?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СОВЕТСКИЙ СЕКС. 1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В СССР секса не было? Извините! Секс в СССР, конечно же, был.
Именно секс, а не просто «половая жизнь» или «репродуктивное поведение», как утверждают отдельные советологи.
Но советский секс осознал сам себя довольно поздно. На вершине – и на излете – советского режима. На пике застоя.
В 1978 году на экраны вышел фильм «Странная женщина». Про любовь юноши к зрелой даме и ее ответное сложное чувство. То есть на тему секса (а не возвышенной любви, или семьи и брака).
Но мало того. В рецензии на этот фильм газета «Комсомольская правда» отметила, что в СССР каждый третий брак – распадается.
Это буквально назавтра перепечатала вся мировая пресса.
Потому что цифра эта была едва ли первым за десятки лет официальным (в советской официальной прессе опубликованным) указанием на количество разводов в СССР.
А раз есть огромное количество разводов, значит – есть некий специфический момент человеческих переживаний, который не укладывается в узкие рамки понятия «половая жизнь» и «деторождение». Есть секс как отдельная – осмысленная в своей отдельности! – ценность.

За год до того – в 1977-м – вышел научный труд «Общая сексопатология» под редакцией Георгия Степановича Васильченко.
Раз есть патология чего-то, значит, есть и это самое… Кстати, монография была очень тонкая и подробная. Нюансы сексуальных переживаний были описаны весьма тщательно; клинические случаи звучали, как целые рассказы, а то и повести.
Я уж не говорю о бесконечных машинописных «восточных» или «западных» пособиях по технике секса, а также о книгах Нойберта и Имелинского.
То есть секс в СССР был, разумеется.

Но говорить о «советском сексе» в целом - это, на мой взгляд, недопустимо сильное обобщение.
В составе СССР были мусульманские республики и регионы, было Закавказье, были автономии северных народов. Там была своя традиционная сексуальная культура. Как и в республиках Советской Прибалтики (хотя, судя по некоторым полевым наблюдениям и по художественной литературе, тамошний городской секс не слишком отличался от русского).
Своя специфика была и на селе, в отличие от города.
Не говоря уже о том, что в 1920 – 30-е годы, а также в первые послевоенные и в 1950-е годы тоже всё было не совсем так (или даже совсем не так), как в период с середины 1960-х по конец 1980-х годов.
Поэтому правильнее будет говорить о русском городском сексе конца советской эпохи. Примечание: к русскому в данном случае мы относим все сильно ассимилированные этносы, ибо в городе Москве невозможно было выделить украинскую, белорусскую, еврейскую, мордовскую, литовскую и т.п. сексуальные культуры – в отличие, скажем, от азербайджанской.

Итак.
Но была ли у русского городского секса 1970-х какая-то советская специфика?
Наверное, да.
Об этом – далее.

Comments

( 149 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
2lumpsofsugar
Nov. 23rd, 2012 04:07 pm (UTC)
Неожиданно) затаив дыхание, жду продолжения)
clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:37 pm (UTC)
дальше будет грустно...
(no subject) - y_f_i_s_h - Dec. 13th, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
notabler
Nov. 23rd, 2012 04:12 pm (UTC)
Квартирный вопрос, само собой. Намбер уан проблема
clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:32 pm (UTC)
проблема, конечно. но не намбер уан.
(no subject) - obormotkina - Nov. 23rd, 2012 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - notabler - Nov. 23rd, 2012 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - borhud96 - Nov. 25th, 2012 12:35 am (UTC) - Expand
wombatik
Nov. 23rd, 2012 04:19 pm (UTC)
"Предисловие"?
escaped
Nov. 23rd, 2012 04:23 pm (UTC)
"введение";-)
(no subject) - wombatik - Nov. 23rd, 2012 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wombatik - Nov. 23rd, 2012 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - escaped - Nov. 23rd, 2012 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leosat - Nov. 23rd, 2012 09:20 pm (UTC) - Expand
alextr98
Nov. 23rd, 2012 04:19 pm (UTC)
> Но была ли у русского городского секса 1970-х какая-то советская специфика?
Специфика была такова, что сам "секс" начал называться малоприличным словом "трахаться".
В 60-е, по-моему, такого слова не было.
Хотя старшие товарищи могут поправить.


clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:30 pm (UTC)
да. Я даже знал, когда это слово первый раз появилось... в переводе какого-то немецкого романа, кажется, в самом начале 1970-х.
Но до того говорили несколько грубее. Само появление слова "трахаться" - переход к сексу (!) от "неприличия" и "половой жизни".
До того говорили либо "е****ся", либо "совокупляться". Непристойно или медицински.
(no subject) - alextr98 - Nov. 23rd, 2012 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Nov. 23rd, 2012 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ptushnik - Nov. 23rd, 2012 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alextr98 - Nov. 23rd, 2012 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ptushnik - Nov. 24th, 2012 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Nov. 24th, 2012 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - murskij - Nov. 23rd, 2012 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krotinizm - Nov. 23rd, 2012 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kruchelena - Nov. 25th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrfan - Nov. 25th, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kruchelena - Nov. 25th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrfan - Nov. 25th, 2012 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kruchelena - Nov. 25th, 2012 09:34 pm (UTC) - Expand
ira_zorina
Nov. 23rd, 2012 04:22 pm (UTC)
Как же Вы главного сексолога СССР, а потом и России упустили? Я имею в виду Игоря Семеновича Кона. Он уже в 60-е проводил опросы о начале половой жизни юношества. И далее всю жизнь эту тему развивал.
clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:26 pm (UTC)
его все и так знают! Кроме того, на мой вкус, книги Васильченко - интереснее. Они более клиничны. За ними видны живые конкретные люди.
Это ни в коей мере не умаляет научного подвига И.С.Кона.

Edited at 2012-11-23 04:27 pm (UTC)
(no subject) - ira_zorina - Nov. 23rd, 2012 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ira_zorina - Nov. 23rd, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ira_zorina - Nov. 23rd, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leosat - Nov. 23rd, 2012 09:25 pm (UTC) - Expand
sumka_mumi_mamy
Nov. 23rd, 2012 04:26 pm (UTC)
В детстве я обнаружила у родителей на полке книгу Свядоща "Клиника неврозов", 1971-го года выпуска (а первое издание было вообще 1959-го года). Там была отдельная глава про сексуальные неврозы, очень подробная. Судя по всему, родители тоже обнаружили эту главу, потому что книжка с полки загадочно исчезла.

Edited at 2012-11-23 04:26 pm (UTC)
clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:35 pm (UTC)
да, да, была и такая.
zi_nina
Nov. 23rd, 2012 04:27 pm (UTC)
я заинтригована )
clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:35 pm (UTC)
дальше будет грустно...))
(no subject) - pic4a - Nov. 23rd, 2012 06:34 pm (UTC) - Expand
alise84
Nov. 23rd, 2012 04:29 pm (UTC)
Как хочется продолжения. Я вот смотрю на маму и тетушек, у них такие интересные представления о сексе, как с другой планеты. Вот не могу сформулировать точно, но там в одном флаконе и отношения подчинения-власти и вечная советская готовность сдать партнера ради своей безопасности и желание самоутвердиться. Но секс был еще до "Странной женщины", в "Обмене", к примеру. А уж в "Юности" он просто цвел пышным цветом.
murskij
Nov. 23rd, 2012 04:34 pm (UTC)
имхо, сдать партнера ради своей безопасности - это не общесовестское, а скорее личностное качество, конечно, замешанное на советской идеологии.
(no subject) - alise84 - Nov. 23rd, 2012 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 23rd, 2012 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 23rd, 2012 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 23rd, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 23rd, 2012 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 23rd, 2012 05:26 pm (UTC) - Expand
vit_r
Nov. 23rd, 2012 04:30 pm (UTC)
Секс был, эротики не было. И культуры секса не было тоже. И контрацептивов.

Плюс общий бардак, отражённый в количестве абортов и заболеваний "от любви"

clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:36 pm (UTC)
эротика не сразу пришла в наши палестины.
и культуры предохранения (от нежелательной беременности и венболезней) - тоже не было, верно.
(no subject) - vit_r - Nov. 23rd, 2012 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Nov. 23rd, 2012 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pic4a - Nov. 23rd, 2012 06:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
maria_nesterova
Nov. 23rd, 2012 04:55 pm (UTC)
Ждем!
("репродуктивное поведение" - тихий ужас)
clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:55 pm (UTC)
ужас. Иногда громкий...
natovich
Nov. 23rd, 2012 04:57 pm (UTC)
вы будете писать со знанием дела, или по-писательски сочинять собираетесь? предупредите сразу, я может тогда читать не стану
clear_text
Nov. 23rd, 2012 04:59 pm (UTC)
а вот назло не скажу! нахальное какое требование! и совершенно ненаучное.
(no subject) - natovich - Nov. 23rd, 2012 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pic4a - Nov. 23rd, 2012 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - farraige - Nov. 24th, 2012 09:16 am (UTC) - Expand
nadjavandelft
Nov. 23rd, 2012 05:03 pm (UTC)
Секс конечно был. не стоит забывать и призывы к свободным половым отношениям 20-ых годов. даже декреты выпускали по этому поводу - недавно по интернету ходило какое-то постановление.
а фильм "Строгий юноша" 37 года - вот уж где про секс!


где-то в начале 70ых годов я сидела в гостях у подруги и читала медицинский журнал - ее папа был известный нейрохирург. статья была - про секс, вот именно.
подробно и - как Вы говорите - в нюансах описывалось, что происходит во время полового акта с мужчиной и женщиной. я запомнила, конечно - интересно ж было. так вот, позже я поняла, что автор не знал о существовании женского оргазма.:))

не могу согласиться с Вашей фразой: "А раз есть огромное количество разводов, значит – есть некий специфический момент человеческих переживаний, который не укладывается в узкие рамки понятия «половая жизнь» и «деторождение». Есть секс как отдельная – осмысленная в своей отдельности! – ценность"

почему вы связываете разводы именно с сексуальной составляющей?
clear_text
Nov. 23rd, 2012 05:07 pm (UTC)
Строгий юноша? Хм. Романтика.
Насчет разводов. Сами отдельные разводы - нет. А их большое количество - да. Думаю, понятно.
(no subject) - nadjavandelft - Nov. 23rd, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Nov. 23rd, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - meamia - Nov. 23rd, 2012 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Nov. 23rd, 2012 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - meamia - Nov. 24th, 2012 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Nov. 24th, 2012 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krolik_ja - Nov. 23rd, 2012 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:18 pm (UTC) - Expand
lbertarian
Nov. 23rd, 2012 05:07 pm (UTC)
все комменторы так увлеклись собственными воспоминаниями, что пропустили чуть ли не ключевейшую фразу "судя по некоторым полевым наблюдениям"...
clear_text
Nov. 23rd, 2012 05:12 pm (UTC)
но Вы-то заметили!!! Ура!
artischok
Nov. 23rd, 2012 05:08 pm (UTC)
:) Боюсь Вам не удастся вывести константу секса.

Пожелание автору №1 - Слегка расширить временную границу, проведя её хотя бы ближе к середине 80-х.
Пожелание автору №2 - Не откладывать этот труд на посленовогогода. Хотелось бы до каникул вооружиться кое-какими познаниями:)
clear_text
Nov. 23rd, 2012 05:12 pm (UTC)
константа секса? Это вроде констанции бонасье?
(no subject) - artischok - Nov. 23rd, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 23rd, 2012 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 23rd, 2012 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 23rd, 2012 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Nov. 23rd, 2012 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pic4a - Nov. 23rd, 2012 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 23rd, 2012 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pic4a - Nov. 23rd, 2012 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 23rd, 2012 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pic4a - Nov. 23rd, 2012 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 23rd, 2012 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - intensio - Nov. 26th, 2012 03:03 pm (UTC) - Expand
seaseas
Nov. 23rd, 2012 05:16 pm (UTC)
Помню я эту книженцию и эти клинические случаи....
Юрий Васильевич Макаров, с.н.с. и к.м.н., светлая ему память, на работу притащил, а я тогда лаборанткой служила.
Зачитывалась на работе.
Он вообще всегда хорошие книжки приносил. Сборник Саши Черного советского издания произвел в те годы на нас не меньший фурор. Перепечатывала из него стихи на печатной машинке в пять копирок.
clear_text
Nov. 23rd, 2012 05:19 pm (UTC)
спасибо, Марина, за отклик и поддержку!
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 149 comments — Leave a comment )