?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

Дело было в начале 1980-х.
Обсуждали пьесу одной молодой писательницы.
Пьеса была про партизан. Жесткая, драматичная, динамичная. Даже, я бы сказал, слишком драматургичная. Но это даже хорошо, наверное
Как всегда бывает на таких обсуждениях, нашлось два-три человека, которые прицепились не к художественным качествам пьесы, а именно что к реальности. Проще говоря, «так бывает» или «так не бывает».
Ну, а такой спор быстро переходит в плоскость «брито-стрижено».

Но в зале присутствовал один сценарист, ветеран войны. Полковник, орденоносец. Вот мы и задали ему вопрос: дескать, дорогой Николай Николаевич, вы среди нас единственный участник войны, так скажите – правдоподобна ли ситуация в этой пьесе, или это, с вашей точки зрения, скорее вымысел?
- Видите ли, - сказал он. – Я прошел всю войну. От Минска до Волги, и от Волги до Берлина. В пехоте. Примерно в тех самых местах, о которых тут говорится. Но я вам клянусь – во время войны я не только не встречал партизан, я даже ни разу не слышал, что такие есть. О партизанах я впервые узнал из книг, которые выходили после войны. И был, прямо скажу, поражен.

Я тоже был поражен, услышав это.
Нет, я ничуть не сомневаюсь в том, что партизаны действительно были. Я мог в этом удостовериться, как говорят, через два рукопожатия. Мой отец дружил со знаменитым боксером Николаем Королёвым – так вот, Королев воевал в партизанском отряде Медведева, и рассказывал об этом.
Но ведь и тот ветеран тоже не врет.
Что это значит?
Это значит, что историй – много.
У каждой страны, у каждого народа, у каждой социальной группы и даже у каждого рода войск – своя.
Можно ли из них сделать общую? Не уверен.

Comments

( 109 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
elenaanufrieva
Sep. 3rd, 2012 10:34 am (UTC)
вот у меня тоже сомнения...очень сочувствую думающим преподавателям и учителям истории...
clear_text
Sep. 3rd, 2012 12:08 pm (UTC)
а ученикам... нечего и говорить про учеников...
(no subject) - elenaanufrieva - Sep. 3rd, 2012 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2012 01:42 pm (UTC) - Expand
reflex_blue
Sep. 3rd, 2012 10:37 am (UTC)
а он, кстати, мог и не знать о партизанах
много знали бойцы - участники, например, Сталинградской битвы - о том, с кем (каким маршалом или номера дивизий) они сражаются и чем все закончилось?
на маленьком участке земли итоги были простые "убитых ..., выживших ..., перемещаемся вон на ту высотку" (условно)
так и с партизанами

недавно перечитывала Войну и мир, там много рассуждений именно об этом: чем на самом деле управляет полководец, что он может знать о текущем положении дел и что на самом деле движет армиями. длинновато, но вполне убедительно. и кстати: как раз Война и мир - такой общий исторический сборник. или хотя бы попытка.
cher_l
Sep. 3rd, 2012 11:49 am (UTC)
это практически единственное место, которое я запомнила из Войны и мира!
про полководца, который как ребенок управляет вожжами, привязанными внутри кареты, а думает, что он вершит :))
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2012 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blueher - Sep. 3rd, 2012 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reflex_blue - Sep. 3rd, 2012 02:56 pm (UTC) - Expand
kenga1ru
Sep. 3rd, 2012 10:43 am (UTC)
Хорошо партизаны маскировались!

А на самом деле - совершенно точно. Одно и то же сражение глазами солдата-пехотинца, летчика, генерала - выглядит по-разному. Одна и та же война в глазах советского и британского народов имеет разные лица, хоть и на одной стороне воевали.
clear_text
Sep. 3rd, 2012 12:09 pm (UTC)
именно так.
0_zodchiy_0
Sep. 3rd, 2012 10:53 am (UTC)
У каждого человека история своя, наверное.
Но эта история не полностью отражает историю семьи, дома, города, страны.
История складывается из историй.
clear_text
Sep. 3rd, 2012 12:09 pm (UTC)
да, конечно. Но бывает, что одна "малая история" противоречит другой.
(no subject) - 0_zodchiy_0 - Sep. 3rd, 2012 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aitisha - Sep. 3rd, 2012 08:08 pm (UTC) - Expand
lissa_lena
Sep. 3rd, 2012 10:58 am (UTC)
В "Историю" с большой буквы "и" принято вписывать поводы для гордости нации. Причем даже мелкий повод, будь он достоин гордости может быть соразмерно увеличен. Поводы для покаяния и позора не каждая нация способна упоминать даже в их истинном объеме. Поэтому все относительно...
clear_text
Sep. 3rd, 2012 12:10 pm (UTC)
к сожалению, так оно и есть.
pic4a
Sep. 3rd, 2012 11:01 am (UTC)
а в приказах Верховного пвртизан не упоминали? не диверсантов, а партизан
Eugene Potapow
Sep. 3rd, 2012 11:37 am (UTC)
В сводках информбюро упоминаются, даже часто - но, может, именно Николай Николаевич ими не интересовался. Хотя мне кажется, что он просто не хотел ура-патриотическое произведение обсуждать, и тем более решение выносить. Опять же, обратите внимание, это начало восьмидесятых, "Малая земля" и всякое такое, что, наверное, с трудом переваривается даже теми, кто всю жизнь в союзе прожил...
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2012 12:10 pm (UTC) - Expand
halomea
Sep. 3rd, 2012 11:01 am (UTC)
Можно ли сделать общую - не знаю, но попытки это сделать - и есть тот самый "ежедневный референдум", который, по словам Ренана, образует нацию...
clear_text
Sep. 3rd, 2012 12:11 pm (UTC)
да. а если попытки не удаются - значит ли это, что "нация не удалась"?
(no subject) - halomea - Sep. 3rd, 2012 07:52 pm (UTC) - Expand
vsjo_taki
Sep. 3rd, 2012 11:09 am (UTC)
Вот только намедни спорила с 13илетним ребенком о том, что одна и та же ситуация не только может, но и обязательно бывает воспринята разными наблюдателями по-разному.
Аргументы привела. Факты даже тоже.

Он отрицает.

У него пубертат.

Может быть, отношение к истории, как единой, неделимой, однозначной и общей - это затянувшмйся пубертатный период у некоторых людей? Возраст в 40, 50 или 80 лет тому не помеха. :-)
clear_text
Sep. 3rd, 2012 12:21 pm (UTC)
хорошая мысль. Пубертатный период, наверное, бывает и у некоторых обществ..
(no subject) - alise84 - Sep. 3rd, 2012 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_o_i_l - Sep. 3rd, 2012 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vsjo_taki - Sep. 3rd, 2012 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2012 03:22 pm (UTC) - Expand
meamia
Sep. 3rd, 2012 11:37 am (UTC)
Бабушка мне рассказывала, что читала совсем другой вариант "Молодой гвардии" - там не было никакого взрослого, коммунистического подполья в Крсанодоне. Фадеев переписал.
clear_text
Sep. 3rd, 2012 12:22 pm (UTC)
да, именно такой был первый вариант.
(no subject) - alise84 - Sep. 3rd, 2012 02:46 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - alise84 - Sep. 3rd, 2012 05:32 pm (UTC) - Expand
cher_l
Sep. 3rd, 2012 11:50 am (UTC)
просто тогда не было фэйсбука или твиттера, люди вообще мало знали друг о друге кроме узкого круга, питались сплетнями и сводками информбюро :)
clear_text
Sep. 3rd, 2012 01:36 pm (UTC)
ой, бедные!))
kurlena
Sep. 3rd, 2012 11:53 am (UTC)
Стала скептически относиться к истории вообще, после встречи с одноклассницами спустя 10 лет после окончания школы. После вечера воспоминаний возникло ощущение, что мы в разных классах в разное время учились. У каждой свои воспоминания, иногда совпадающие между собой.
clear_text
Sep. 3rd, 2012 01:37 pm (UTC)
да. разговоры с ровесниками заставляют во многом усомниться.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2012 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Sep. 3rd, 2012 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Sep. 4th, 2012 09:53 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - notabler - Sep. 4th, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2012 01:38 pm (UTC) - Expand
vaysburd
Sep. 3rd, 2012 12:36 pm (UTC)
Это значит, что партизаны занимались не борьбой с оккупантами, а запугиванием своих - чтоб не сотрудничали. Потому в армии о них и не слышали. Этим занималось другое ведомство.
clear_text
Sep. 3rd, 2012 01:40 pm (UTC)
кто ж знает правду до конца? и есть ли этот конец?
(no subject) - aitisha - Sep. 3rd, 2012 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vaysburd - Sep. 4th, 2012 05:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - aitisha - Sep. 4th, 2012 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - vaysburd - Sep. 4th, 2012 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - aitisha - Sep. 4th, 2012 06:24 am (UTC) - Expand
carmody56
Sep. 3rd, 2012 12:42 pm (UTC)
Мы же страна с непредсказуемым прошлым. Каждый квант этого прошлого - переменная...
krupelega
Sep. 3rd, 2012 01:18 pm (UTC)
Ведь и страна безмерная и людских сил в ней не меряно...И там, где проходил путь Полковника могло и в помине не быть ни одного партизана.
Мой отец прошёл всю войну и говорил, что самым страшным испытанием был голод. Он воевал на Ленинградском фронте. Конина-падаль и сухарь были праздником. А мой сосед ветеран войны,орденоносец сейчас рассказывает мне ,что столько сала, сколько он поел ,будучи на фронте, он за всю жизнь не ел и что хлеба было вдоволь(старику 88лет,но голова светлая) .
clear_text
Sep. 3rd, 2012 01:40 pm (UTC)
да. всё разное, я же говорю.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 109 comments — Leave a comment )