?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

сон на 4 апреля 2015 года

СНИМАЕТСЯ КИНО

Приснилось мне, что я оказался в большой толпе, которая медленно движется под мостом, перекинутым через железнодорожные пути и другое шоссе. Там есть широкий проход для пешеходов, с металлической оградой и с небольшими выступами-карманами, где можно постоять, глядя вниз, как едут машины, разворачиваясь под этим мостом – съезжают с моста, ныряют под мост в короткий туннель, и потом выныривают с другой стороны и снова въезжают на мост, чтобы ехать в обратную сторону.
Рядом со мной какой-то незнакомый человек.

Мимо нас идут странно одетые люди. Вроде бы нормальные мужчины и женщины, в пиджаках и платьях – лето на дворе – но платья ситцевые, заношенные и линялые, пиджаки засаленные и как будто великоватые, с набитыми ватой плечами и широкими лацканами. Косынки и кепки. Сапоги. У женщин – босоножки на запыленных ногах с черными пятками. Но всё очень яркое. Бежевые пиджаки, белые кепки, синие цветочки на косынках, значки на лацканах. Голубые глаза и алые губы.
- Это кино снимают, - говорит стоящий рядом со мной человек, как будто отвечая на мой вопрос. – Это массовка.
Тем временем я вижу, что полицейский внизу перегораживает дорогу, по которой под мостом ехали машины. Дорога очищается, полицейский машет жезлом, и я слышу голос из мегафона: «Пооо-шли!» - и вся толпа медленно спускается вниз, под мост, заполняет собой пространство дороги, втекает в туннель.
Тут я замечаю, что сверху, на мосту, стоит кинокамера, рядом два человека – оператор и режиссер, наверное. Они снимают этот поток людей.
- Что за фильм? – спрашиваю.
- «Мастер и Маргарита», - отвечает мой собеседник.
- Точно? Не может быть! – говорю я.
- Точно, точно, - говорит он. – Я художник-постановщик. Это я их так одел, ничего, неплохо, а? – он с гордостью указывает на толпу. – Думаете, это на них всякая рвань? Хо-хо! Мы каждый сарафанчик отдельно шили, потом вымачивали, растрепывали… А пиджаки! Знаете, как трудно затеребить как следует пиджак? То-то же.
Он протягивает мне визитку, мелькает как будто знакомая фамилия, то ли я где-то слышал, то ли читал.
- Я потому засомневался, - говорю я, - что в книге нет массовых сцен в Москве. Ну, разве что в театре «Варьете». Но тут ведь не театр! И вообще в «Мастере», если я правильно помню, всего одна большая массовая сцена – где Пилат объявляет о казни и о помиловании Вараввы.
- Именно! – говорит художник. – В сценарии всё поменяли. Новая трактовка. Основное действие происходит в Иерусалиме во времена Пилата. То есть в тридцатые годы первого века нашей эры. Там появляется Воланд и рассказывает героям – это разные местные писатели, философы, богачи – что будет происходить в Москве через тысячу девятьсот лет. «Московские Процессы», толпа кричит «расстрелять, как бешеных собак» и всё такое. Вот эта самая толпа, - он показывает вниз.
- А Сталин будет? – спрашиваю я.
- Да, обязательно. Сталин, Ягода, Ежов, Вышинский, Ульрих…
- А Иешуа Га-Ноцри? В смысле Иисус Христос?
- Нет. В сюжет не вписывается. В смысле, в новую трактовку. Сами глядите, кто в Москве в тридцатые годы может быть в роли Христа? Моральный диссидент, которого распяли? Так что лучше без него…

Вдруг с моста из мегафона раздается: «Наааа-зад!»
Толпа качается и движется назад. Потом вперед. Потом опять назад, и еще раз вперед. Голова кружится на них смотреть.
- Бедные, - говорю. – А сколько им платят?
- Вы что? – удивляется художник-постановщик. – Ничего им не платят. Это же такая честь и удача! Сняться в таком кино, хотя бы в массовке! Потом будут себя ловить на экране, если попадут в кадр. Хоть секундочку, а в бессмертии! – смеется он.
- Жалко, - говорю я. – А кто-то и не попадет. Зря промучается целый день.
- И мне жалко, - говорит он. – Но ничего не поделаешь. Наш народ не накопил опыта переживания страданий. Поэтому все повторяется. Поэтому люди охотно соглашаются работать на жаре и бесплатно, целый день. За одну только маленькую надежду попасть в кадр. То есть в бессмертие.
- Позвольте! – я возмущен. – Как это «не накопил опыт переживания»? Да наш народ столько пережил, на пять других народов хватит!
- Возможно, я неточно выразился, - говорит он. – Хотя нет! Я совершенно точно выразился! Наш народ страшно страдал. Опыт страданий есть. Но опыта переживания страданий – нет. Переживание – это осознание, осмысление, стремление понять, почему и зачем всё было. Пережить – значит, заново через свою душу пропустить и понять свои страдания. Вот этого нет. Совсем нет. Вместо этого говорят: «Не будем ворошить прошлое!». И снова идут, куда позвали. Неизвестно, зачем. Режиссер получит славу. Сценариста отругают. Меня похлопают по плечу. Актерам хорошо заплатят. А про них никто не вспомнит. Разве что снова похвалят режиссера, что хорошо подобрал типажи…

Я гляжу на сосредоточенно-веселые, красиво загримированные лица людей в массовке, я вижу тщательно затрепанные пиджаки и платья, и мне так тоскливо становится от этих вопросов – накопил опыт переживания? не накопил? – что я просыпаюсь.

Comments

( 86 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ingaret
Apr. 5th, 2015 02:37 pm (UTC)
Так и живём.
clear_text
Apr. 5th, 2015 02:56 pm (UTC)
да. иначе что-то не получается.
(no subject) - ingaret - Apr. 5th, 2015 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - whitebek - Apr. 5th, 2015 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingaret - Apr. 5th, 2015 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Apr. 5th, 2015 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 09:21 pm (UTC) - Expand
cher_l
Apr. 5th, 2015 02:39 pm (UTC)
эх..
clear_text
Apr. 5th, 2015 02:56 pm (UTC)
вот и я говорю...
aorra
Apr. 5th, 2015 03:03 pm (UTC)
"Наш народ не накопил опыта переживания страданий" - фраза СОВЕРШЕННО потрясающая. Даже и не поняла сначала - хорошо, дальше объяснение пошло... А потом я подумала: а ведь такого опыта нет и у отдельно взятых людей - очень и очень многих... Наверное, религиозность может этому накоплению опыта способствовать - так мне кажется. Но с полной уверенностью говорить об этом не могу - религия - это что-то вне моей жизни. Извините, если что - ни в коем случае не хотела Вас задеть.
clear_text
Apr. 5th, 2015 03:08 pm (UTC)
почему задеть? Спасибо Вам за прекрасное письмо.
(no subject) - aorra - Apr. 5th, 2015 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aorra - Apr. 5th, 2015 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aorra - Apr. 5th, 2015 04:49 pm (UTC) - Expand
carmody56
Apr. 5th, 2015 03:11 pm (UTC)
- Мнэа, а куда ему копить, - удивился кот, - ежли у него копилка не выросла?
clear_text
Apr. 5th, 2015 03:17 pm (UTC)
а ведь и в самом деле...
(no subject) - carmody56 - Apr. 5th, 2015 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Apr. 5th, 2015 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Apr. 5th, 2015 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Apr. 5th, 2015 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Apr. 5th, 2015 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Apr. 5th, 2015 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Apr. 5th, 2015 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 6th, 2015 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Apr. 5th, 2015 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Apr. 5th, 2015 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 5th, 2015 09:19 pm (UTC) - Expand
olga_avdey
Apr. 5th, 2015 03:15 pm (UTC)
В вербное воскресенье народ не приветствует радостно Мессию, а колонной по команде: "Пошли!", "Назад!"... Символично...
И одежду им обтрепали... Сплошные символы. Просто как в романе.
clear_text
Apr. 5th, 2015 03:18 pm (UTC)
что делать! Сон, одно слово.
Правда, не на вербное воскресенье (оно же неделя Ваий) - а на Лазареву субботу. На 4-е апреля.
notabler
Apr. 5th, 2015 03:37 pm (UTC)
этот ваш сон вообще кошмарный.
clear_text
Apr. 5th, 2015 04:27 pm (UTC)
как и многие другие...
iriska_spb
Apr. 5th, 2015 04:24 pm (UTC)
иногда они возвращаются (с)
мне ваш сон напомнил начальные кадры французского кино "Вернувшиеся / Les revenants"
Жизнь в небольшом французском городке кардинально меняется после того, как тысячи недавно умерших возвращаются из могил к своим родным и на рабочие места. Мертвые не агрессивны, немного замедлены, но они ведут себя как люди, и живой части человечества надо найти решение этой проблемы. А мертвые чего-то ждут...
картинка

и само кино
clear_text
Apr. 5th, 2015 04:26 pm (UTC)
как интересно!!!
once_for_all
Apr. 5th, 2015 04:45 pm (UTC)
Нормальная регги постановка МиМ
clear_text
Apr. 5th, 2015 09:18 pm (UTC)
надо, что ли, попробовать?
scrucis
Apr. 5th, 2015 06:11 pm (UTC)
Конечно, сон есть сон, но вот если бы у кого-то действительно появилась такая сюжетная идея? Интересно, что можно было бы рассказать интересного людям 1 в. н. э. о Большом Терроре?

"По учреждении республики, которое произошло после неудачной войны с германцами, один из предводителей плебейской партии одолел своих соперников и принял на себя консульство и титул отца народа. Правил он много лет, и умер своей смертью. Войны вел он удачные, но ужасно разорительные и непосильные для государства, снова завоевал провинции, потерянные предшественниками, а на границах создал союзные царства, часть которых вскоре снова отпала от его державы. Победив соперников, сделался он чрезвычайно подозрителен, казнил и отдавал в рабство без меры и разбора, и никто не мог чувствовать себя в безопасности до самой его смерти. Толпы граждан на улицах, кто из страха выказать нерадение, а кто и с искренним гневом, непрерывно призывали смерть на головы мнимых заговорщиков. Смерть его последовала внезапно и была, как говорят, ускорена префектом преторианцев, который, пользуясь подозрительностью больного, к старости еще обострившейся, не допускал к умирающему врачей..."

За этими историями, думается мне, не надо было отправляться вперед через века.
clear_text
Apr. 5th, 2015 09:15 pm (UTC)
прекрасно написали!
однако масштаб казней изумил бы римлян.

Edited at 2015-04-05 09:18 pm (UTC)
(no subject) - scrucis - Apr. 5th, 2015 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 6th, 2015 07:53 am (UTC) - Expand
ptica_dragon
Apr. 5th, 2015 06:37 pm (UTC)
не накопил, да
clear_text
Apr. 5th, 2015 09:15 pm (UTC)
увы...
alise84
Apr. 5th, 2015 06:40 pm (UTC)
А ведь так и есть( Не накопили. А неотрефлексированные впечатления ведут к неврозу и любой разговор ( даже самый невинный) на историческую тему превращается в поле брани.
clear_text
Apr. 5th, 2015 09:16 pm (UTC)
правильно. и еще ведут к желанию выкинуть архивы на помойку, фигурально выражаясь...
(no subject) - alise84 - Apr. 5th, 2015 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 6th, 2015 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Apr. 5th, 2015 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 6th, 2015 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Apr. 6th, 2015 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 6th, 2015 02:23 pm (UTC) - Expand
(тихонько хехекая) - nomad_frog - Apr. 6th, 2015 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 7th, 2015 01:22 pm (UTC) - Expand
livelight
Apr. 5th, 2015 07:08 pm (UTC)
Накопил опыт осознания граблей? Нет? Тогда - следующая попытка!...
clear_text
Apr. 5th, 2015 09:16 pm (UTC)
и вот так - пять раз, ваша честь! (с)
borhud96
Apr. 6th, 2015 05:43 am (UTC)
И вправду вам такое снится? Это ж какой опыт переживания снов. Сон, как работа. Что же вы днем делаете?
clear_text
Apr. 6th, 2015 07:54 am (UTC)
Вправду.
А днем отсыпаюсь, естественно!
7654321i
Apr. 6th, 2015 07:53 am (UTC)


Класс! Мне кажется, что это не просто сон, а воспоминание о визите в параллельную действительность. Просто снам ни долгие осознанные речи, ни яркие цвета обычно несвойственны.

clear_text
Apr. 6th, 2015 07:58 am (UTC)
ну, пусть будет так! Значит, у меня часто бывают такие визиты...
(no subject) - 7654321i - Apr. 6th, 2015 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 6th, 2015 02:47 pm (UTC) - Expand
(мяхко улыбаясь) - nomad_frog - Apr. 6th, 2015 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Apr. 7th, 2015 01:21 pm (UTC) - Expand
fanny_caplan
Apr. 6th, 2015 03:55 pm (UTC)
Вот такую трактовку МиМ я бы с удовольствием посмотрела! И фраза эта, про "опыт", там обязательно должна быть произнесена.
clear_text
Apr. 7th, 2015 01:22 pm (UTC)
Спасибо! Правда, это было бы интересно.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 86 comments — Leave a comment )