?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

как жили люди в старину

НОВОЕ (ТО ЕСТЬ СТАРОЕ) О ПОДЛОСТИ

Однажды Адамович написал хвалебный очерк о каком-то довольно бездарном поэте. Мережковского это поразило, и он стал допытываться, почему Адамович это сделал. Тот долго отговаривался, мол, не так уж плох этот поэт, мол, что-то в нем есть, и т.д.
Но Мережковский не отставал, и тогда Адамович, вздохнув, признался:
- Ну, из подлости, Дмитрий Сергеевич. Этот человек мне как-то очень помог, вот я и написал…
- Ах, из подлости, - обрадовался Мережковский, - ну, тогда всё понятно. Так бы и сказали. Из подлости-то чего только не сделаешь! А я-то уж думал, что вы и вправду так считаете.
(с) Ирина Одоевцева (запись Анны Колоницкой).

И вправду, забавно. Выходит, извинительнее лицемерить, чем всерьез считать бездарного поэта хорошим.

Но всего интереснее другое.
В те баснословные года подлостью считалось нарушение профессиональной этики, которая должна быть выше личных обязательств.
Подлость – написать хвалебную рецензию на бездарную книгу человека, который спас тебя от голода в тяжелые годы эмиграции или оккупации.
Значит, по тогдашним меркам подлость – натянуть оценку студенту, потому что его отец лечит твоего ребенка.
Подлость – устроить парня на престижную работу не потому, что у него такая высокая квалификация, а потому что его мама, твоя школьная подруга, в одиночку из последних сил сына тянула, ну, пусть она вздохнет, наконец…
И так далее.

Но позвольте! Человек ведь меня от голодной смерти спас в оккупацию! А я не могу пустячным делом отплатить за спасение жизни – положительную рецензию написать! Бред какой. Что же мне делать-то?
А вот что. Сказать: «Если тебе негде жить – живи у меня. Если тебе нужны деньги – пожалуйста. Если тебя преследуют истцы – я найду и оплачу тебе адвоката. Если за тобой гонится охранка – мы с друзьями спрячем тебя и переправим за границу. Но называть твою неудачную книгу шедевром я не буду…»
Как странно, правда?
И вообще: легко давать советы с колокольни столетней давности.

Comments

( 135 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
az_67
Jan. 16th, 2013 10:28 am (UTC)
а если человеку есть где жить, у него достаточно денег и за ним никто не гонится
и если написать хвалебный отзыв - единственная услуга которую можно оказать своему спасителю
кстати, возможно, хвалебный отзыв от авторитетного человека может помочь с деньгами в результате, если их таки нет
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:01 am (UTC)
ну да. А если это лживый хвалебный отзыв?
Собственно - это старое, еще средневековое противоречие между долгом и честью.
(no subject) - az_67 - Jan. 16th, 2013 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - az_67 - Jan. 16th, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 16th, 2013 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krupelega - Jan. 16th, 2013 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 16th, 2013 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 16th, 2013 06:23 pm (UTC) - Expand
alll
Jan. 16th, 2013 10:33 am (UTC)
Ну вроде как "подлость" - это в первоначальном смысле всего-навсего поведение, свойственное низшим сословиям. А поскольку нынче дворян и прочих шевалье упразднили от слова совсем, то такое поведение осуждать вроде как и некому, и незачем.
b0gu3
Jan. 16th, 2013 10:35 am (UTC)
Согласен. Подлость существует не сама по себе, а непременно в оппозиции с честью. Если нет чести, то нет и подлости.
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 10:59 am (UTC) - Expand
molly_coodle
Jan. 16th, 2013 10:34 am (UTC)
Понятно логика. Профессионалу доверяют как эксперту другие люди, несведущие совсем. Поэтому услуги должны быть только личного свойства, не затрагивающие никак интересы других.
clear_text
Jan. 16th, 2013 10:54 am (UTC)
наверное, они тогда так и считали.
lbertarian
Jan. 16th, 2013 10:37 am (UTC)
современное переосмысление слова "подлость", конечно, вещь архи-куриознейшая, но дело ведь не об том, а об том, насколько серьезно тот или другой критик воспринимает свое ремесло и - следующий шаг - свое реноме. Если взять такое явление в американском издательском мире как logrolling - предоставление двустрочного (как правило) похвального отзыва на задней странице обложки - то практика показывает, что он срабатывает для публики в целом. "Ну если самому Шапиро понравилось... надо брать". Инсайдеры же хмыкают и сравнивают "вот Шапиро Вайнштейну подмазал, а Вайнштейн ему нет". "Неужели из-за жены?"
вы можете возразить, что одно дело спасти от преследования, а другое дело "ты-мне-я-тебе", но на практике одно очень органично переходит в другое.
clear_text
Jan. 16th, 2013 10:55 am (UTC)
наверное.
logrolling - не знал, что так называется. Спасибо.
(no subject) - milaaga - Jan. 16th, 2013 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Jan. 16th, 2013 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kalif_aist - Jan. 17th, 2013 02:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Jan. 17th, 2013 02:29 am (UTC) - Expand
tom_i_lina
Jan. 16th, 2013 10:41 am (UTC)
...И с этой колокольни можно разглядеть два параллельных мира ("Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами") - и вневремнную разницу присущих каждому понятий:).
clear_text
Jan. 16th, 2013 10:56 am (UTC)
мне никогда не нравилось это эстетско-утопическое (в цитированном случае - коммунистическое) пренебрежение повседневной жизнью обыкновенных людей.
(no subject) - tom_i_lina - Jan. 16th, 2013 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Jan. 16th, 2013 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tom_i_lina - Jan. 16th, 2013 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 12:59 pm (UTC) - Expand
onoffetc
Jan. 16th, 2013 10:44 am (UTC)
а всё потому, Денис Викторович, что они юмора не знали и иронии боялись...
зачем подлость?
clear_text
Jan. 16th, 2013 10:57 am (UTC)
кто ж их разберет. У них, очевидно, был свой юмор и своя ирония - ответ Мережковского, кстати, весьма ироничен.
(no subject) - onoffetc - Jan. 16th, 2013 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - onoffetc - Jan. 16th, 2013 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
ok30
Jan. 16th, 2013 10:56 am (UTC)
Доброта - только за свой личный счёт, а не за счёт других людей, фирмы, сообщества, государства.
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:02 am (UTC)
хорошо бы всегда бы...
arimotozuka
Jan. 16th, 2013 11:01 am (UTC)
как же:
платон мне друг, но истина дороже)
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:01 am (UTC)
вот именно.
(no subject) - reflex_blue - Jan. 16th, 2013 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - reflex_blue - Jan. 16th, 2013 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Jan. 16th, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - arimotozuka - Jan. 16th, 2013 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 11:48 am (UTC) - Expand
berlinguide
Jan. 16th, 2013 11:19 am (UTC)
Честь - это такой капитал, форма хозяйствования, распоряжения своим символическим капиталом, свойственная, конечно, не всем.
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:36 am (UTC)
далеко не всем!
(no subject) - pup_kind - Jan. 16th, 2013 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - berlinguide - Jan. 16th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - pup_kind - Jan. 16th, 2013 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:09 pm (UTC) - Expand
olivia_burton
Jan. 16th, 2013 11:20 am (UTC)
Давайте рассмотрим помощь как акт предоставления важного ресурса, в котором нуждается человек.
Cмотрите - человека спасли от голодной смерти. Дали ему еду, то есть то, что было НАДО страждущему. Надо именно ему, а не то, что может быть, желал бы дать (или сбагрить) дающий, и именно тогда, когда это надо.
Не билеты в театр, не книгу почитать, а еду.
А теперь спасшему нужна ответная помощь в виде рецензии. Не кусок хлеба, не адвокат, то есть не то, что желал бы всучить ему приятель, а то, что надо именно ему, а именно, эту рецензию.
Таким образом, долг платежом красен. Если рассматривать в этой системе координат.
И профэтика выступает в роли ограничителя, который не позволяет отдать долг чести пропорционально? но это свинство, не отдать его.

Edited at 2013-01-16 11:21 am (UTC)
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:38 am (UTC)
а не свинство просить отдать долг не тем, чем можно отдавать.
то есть я на улице защищу старичка от грабителей.
а потом окажется, что он - главный режиссер театра. А у меня как раз племянник написал пьесу...
????
(no subject) - olivia_burton - Jan. 16th, 2013 05:04 pm (UTC) - Expand
mother_irina
Jan. 16th, 2013 11:26 am (UTC)
изумительный текст

и кстати перекликается с темой "лояльность и компетентность", заявленной и учёными мужами, как тема года нонешнего
http://ksonin.livejournal.com/477223.html

главное не утонуть в терминах :)

а слово компетентность легко меняется на профессионализм :)

ох, спасибочки, порадовали-с
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:39 am (UTC)
да. именно. Спасибо, что оценили.
katworld
Jan. 16th, 2013 11:40 am (UTC)
А мне это понимание как-то передалось через все десятилетия. Я называю это "принципиальность".
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:49 am (UTC)
и это очень хорошо, на самом-то деле.
(no subject) - katworld - Jan. 16th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
vit_r
Jan. 16th, 2013 11:41 am (UTC)
Инфляция-с. Что раньше считалось нормой, сегодня воспринимается как величайшее проявление нравственности.
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:49 am (UTC)
именно. Инфляция всюду и везде. И в морали тоже... Тоска.
(no subject) - katworld - Jan. 16th, 2013 11:53 am (UTC) - Expand
uncleslu
Jan. 16th, 2013 11:45 am (UTC)
Мне не нравится принцип "Платон мне друг, но истина дороже". Мне больше по душе принцип "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман". Так что я здесь за Адамовича, а не за Мережковского.
clear_text
Jan. 16th, 2013 11:50 am (UTC)
мне кажется, это немножко разные - разноплановые, что ли - принципы.
(no subject) - uncleslu - Jan. 16th, 2013 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:02 pm (UTC) - Expand
anaver1961
Jan. 16th, 2013 11:54 am (UTC)
Вы вводите читателей в заблуждение. Невозможно, "из подлости" написать хорошую рецензию на плохие стихотворения, все равно будут торчать ослиные уши. Достаньте текст этой рецензии, я думаю, не все там так просто.
Единственное, что можно было действительно сделать в такой ситуации, написать искреннюю рецензию, если уж поэт действительно так плох, то мог бы и не разобраться, хвалят его или не очень. Но вы говорите, что Мережковский поверил, тогда вопрос к Адамовичу: насколько он был искренним художником.
tom_i_lina
Jan. 16th, 2013 12:17 pm (UTC)
"Невозможно, "из подлости" написать хорошую рецензию на плохие стихотворения", - вот, и мне так кажется. Но, при необходимости, всегда можно найти за что хвалить - хотя бы за идею (Виссарион грешил!:)). Но так же кажется мне (из представлений об "источнике"), что подлость заключалась не литературном ценности материала, а м.б., враждебности поэтических группировок.
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - berlinguide - Jan. 16th, 2013 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 16th, 2013 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anaver1961 - Jan. 16th, 2013 08:00 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 135 comments — Leave a comment )