?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СОВЕТСКИЙ СЕКС. 7. ПЕРЕХОДЯЩИЙ ПРИЗ

- Ты великий человек, - сказала Нина. – Завтра мы пойдем на каток.
Это была высокая честь. На каток Нину обычно сопровождали старшеклассники.

Это из рассказа Юрия Нагибина «Шампиньоны». Пионеры собирают макулатуру. Не смейтесь: дело происходит в 1930-е годы, и сознательные школьники на полном серьезе соревнуются друг с другом – кто больше соберет и сдаст бумажного мусора. Герой рассказа всех победил. И вот за это самая красивая девочка в классе идет с ним на каток. Это как в кино или на танцы: награда не только в счастье провести вечер с первой красавицей – награда еще и в публичности: все увидят, что они вдвоем, что она с ним.

«Женщина – переходящий приз» была важной фигурой советской сексуальной мифологии. Почему «мифологии»? Потому что речь идет не об устоявшейся модели поведения, а, скорее, о некоем умонастроении, о некоей идее.
Необходимое уточнение:
В английском языке есть выражение «Trophy Wife» (женщина-трофей или, лучше, женщина-приз). Но это совершенно другое. Американская «Trophy Wife» практически полностью соответствует нашей Фифочке. Юная леди как символ успеха (богатства, могущества) пожилого джентльмена.
Здесь же – совсем другое. Здесь речь идет о женщине, которая переходит от одного великого человека (вспомним формулировку девочки Нины из цитированного рассказа Нагибина) к другому – тоже великому или хотя бы незаурядному.
Что особенно важно – не ее берут, а она сама себя вручает. Сама переходит.

«Женщина - переходящий приз» – одно из первых воплощений женской свободы.
Приснопамятная Аврора Дюпен, она же – Жорж Санд (возлюбленная Мюссе и Шопена, возможно, и Листа, и еще нескольких не столь знаменитых).
Дагни Юлль, муза Стриндберга, Мунка и Пшибышевского. «Пожирательница гениев» Мизиа Серт. Королева мюнхенской богемы Фанни цу Ревентлов…
Но что мы все об иностранках? Пора бы уж о наших.

Кажется, что российская идея «переходящего приза» началась с Аполлинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского, на которой женился совсем молоденький Розанов. Ей было сорок, ему – двадцать четыре. Она была, по его собственным признаниям, не очень хороша собой и совершенно асексуальна. Во всяком случае, никакого удовольствия в постели ни он, ни она не получали. Почему же он так тянулся к ней?
Ответ один: Достоевский.
Помню, как Вл. Ник. Турбин изумлялся: «Но как он только мог? Лечь в постель с женщиной, с которой спал Достоевский?»
Мне кажется, для того и ложился. Чтоб стать (пардон, лечь) вровень с гением.

Две монументальные фигуры раннего советского секса, два великих «переходящих приза»: Лили Брик и Евгения Ежова. Кстати, они не были красавицами; при этом они были чем-то похожи. Но на них лежала харизма (или аура? кому как нравится!) их мужей и любовников. Мне почему-то не верится, что Бабелю или Шолохову действительно нравилась Евгения Ежова. Но жена наркома внутренних дел и заодно любовница Отто Юльевича Шмидта – была очень соблазнительна.
Ежова покончила с собой в возрасте 34-х лет. Лили Брик дожила до 86-ти (тоже отравилась снотворным) – но харизма Маяковского столь плотно приклеилась к ней, что она оставалась привлекательной до глубокой старости.

Идея «женщина – переходящий приз» существовала не только среди богемы. В масскультовом романе Ник. Асанова «Богиня победы» (вторая половина 1960-х) ситуация женщины, которая должна достаться победителю, разыгрывается в среде ученых-физиков. Но и среди людей вовсе не знаменитых и отнюдь не высокопоставленных это умонастроение тоже встречалось.
Некоторые мужчины в 1970-х вслух гордились бывшими мужьями своих жен – то есть на самом деле гордились собою: «Она ко мне от главного инженера (завмага, доцента) ушла».
Вот она у меня какая. Но и я – тем самым – ой-ой-ой!

Comments

( 108 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
toujours_murr
Dec. 16th, 2012 08:01 pm (UTC)
Жена Дали тоже таким трофеем была...
На ее ресницы можно было спички класть!
undamaris
Dec. 17th, 2012 02:13 am (UTC)
Вроде на брови же :)
(no subject) - toujours_murr - Dec. 17th, 2012 02:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Dec. 17th, 2012 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - boolka - Dec. 18th, 2012 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - boolka - Dec. 18th, 2012 03:44 pm (UTC) - Expand
impudent_squaw
Dec. 16th, 2012 08:02 pm (UTC)
Ой, спеллинг поправьте, плиз))
Trophy wife.
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:28 am (UTC)
ну да, да! спасибо. Этакая описка по Фрейду - "Лилейнораменная" и все такое...
predator_2005
Dec. 16th, 2012 08:03 pm (UTC)
Нет ли в этом некой гомосексуальной патологии?
По типу, осознанному или нет -
"раз уж я не могу напрямую трахнуть Х - так хотя бы
опосредованно трахну его через его женщину У"?
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:31 am (UTC)
да, разумеется. Такой взгляд существует, он очень верен, но не универсален... особенно когда речь идет о покойных знаменитостях.
Или так вернее: эта матрица залегает слишком глубоко, чтобы всякий раз проявляться непосредственно.

Edited at 2012-12-17 09:31 am (UTC)
(no subject) - boolka - Dec. 18th, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
mbskvort
Dec. 16th, 2012 08:16 pm (UTC)
Вот она у меня какая. Но и я – тем самым – ой-ой-ой!
----------------------------------------------------------
Насчет женщин не знаю, но вот "Я пил пиво с самим Якушевым (Старшиновым, Щадриным,...)" слышать приходилось.
Это была какая-то система иерархических ценностей выстраиваемая самим челом)))
Вероятно от пониманимания собственной ничтожности.
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:52 am (UTC)
ну, не знаю. Люди разным хвастаются. Знакомыми. И даже бывшими мужьями (а то и любовниками) своей жены
(no subject) - mbskvort - Dec. 17th, 2012 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Dec. 17th, 2012 04:52 pm (UTC) - Expand
bo0jum
Dec. 16th, 2012 08:18 pm (UTC)
Говорят, было такое старое еврейское проклятье: "чтоб ты разбогател настолько, чтобы новый муж твоей вдовы мог никогда больше не работать"
Что-то тут есть похожее.
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:32 am (UTC)
хорошее проклятие, никогда не слышал!
fariz_ganjali
Dec. 16th, 2012 08:22 pm (UTC)
Прошу прощения, в слове "Whife" опечатка, буква "h" не нужна.
alankubatiev
Dec. 16th, 2012 09:56 pm (UTC)
Таки нужна - внимательнее. Это другое слово.
(no subject) - i_comment_only - Dec. 16th, 2012 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - insead_hec - Dec. 16th, 2012 11:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Dec. 17th, 2012 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Dec. 17th, 2012 09:32 am (UTC) - Expand
krats
Dec. 16th, 2012 08:30 pm (UTC)
Повеселилась от души ))) У самой эта классификация иногда на языке вертелась, и в отношении Брик тоже. Глядя на фотки этих Призов иногда сильно недоумевала. Ну гении, своеобразный вкус, чего с них возьмешь - лишь бы творили... А тут ррраз так, по полочкам )))
mszappata
Dec. 16th, 2012 08:45 pm (UTC)
Кажется, в документальном фильме о таких призах, как Кшесинская и иже с ней тоже высказывалось мнение, что практически все "роковые женщины" были не из разряда красавиц.
(no subject) - krupelega - Dec. 16th, 2012 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alankubatiev - Dec. 16th, 2012 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krupelega - Dec. 16th, 2012 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magpie73 - Dec. 17th, 2012 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - krats - Dec. 21st, 2012 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Dec. 17th, 2012 09:32 am (UTC) - Expand
nimeo
Dec. 16th, 2012 08:46 pm (UTC)
Кокой ужос, если подумать.
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:33 am (UTC)
ну ужос. Но не ужос-ужос-ужос!
ira_zorina
Dec. 16th, 2012 10:30 pm (UTC)
Да. Интересный тип женщин. Недавно в своем блоге Акунин рассказал о Софье Шамардиной, которая была любовницей Северянина, потом Маяковского, а потом переключилась на партработников высокого ранга.
elenaanufrieva
Dec. 16th, 2012 11:24 pm (UTC)
почему женщин?
интересное отношение мужчин...страшное дело - снобизм.
(no subject) - clear_text - Dec. 17th, 2012 09:34 am (UTC) - Expand
eu_submarine
Dec. 16th, 2012 10:36 pm (UTC)
этнография и антропология
СОВЕТСКИЙ СЕКС. 7. ПЕРЕХОДЯЩИЙ ПРИЗ

«Женщина – переходящий приз» была важной фигурой советской сексуальной мифологии.
«Женщина - переходящий приз» – одно из первых воплощений женской свободы.
-------------------------------
"Женщина - это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается". Вольтер

Надеюсь прочитать новые записи уважаемого этнографа и антрополога о сексе дореволюционном, пост-советском, русском, французском и т.п. и познакомиться в них с новой россыпью гендерных (половых) стереотипов.

Хотя я не отношу себя к сексисткам, но не могу не отметить, что лучшие представители научно- литературной интеллигенции:) в своем словотворчестве порой грешат ПС, увлекаясь схематичной стереотипизацией социальных ролей мужчин и женщин.

http://youtu.be/2e5R7_0qGWI

clear_text
Dec. 17th, 2012 09:36 am (UTC)
ай-ай-ай. Речь ведь не о женщине или мужчине во всей полноте ее/его жизненных проявлений - а о маленькой символической грани.
evakroterion
Dec. 16th, 2012 11:31 pm (UTC)
А я что-то зацепилась глазами за макулатуру. Еще до всяких книг за макулатуру ее в школе собирали. Наверное, примерно конец пятидесятых. Таскались по квартирам. Бабушки-тетеньки говорили: «Приходите завтра, я вам соберу». Приходили, нас в прихожей ждали увязанные пачечки с газетами-журналами. Мама: «Оставь хоть что-то мусор заворачивать!»
Еще было поветрие – металлолом. Так уволокли как-то ворота у въезда в наш двор. Не калитку, а ворота. Как мы их с петель снимали? Ну, с этими воротами наш класс всех переплюнул.
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:37 am (UTC)
было, было!
yavas
Dec. 17th, 2012 12:07 am (UTC)
Иван Грозный в этом плане был предусмотрителен. Чего не скажешь, к примеру, о Кеннеди.
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:37 am (UTC)
"ах, Америка - это страна, где гуляют и пьют без закуски!" (с)
alindra
Dec. 17th, 2012 01:02 am (UTC)
Wife и Аврора Дюдеван; мадам де Севинье и мадам де Сталь тоже не под девичьими именами остались в литературе.

Замечательный пример мужского шовинизма. А что при этом хотели женщины, или этого просто нет. Кстати о Лиле Брик — скорее всего неправда. В нее все были поголовно влюблены. Все твердили о ее глазах. Роман Якобсон был готов на ней жениться, чтобы ее вывезти из Сов. России.
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:41 am (UTC)
ага. Замечательный пример советского редакционизма:
"У вас написано, что в колхозе "Восход" корова сдохла от нерадения зоотехника. Это очернение колхозного строя! Зоотехник, как мы выяснили, был кандидатом в члены ВКП(б). Значит, у вас нападки на партию!"
Копирайт 1932 - 1956 гг...
(no subject) - alindra - Dec. 17th, 2012 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Dec. 17th, 2012 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alindra - Dec. 17th, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
gerda_svinopas
Dec. 17th, 2012 02:17 am (UTC)
У Аксенова в "Москва-ква-ква" все основные мужские персонажи вращаются вокруг молодой советской барышни (комсомолка, спортсменка, красавица). Её можно (по букве сюжета, во всяком случае) назвать переходящим призом (причем, в результате новому, поколению - оторвавшемуся от сталинизма). И антигонистом - её мать, для сильной натуры которой просто недостаточно одного мужчины
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:41 am (UTC)
ага.
juan_gandhi
Dec. 17th, 2012 02:48 am (UTC)
whife->wife

Да, любопытная тема, конечно.
Но это же московская специфика, нет?
В Питере я знаю только один такой переходящий приз, но предыдущий должен был сначала утонуть (а потом уже начался конкурс за право)
clear_text
Dec. 17th, 2012 09:41 am (UTC)
Спасибо, уже исправил.
Не знаю, московская ли...
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 108 comments — Leave a comment )