?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЕЩЁ ПРО ТАТЬЯНУ ГАВРИЛОВНУ

Татьяна Гавриловна, наша учительница литературы, была непростая женщина и очень непростая учительница.
Немолодая – лет сорока, не меньше, когда мы были в восьмом классе. Небольшого роста, коренастая, скорее некрасивая, курносая, черноволосая, с химической завивкой. Белая кофточка, темный пиджак, темная юбка. Туфли на толстой подошве с тупыми носами.
Она читала нам вслух разные стихи. Вдруг, без предупреждения. Однажды прочла «Елену Сергеевну» Вознесенского. Если кто забыл – стихи про любовь учительницы и ученика. «И стоит она возле окон, чернокосая, синеокая, закусивши свой красный рот, белый табель его берет». Это был некоторый шок.

Помню, как я однажды написал в сочинении – десятый класс – две вещи:
Первое: я верю в Бога, и считаю, что без Церкви мы пропадем.
Второе: немного сухого вина за обедом – ничего, кроме пользы.
Татьяна Гавриловна остановила меня в коридоре. Мы присели на банкетку. Был конец уроков, уже никого не было.
Она сказала:
- Я показала твое сочинение своим коллегам-словесникам из других школ. Они спросили, знаю ли я, куда ты собираешься поступать. Я сказала, что да, знаю. (Я собирался на филфак МГУ и всем об этом рассказывал). Тогда мои коллеги сказали, - продолжала Татьяна Гавриловна, - что я должна пойти в приемную комиссию этого вуза и показать им твое сочинение, чтобы тебя ни в коем случае не приняли, потому что ты враждебен и циничен.
- И что теперь? – спросил я.
- Ничего, - сказала она. – Никуда я не пойду, конечно же. Я не доносчица. Кроме того, это совершенно бессмысленно.
Отдала мне сочинение. Там были волнисто подчеркнуты некоторые стилистические ошибки. Вместо отметки стояло: «./.» (точка-слэш-точка, то есть «без оценки»).

Насчет вина. Страшно признаться, но мы иногда баловались на переменке сухеньким. У нас все перемены были по пять минут, а большая – сорок. И мы успевали слетать в магазин. Вот так, дорогие товарищи. Однажды я отвечал урок по литературе – как сейчас помню, по поэме Твардовского «За далью – даль» - и был при этом в очень хорошем настроении. Я этак непринужденно держался за спинку учительского стула. Но все окончилось хорошо. До сих пор не могу понять – это я так железно держался, или Татьяна Гавриловна была бесконечно доброй и мудрой.

Однажды Татьяна Гавриловна сказала:
- Я, как дисциплинированный коммунист, подчиняюсь решениям двадцатого и двадцать второго съездов. Но я считаю, что разоблачение культа Сталина было большой ошибкой партии и государства. Но не потому, что я сталинистка, ни в коем случае! Просто я уверена – народу эти разоблачения не нужны. Народу это вредно.
Непростая учительница, я же говорю.

Comments

( 120 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
mariasokolova
Nov. 5th, 2012 04:24 pm (UTC)
Ой, я уверена, что она знала про Ваше веселье. Учителя всё видят.
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:25 pm (UTC)
думаю, что да. Тем сильнее я ее уважаю.
alextr98
Nov. 5th, 2012 04:26 pm (UTC)
> подчиняюсь решениям двадцатого и двадцать второго съездов
То есть колебалась вместе с линией партии?
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:28 pm (UTC)
она же все объяснила! перечитайте!
(no subject) - alextr98 - Nov. 5th, 2012 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Nov. 5th, 2012 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alextr98 - Nov. 5th, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrfan - Nov. 5th, 2012 08:31 pm (UTC) - Expand
viktor_ch
Nov. 5th, 2012 04:29 pm (UTC)
Думаю, что наши женщины напишут вам здесь: это она в вас была влюблена, и поэму не зря эту прочитала.
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:30 pm (UTC)
не думаю.
(no subject) - viktor_ch - Nov. 5th, 2012 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viktor_ch - Nov. 5th, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 5th, 2012 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Nov. 5th, 2012 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 06:18 pm (UTC) - Expand
murmele
Nov. 5th, 2012 04:30 pm (UTC)
Безумно любопытно, как формулировалась тема сочинения, в котором можно высказаться одновременно про церковь и про вино к обеду.
И если она не доносчица, то с фига ли она потащила сочинение показывать коллегам? Разве что чиста поржать...
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:32 pm (UTC)
я не помню. Типа "каким должен быть современный молодой человек".
Я и ответил: верующим и слегка пьющим.
Кажется, я не ошибся.

Edited at 2012-11-05 04:32 pm (UTC)
(no subject) - ira_zorina - Nov. 5th, 2012 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dzanibar - Nov. 5th, 2012 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arno1251 - Nov. 5th, 2012 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vrml - Nov. 5th, 2012 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - murmele - Nov. 5th, 2012 08:53 pm (UTC) - Expand
tilimoska
Nov. 5th, 2012 04:38 pm (UTC)
Был у нас такой непростой в институте. Преподавал историю КПСС. Таким, наверное, благодарны.
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:50 pm (UTC)
да. Это очень хорошее общение.
galinacu
Nov. 5th, 2012 04:42 pm (UTC)
Как же она сама себя уговорила, чтобы совместить это все в одной голове и с ума не сойти!
Я закончила школу в 76-м, тогда уже было все всем ясно, никаких внутренних противоречий. Ну, я имею в виду тех, кто вообще задумывался.
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:50 pm (UTC)
ага.. А я в 68-м.
(no subject) - puzis - Nov. 5th, 2012 09:24 pm (UTC) - Expand
orel_na_vole
Nov. 5th, 2012 04:44 pm (UTC)
Интересная дама!
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:51 pm (UTC)
о, да. Но ценить начинаешь ближе к взрослым годам.
maximum_maxxx
Nov. 5th, 2012 04:44 pm (UTC)
Мудрый человек.
И не без нотки креатива, как бы сейчас сказали. ("./.")
Такие люди умеют видеть проявления жизни, а не коченеть возле догм
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:51 pm (UTC)
да. Нотка креатива была, это правда.
kot_begemot
Nov. 5th, 2012 04:46 pm (UTC)
Народу вредно, ага.
Публика - дура.
Пипл хавает.
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:53 pm (UTC)
Увы, и тогда, и теперь это было распространеннейшее рассуждение:
"Ну, мы-то с вами правильно понимаем! Но народ - поймет неправильно".
maximalik
Nov. 5th, 2012 04:46 pm (UTC)
В школьном сочинении на тему "Кем я хочу быть" я написал такую фразу: "Учитель - главный строитель коммунизма". Лариса Анатольевна подчеркнула волнистой линией. До сих пор не могу понять, что там не правильно.
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:52 pm (UTC)
а может быть, ей это особенно понравилось?
(no subject) - maximalik - Nov. 5th, 2012 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 06:18 pm (UTC) - Expand
maximalik
Nov. 5th, 2012 04:53 pm (UTC)
Она же в классе пятом. Писали сочинение "Моя любимая игрушка". А у меня не было никогда игрушек (не любил всякие машинки и пр., хотя теперь понимаю, что можно было написать про мои любимые кубики, но почему-то из головы вылетели - наверное, я их игрушкой не считал.) Прошло много времени от урока, а у меня в тетради пусто. Лариса Анатольевна увидела, пригласила меня к своему столу и быстро накатала на листочке сочинение про барабан. Пойдёт? - спросила. Ага, - ответил я. Сел за парту, переписал. Получил пять.

Edited at 2012-11-05 04:53 pm (UTC)
clear_text
Nov. 5th, 2012 04:54 pm (UTC)
хорошая какая!
k_o_i_l
Nov. 5th, 2012 04:58 pm (UTC)
Если не нужны, значит, ничего страшного и никакой ошибки не было.
clear_text
Nov. 5th, 2012 05:19 pm (UTC)
эк!
kraepelin
Nov. 5th, 2012 05:16 pm (UTC)
Денис Викторович!Даже ответить трудно,хотя очень хочется –трудно,несмотря на то,что росли мы в одно время и в одном месте.
Обе мои учительницы –и Капитолина Сергеевна и Генриетта Моисеевна были выше всех похвал.Но легкий дух фронды –все-таки пришел от Г.М. –мы и старше были,да и школа была 15 минут прогулочного шага от трупа вождя.Центр.Меж уроков только курили.Портвейн по рупь 27 пили в парадных.
О Боге почти не думали и не говорили.А вот о Сталине …Стойкую нелюбовь к советской власти и четкое ощущение макарон на ушах появилось в классе 9-ом.
clear_text
Nov. 5th, 2012 05:19 pm (UTC)
Отчего же трудно? Все очень внятно и понятно. Спасибо.
vbulavkin
Nov. 5th, 2012 05:21 pm (UTC)
"Я, как дисциплинированный коммунист,................. Но не потому, что я сталинистка, ни в коем случае!" - очень НЕПРОСТАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
clear_text
Nov. 5th, 2012 06:11 pm (UTC)
ага.
(no subject) - vbulavkin - Nov. 5th, 2012 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 5th, 2012 06:39 pm (UTC) - Expand
kh_artykon
Nov. 5th, 2012 05:22 pm (UTC)
Спасибо! Хорошие учителя всегда были и будут. Но почему-то их мудрость житейская до нас доходит, когда мы уже далеко от школьного порога
clear_text
Nov. 5th, 2012 06:17 pm (UTC)
да, к сожалению. Мы начинаем их вспоминать и ценить уже задним числом, и это печально, конечно.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 120 comments — Leave a comment )