?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЦЕНЗУРА, ИСТИНА И СВОБОДА

Да, неловко у меня вышло с Александром Хинштейном.
Он так хорошо, так проникновенно отозвался в «Новой Газете» о моих рассказах!
А я буквально на следующий день подписал письмо в защиту издательства «КомпасГид», против которого он выступил.
Это, если кто помнит, была книжка «Флаги мира», и там о литовском флаге было написано что-то вроде «красный цвет на флаге символизирует кровь, пролитую литовским народом в борьбе против германских и русских захватчиков».
Вот Александр Хинштейн прочел это и публично возмутился, и тут же торопливые и осторожные книгопродавцы стали снимать книжку с прилавков. А другие люди, и я в том числе, написали, что это – негодная практика. Речь не о мнении депутата – он, как и все люди, вправе высказываться о чем угодно и как угодно – а о странной поспешности книжных магазинов.
Правда, подписывая письмо, я еще не читал добрые слова Хинштейна обо мне, за которые я ему искренне благодарен.

И однако я все равно бы подписал это письмо.
Но не потому, что мне нравятся (антирусские?) выдумки автора (точнее говоря, вольности переводчика) по поводу литовского флага.
А потому, что я за свободу слова. И против изыманий и запрещений.
Кстати, я против того, чтобы запрещали и изымали недавно опубликованный роман молодого Геббельса. Мерзко, конечно, что его напечатали под грифом «Проза великих» и снабдили сочувственным предисловием. Но тогда – устраивайте кампанию в прессе и на ТВ, подвергайте издателей и редакторов общественному осуждению, подавайте в суд, в конце концов, за понесенные моральные страдания!
Но только не надо запрещать и изымать.
Потому что сначала запретим юношеский роман Геббельса. Потом запретим зрелых фашистов и по-настоящему крупных писателей Селина, Дриё ла Рошеля, Эзру Паунда. А там до «сочувствующих» Гамсуна и Мережковского доберемся.
А тогда уж Ницше запретить – сам бог велел. Предтеча и любимец, сукин сын.

Свобода – гораздо важнее истины, если уж сравнивать.
Если мы променяем свободу на самую прекрасную, сияющую, драгоценную истину, то через десять лет получим прокисшую догму и унылое рабство для ее обслуживания и охраны.
А если наоборот...
Да нет никакого «наоборот»! Свобода - главное условие для поиска истины.
Сначала свобода - а истину сами найдем.
Сами, сами, сами…

Comments

( 104 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
clear_text
Sep. 2nd, 2013 09:47 am (UTC)
да уж...
(Suspicious comment)
(Deleted comment)
(no subject) - snark_ - Sep. 2nd, 2013 02:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - farraige - Sep. 2nd, 2013 10:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - snark_ - Sep. 2nd, 2013 04:54 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - iz_chicago - Sep. 2nd, 2013 04:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - iz_chicago - Sep. 2nd, 2013 04:18 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
status_constr
Sep. 2nd, 2013 09:51 am (UTC)
"устраивайте кампанию в прессе и на ТВ, подвергайте издателей и редакторов общественному осуждению" - о да, общественное осуждение, особенно со стороны либералов - это самая лучшая реклама. Гигантские тиражи и переиздания обеспечены.

Настоящая цензура новой эпохи - не запреты и не публичные костры из книг, это верно. Если бы эту несчастную книгу Геббельса никто в упор не заметил - на этом дело и кончилось бы. А теперь, скорее всего, ее и другие напечатают, в серии "Литература запрещенная, подневольная, из-под глыб и все такое".

Настоящая цензура и пропаганда - это (а) наброс и (б) работа с автором.

Первый вариант отлично функционирует в России последние лет 20. На каждую публикацию о сталинизме - сто книжек о том, каким Сталин был великим и хорошим.

Второй метод вообще дело нехитрое. Нескольким переводчикам Салмана Рушди просто перерезали горло. Журналистов-публицистов аккуратно отстреливают. Как жестяных кроликов в тире. Шендеровичу пока что устроили всего лишь ю-тьюб в алькове, а в следующий раз поди знай, что придумают. Они ребята с юмором, могут и с родителями неправильного писаки пошутить, и с его детьми... с использованием новейших достижений цивилизации.

Вот и вся цензура.

А что касается свободы публикаций, то па-адумаешь, ранний Геббельс или поздний Хомейни. Свобода публикаций начинается с пособий для педофилов, шахидов, убийц и самоубийц. Пособия по изготовлению крэка, метамфетамина, по выращиванию тех самых грибов, ну и, конечно, по изготовлению ядов и ядерных бомбочек. Вот что надо печатать для соблюдения настоящей свободы. Это для начала, для разгона. Потому что эти книги гораздо безопаснее, чем всякие майн кампфы и "библиотеки сталиниста". Они местами технически сложн и занудныы, не каждый их усвоит. А вот фашистская, сталинистская и исламистская литература понятна и подростку. Усваивается мгновенно и на всю жизнь. В чем можно легко убедиться в первые же полчаса листания РуНета
.


Edited at 2013-09-02 10:01 am (UTC)
clear_text
Sep. 2nd, 2013 10:25 am (UTC)
н-да-сссс...
(no subject) - boltatel - Sep. 3rd, 2013 06:12 am (UTC) - Expand
livelight
Sep. 2nd, 2013 10:16 am (UTC)
И Гюнтера Грасса!
clear_text
Sep. 2nd, 2013 10:24 am (UTC)
о!
(no subject) - livelight - Sep. 2nd, 2013 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2013 02:51 pm (UTC) - Expand
retto
Sep. 2nd, 2013 10:54 am (UTC)
А если по результатам кампании в прессе / петиций в Интернете обнаруживается достаточное количество человек (не один-два депутата, но несколько тысяч простых граждан), осуждающих материал и допустимость распространения оного - следует ли удовлетворить такую петицию? Или на каждого возмутившегося найдём носителя контраргументов (вдобавок, подкреплённых цинизмом в адрес "оскорблённых чуйств неженок / ватников / быдла") и обратим осуждающую кампанию - кампанией рекламной?
livelight
Sep. 2nd, 2013 11:23 am (UTC)
Дадада! И пусть, наконец, соберут несколько тысяч простых чеченцев мусульман, осуждающих распространение аллахомерзкой кяфирской Библии и допустимость распространения оной, и несколько тысяч простых христиан, осуждающих распространение экстремистского богомерзкого Корана и допустимость распространения оного! Их же таких явно больше нескольких тысяч!
(no subject) - retto - Sep. 2nd, 2013 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2013 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retto - Sep. 2nd, 2013 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retto - Sep. 2nd, 2013 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - retto - Sep. 2nd, 2013 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 07:51 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - retto - Sep. 3rd, 2013 03:37 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
mtyukanov
Sep. 2nd, 2013 11:04 am (UTC)
Тогда Ильина запрещать надо будет, а с ним не выйдет -- любимый философ сами-знаете-кого.

А вот с Вагнером все сложно. И сам Вагнер -- во многом основатель национал-социализма как идеологии. И его сын и невестка были среди основателей НСДАП, близкие соратники и личные друзья Гитлера. Внуки -- убежденные нацисты, тепло отзывавшиеся о "дяде Вольфе" и в 50-е (хотя активности большой не проявляли, и во время денацификации классифицированы были как попутчики). А ведь для серьезного исполнения изданными нотами не обойтись, надо контактировать с архивом Вагнера, т.е., с его семьей.

Сейчас, конечно, все проще стало -- поколения сменились.
once_for_all
Sep. 2nd, 2013 12:54 pm (UTC)
Сын не был. Сын, в отличии от своего семейства, наци терпеть не мог и завещание по старался написать так, чтоб вдовушка замуж за кого не надо не выпрыгнула.
polar_bear_lk
Sep. 2nd, 2013 11:51 am (UTC)
были... к сожалению ещё и остаются, "писатели", которые открыто одобряют действия террористов в Беслане, на Дубровке и т.д. Открыто говорят, что надо "залить Россию кровью"...
русские по национальности, между прочим...
Надо им позволить издавать свои "труды"?

Вопрос цензуры вечен... Потому, что внутренняя, нравственная "цензура" у большинства современных производителей текстов - отсутствует... Напрочь...

Настоящий писатель не должен опускаться до пещерной ненависти, при любом раскладе...
clear_text
Sep. 2nd, 2013 01:34 pm (UTC)
Настоящий писатель не должен опускаться до пещерной ненависти - вот это верно...
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 2nd, 2013 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 06:04 pm (UTC) - Expand
vit_r
Sep. 2nd, 2013 12:01 pm (UTC)
Кому она нужна, Ваша свобода, когда вокруг столько сортов колбасы...
clear_text
Sep. 2nd, 2013 02:44 pm (UTC)
или наоборот...
uncleslu
Sep. 2nd, 2013 12:43 pm (UTC)
Готов подписаться под каждым словом! Добавлю только, что нацистскую литературу следует всё же снабжать комментариями. А в книгах сочувствующих не помешали биографические предисловия, чтобы было известно, что Кнут Гамсун, например, был националистом по мировоззрению, а Дмитрий Мережковский лишь надеялся, что европейские диктаторы сокрушат большевизм, который он ненавидел до калёной ярости, и чьё пророчество о "грядущем хаме" сбылось на все сто.

Я как-то сказал своему приятелю, что никогда не поеду в Сингапур, потому что там за жвачку в тюрьму сажают. - Ты что так любишь жвачку? - удивился приятель. - Нет, - ответил я, - я к жвачке равнодушен, я свободу люблю.

А про Хинштейна вспомнилась байка из книги Виктора Шендеровича "Изюм из булки".
Шендеровича узнал кто-то, подскочил к нему, пожал руку и заявил: "Виктор, вы - совесть России". И, подумав, добавил: "Вы - и Хинштейн".


Edited at 2013-09-02 12:44 pm (UTC)
clear_text
Sep. 2nd, 2013 05:59 pm (UTC)
да, согласен.
Байка смешная!
(no subject) - mrchernyshov - Sep. 6th, 2013 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - uncleslu - Sep. 6th, 2013 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrchernyshov - Sep. 6th, 2013 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrchernyshov - Sep. 6th, 2013 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - uncleslu - Sep. 6th, 2013 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrchernyshov - Sep. 6th, 2013 01:46 pm (UTC) - Expand
auvasilev
Sep. 2nd, 2013 12:53 pm (UTC)
Ну, Ларри Флинт, вернее, конечно, Форман устами своего героя, предельно точно это уже давно определил. Но я, естественно, не об этом. Просто очень поразила совершенно не характерная для Вас неточность формулировки: «Свобода – гораздо важнее истины, если уж сравнивать».
Свобода никогда не была врагом истины, а истина не мешала свободе. Ложное противопоставление и надуманная конфликтность.
clear_text
Sep. 2nd, 2013 02:45 pm (UTC)
ах, если бы...
provinchialka
Sep. 2nd, 2013 01:33 pm (UTC)
А если истина это Бог а свобода это дьявол? неужели в таком ключе свобода дороже?
ok_66
Sep. 2nd, 2013 01:36 pm (UTC)
А кто дал человеку свободу воли?
(no subject) - provinchialka - Sep. 2nd, 2013 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Sep. 2nd, 2013 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - provinchialka - Sep. 2nd, 2013 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Sep. 2nd, 2013 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - provinchialka - Sep. 2nd, 2013 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Sep. 2nd, 2013 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buravstakane - Sep. 2nd, 2013 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - provinchialka - Sep. 4th, 2013 04:19 am (UTC) - Expand
vs_baronin
Sep. 2nd, 2013 01:37 pm (UTC)
Ну-ну, куда идет прогресс... Главспециалист по сливам печатается в "Новой" -- что очень хорошо говорит как и об уровне газеты, так и об уровне толерантности (скажем так) ее руковдство. Или Хинштейн просто запугивает тамошнее руководство?
clear_text
Sep. 2nd, 2013 06:00 pm (UTC)
"это не ко мне, это к инфекционисту!" (с)
yudinkostik
Sep. 2nd, 2013 03:21 pm (UTC)
на "нижних" уровнях сейчас самоцензура - эта вот торопливость - крайне распространенная практика...
у меня есть живой пример - один знакомый зеленоградский поэт читал стихи в библиотеке (когда была "ночь библиотек") - в одном из стихотворений было слово "писька"... его выступление прервали и попросили покинуть помещение...

далее, тот же поэт устраивал вечер в выставочном зале... афишу нарисовал профессиональный художник, но там было проставлено 18+ (в т.ч. из-за той же "письки") - администрация зала отвергла афишу и заставила изменить программу, чтобы никаких 18+... "у нас такие стихи не читают"... а читают про природу и погоду...

Edited at 2013-09-02 03:21 pm (UTC)
kanadskij_baton
Sep. 2nd, 2013 03:48 pm (UTC)
А Вы не заумывались, почему во всем мире запрещают публиковать проповеди Бин Ладена? Вроде как свобода слова и СМИ на Западе независимы от государства, а все равно не публикуют?
А потому что свободное общество ценит свои выстраданные в борьбе свободы и защищает их и должно уметь защищаться от пропаганды. Свободные СМИ не могут быть рупором для пропаганды иных ценностей.
anna_bpguide
Sep. 2nd, 2013 04:09 pm (UTC)
а есть официальный запрет? тогда он должен быть очень четко сформулирован: нельзя публиковать это и вот это. а не то, что может не приглянуться княгине Марье Алексевне
(no subject) - kanadskij_baton - Sep. 2nd, 2013 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kanadskij_baton - Sep. 2nd, 2013 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kanadskij_baton - Sep. 2nd, 2013 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Sep. 2nd, 2013 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - provinchialka - Sep. 2nd, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kanadskij_baton - Sep. 3rd, 2013 02:53 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kanadskij_baton - Sep. 4th, 2013 02:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kanadskij_baton - Sep. 4th, 2013 04:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - kanadskij_baton - Sep. 4th, 2013 05:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
juan_gandhi
Sep. 2nd, 2013 03:57 pm (UTC)
Вы должны, что ли, всем, кому ваши рассказы нравятся? Или Хинштейн как-то особенно выделяется? Бог бы с ним.
clear_text
Sep. 2nd, 2013 05:49 pm (UTC)
нет, не должен. Но получилось как-то слишком синхронно.
И я ощутил некоторую, что ли, неловкость.
(no subject) - juan_gandhi - Sep. 2nd, 2013 06:08 pm (UTC) - Expand
rikki_tikitavi
Sep. 2nd, 2013 04:29 pm (UTC)
А я буквально на следующий день подписал письмо в защиту

Не повезло. Противная ситуация - вроде ни в чем не виноват, а все равно жутко неудобно. Ну, возможно, он читает ваш блог:)
clear_text
Sep. 2nd, 2013 06:00 pm (UTC)
да, что-то в этом роде...
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 104 comments — Leave a comment )