?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

самые разные книжки

БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. 62

ЛИДИЯ ЧУКОВСКАЯ

Известно, что Лидия Корнеевна Чуковская боготворила Солженицына. Она навсегда рассорилась с Войновичем за его роман «Москва 2042».
Корней Чуковский пишет в дневнике, как Л.К. и ее дочь жестко оборвали собеседницу (тоже, кстати, восторженную поклонницу Солженицына) – только лишь за то, что она дерзнула сказать: «А вот этот его рассказ мне понравился меньше». Сразу отповедь: «О великих писателях так говорить нельзя!». То есть полное обожествление.
И однако.
В письме к Л.Пантелееву (автору «Честного слова», «Часов» и «Пакета», соавтору «Республики ШКИД») она пишет о Солженицыне:


Слух к языку гениальный. Вкус, на мой взгляд, недостаточный. Иногда на его суждениях видишь печать провинциализма, дурного воспитания, убогой среды.
Анна Андреевна когда-то говорила мне:
«Лев Толстой, конечно, был полубогом, но иногда в него вселялся дух одной из его тетушек».
Так и тут. Гениальный ум – и вдруг вы чувствуете душевные и умственные навыки, суждения, всосанные с молоком матери в провинциальном южном глубоко обывательском городе. И становитесь в тупик от неожиданности и досады.

(16 марта 1969 г.)

В кн.: Л.Пантелеев, Л.Чуковская. Переписка. М., «Новое литературное обозрение», 2011. С. 284

Comments

( 127 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
idelsong
Mar. 5th, 2013 11:05 am (UTC)
А все - от склонности русской интеллигенции к культу личности. Как на меня набросились, когда я что-то плохое сказал про Галича! Или попробуй скажи сейчас что-нибудь плохое про Pussy Riot. А они - всего лишь жертвы произвола, и это ничего не говорит об их личных качествах.
status_constr
Mar. 5th, 2013 11:15 am (UTC)
Вот чуть что сразу "русская". Да меня ихный миреканский твитер БУКВАЛЬНО задолбал призывами подписаться на твиты Обамы. То есть меня фигурально, а мой компьютер - буквально. А Вы пробовали сказать об Обаме что-то не хвалебное в обществе уан-хандред-прсент-американских интеллигентов или нарисовать его так, как ПОСТОЯННО рисовали Буша-младшего, его же старшего, Клинтона и Никсона? А знаете, что американская интелигенция сделала (кстати о книгах) с одной американской сетью книжных магазинов, когда в одной далеко не центральной книжной лавке на витрине оказались даже не рядом, но в одной экспозиции две книги - одна с портретом Обамы, а вторая... нет, рука не поднимается набрать, кто там был на обложке... напишу, а меня из ЖЖ выбанят навсегда
(no subject) - idelsong - Mar. 5th, 2013 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Mar. 5th, 2013 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - idelsong - Mar. 5th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - uncleslu - Mar. 5th, 2013 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Mar. 5th, 2013 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uncleslu - Mar. 5th, 2013 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Mar. 5th, 2013 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Mar. 5th, 2013 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Mar. 5th, 2013 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Mar. 5th, 2013 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Mar. 5th, 2013 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Mar. 5th, 2013 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Mar. 5th, 2013 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zinaida_s - Mar. 5th, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - idelsong - Mar. 5th, 2013 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelsong - Mar. 5th, 2013 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - status_constr - Mar. 5th, 2013 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Mar. 5th, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
status_constr
Mar. 5th, 2013 11:07 am (UTC)
После того, как в РуНете появилась серия фотографий нынешнего иерарха, которую народ тут же озаглавил "Отец Звездоний", захотелось немножко обожествить Войновича и его "Москву 2042".
k_o_i_l
Mar. 5th, 2013 11:07 am (UTC)
>> И становитесь в тупик от неожиданности и досады.

Где же тут "И однако". Именно от обожествления и становится. В провинциализме самом по себе нет ничего досадного. И уж точного ничего неожиданного.
molly_coodle
Mar. 5th, 2013 12:59 pm (UTC)
+1
ar_de_man
Mar. 5th, 2013 11:14 am (UTC)
«О великих писателях так говорить нельзя!»
old_radist
Mar. 5th, 2013 11:29 am (UTC)
О великих пиcателях должны говорить великие народы!





Edited at 2013-03-05 11:29 am (UTC)
old_radist
Mar. 5th, 2013 11:15 am (UTC)
Ну, тетушка. А кто в него должен был вселяться? Платон?
maria_nesterova
Mar. 5th, 2013 12:03 pm (UTC)
Платон? - Каратаев
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Mar. 5th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - molly_coodle - Mar. 5th, 2013 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iz_chicago - Mar. 5th, 2013 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_radist - Mar. 5th, 2013 12:50 pm (UTC) - Expand
le_doyen
Mar. 5th, 2013 11:29 am (UTC)
"Гениальный ум – и вдруг вы чувствуете душевные и умственные навыки, суждения, всосанные с молоком матери в провинциальном южном глубоко обывательском городе"

- а если бы не это, тогда было бы похоже на "гениальные" парниковые и вылизанные душевные и умственные навыки, суждения, которые встречаются у патологически обстоятельных простатиков.
alexander_pavl
Mar. 5th, 2013 11:32 am (UTC)
А всё потому что Солженицын человек был хороший, и с дубом бодался, и знал, как обустроить Россию. За то подполковник КГБ Владимир Владимирович Путин вручил Солженицыну давно заслуженную награду. Представляю, в какой восторг привело бы это награждение Лидию Чуковскую. Жаль, не дожила она совсем немного до светлого дня.
clear_text
Mar. 5th, 2013 11:36 am (UTC)
гы.
(no subject) - alexander_pavl - Mar. 5th, 2013 11:53 am (UTC) - Expand
milaaga
Mar. 5th, 2013 11:40 am (UTC)
А вот говорят, Анна Андреевна писала с жуткими орфографическими ошибками (южный провинциальный город?)
Однажды Лозинский, читая её рукопись, указал на немыслимый знак препинания: "Такого знака не существует, но Вам - можно".
clear_text
Mar. 6th, 2013 01:31 pm (UTC)
смешно!
berlinguide
Mar. 5th, 2013 12:02 pm (UTC)
Ах, как мило ААА всегда наслаждалася, то может о ком-то сказать, что знавала его тётушку. Здесь опять, правда, облажалась, так как по годам не знала тётки Толстого. Ну да ладно, зато красиво.
clear_text
Mar. 6th, 2013 01:31 pm (UTC)
так она же про дух!
Eugene Potapow
Mar. 5th, 2013 12:04 pm (UTC)
Тут главное что - отделить себя от провинциализма, дурного воспитания и убогой среды, а дальше уже само пойдёт:
"Иногда на суждениях Достоевского видишь печать провинциализма, дурного воспитания, убогой среды."
"Иногда на суждениях Горького видишь печать провинциализма, дурного воспитания, убогой среды."
"Иногда на суждениях Чехова видишь печать провинциализма, дурного воспитания, убогой среды."
"Иногда на суждениях Тургенева видишь печать провинциализма, дурного воспитания, убогой среды."
"Иногда на суждениях Гоголя видишь печать провинциализма, дурного воспитания, убогой среды."

ну и, конечно же, сама идея "печатать переписку" несёт на себе печати провинциализма, дурного воспитания, убогой среды.

Edited at 2013-03-05 12:06 pm (UTC)
clear_text
Mar. 5th, 2013 12:30 pm (UTC)
а вот, небось, про исторического романиста графа Евгения Андреевича Салиаса-де-Турнемир - такого не скажешь!
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Mar. 5th, 2013 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 6th, 2013 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Mar. 6th, 2013 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Mar. 6th, 2013 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Mar. 7th, 2013 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Mar. 7th, 2013 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Eugene Potapow - Mar. 7th, 2013 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Mar. 7th, 2013 04:44 pm (UTC) - Expand
sigridd
Mar. 5th, 2013 12:11 pm (UTC)
Потребность в Авторитетах необыкновенно сильна, но в какой-то момент дорастаешь до чего-то, и грустно понимаешь и принимаешь - они тоже только человеки, но это прекрасно.
clear_text
Mar. 6th, 2013 02:34 pm (UTC)
да. Это действительно прекрасно. Не надо никого обожествлять.
maria_nesterova
Mar. 5th, 2013 12:14 pm (UTC)
Главное - не замечать никаких печатей на своих суждениях.
clear_text
Mar. 5th, 2013 12:28 pm (UTC)
пусть наш суждения будут непечатными!
(no subject) - maria_nesterova - Mar. 5th, 2013 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmtrs - Mar. 5th, 2013 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Mar. 5th, 2013 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - molly_coodle - Mar. 5th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
kot_begemot
Mar. 5th, 2013 12:17 pm (UTC)
"А Мусоргский - бухал!"...


Edited at 2013-03-05 12:22 pm (UTC)
clear_text
Mar. 5th, 2013 12:22 pm (UTC)
в литавры!
aron_turgenev
Mar. 5th, 2013 12:30 pm (UTC)
Это говорит лишь о том, что и культ Лидии Корнеевны тоже не следует создавать.
clear_text
Mar. 5th, 2013 12:32 pm (UTC)
вообще не следует создавать культов. Но ссылаться можно.
(no subject) - aron_turgenev - Mar. 5th, 2013 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 6th, 2013 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 5th, 2013 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 5th, 2013 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 5th, 2013 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 5th, 2013 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 5th, 2013 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antruma - Mar. 5th, 2013 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 5th, 2013 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mtplusj - Mar. 5th, 2013 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 7th, 2013 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mtplusj - Mar. 7th, 2013 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 7th, 2013 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mtplusj - Mar. 7th, 2013 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 7th, 2013 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 6th, 2013 01:29 pm (UTC) - Expand
uncleslu
Mar. 5th, 2013 12:57 pm (UTC)
Интересно. Но вот такое соображение у меня есть.
Войнович в "Портрете на фоне мифа" пишет, что с Лидией Корнеевной у него был долгий спор, обмен письмами, их отношения сильно охладились, но всё-таки сохранились. А полностью он рассорился с её дочерью Еленой Цезаревной. Вот там обожествление Солженицына было совершенно религиозным. Думаю, разница между матерью и дочерью в данном случае в том, что Лидия Корнеевна сама была незаурядным писателем, публицистом, у неё было критическое мышление и при всём обожании Солженицына и обиде на Войновича за злую пародию на него, она поняла, что Войнович по меньшей мере имеет на это право; а вот Елена Цезаревна ничем, кроме помощи Солженицыну и пропаганды его творчества себя не проявила.
clear_text
Mar. 5th, 2013 01:02 pm (UTC)
да. Ваше уточнение верно. Спасибо.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 127 comments — Leave a comment )