Если это что-то типа Ужгорода или Гродно...
Да, мы, слава Богу, пока не в такой ситуации.
(no subject) - alise84 - Sep. 2nd, 2012 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2012 04:20 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 209 comments — Leave a comment )