?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ОЧЕНЬ И НЕ ОЧЕНЬ

Пятого мая сего года я вывесил в Фейсбуке коротенький пост. Некую, так сказать, зарисовку с натуры. Вот такую:

По бульвару, где мы с Олей гуляем вечерами, ходит женщина. Тоже гуляет.
Она не очень молода. Лет сорок с чем-то. В правой руке, в некотором отдалении от уха, она держит телефон. Оттуда доносится мерный негромкий голос. Кажется, она слушает лекцию. Или аудиокнигу. Или какую-то радиопередачу, где самовлюбленный политобозреватель всё говорит, говорит, говорит...
Она идет по часовой стрелке, мы - против. Бульвар длинный, мы делаем круг и снова встречаемся. Она все так же слушает голос из телефона. Потом вдруг говорит: «Да, да!.. Ага. Да» - и уходит на новый круг, все так же держа телефон в трех дюймах от уха.
Вот и погуляла перед сном, и с мамой поговорила…

Как уже, наверное, понял проницательный читатель, речь шла о родителях и детях. О терпеливой не очень молодой дочери и говорливой старушке-маме.

Но никогда не знаешь, из-за чего грянет буря.
Я написал о прохожей женщине: «Она не очень молода. Лет сорок с чем-то». Буря возмущения читательниц. Как я смел такое сказать о женщине, которой всего чуточку за сорок! Тем более что мне самому целых 65 лет! Мерзкий дед! Подлый старикан!
Позвольте, но я написал всего лишь, что она «не очень молода». Не «немолода», а именно что не очень молода. То есть молода, конечно же. Но уже не очень. Не чрезвычайно. Не чересчур… А ведь правда. Разве 42 года – это очень молода? Очень-преочень? Как же тогда писать о женщине, которой 30 лет? «Она еще ребенок, практически дитя»? А которой 18 лет? «В комнату вошел, держа в руке айпад, новорожденный младенец женского пола, в джинсах и футболке»?
На самом деле все гораздо серьезнее. Мне кажется, тут ужасное неуважение женщин к самим себе (речь о тех женщинах, которые так резко реагируют на упоминание о возрасте). Значит, они еще не научились ценить в себе человека, во всей полноте своих человеческих качеств – душевных, эмоциональных, умственных, социальных. Они, увы-увы, всё еще воспринимают себя как объект для мужских удовольствий - поэтому так вцепляются в молодость, в очень-очень молодость forever. И это печально.

Всё, всё, всё. Я вёе понял. Нельзя говорить, что «женщина была не очень молода».
Каюсь и предлагаю расширить список запретов. Нельзя говорить:
Мужчина был не очень силён,
Ученый был не очень умен,
Бизнесмен был не очень богат,
Над озером был не очень закат…

Comments

( 115 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
ingaret
May. 10th, 2016 03:25 pm (UTC)
"Молодая была уже не молода" (с)

Хорошо, что она в 3 см от уха телефон держала. А то есть оригиналы, которые держат мобилу (точнее, смартфон, ещё точнее - айфон свежескитаенный) на расстояние вытянутой руки и общаются по громкой связи.
clear_text
May. 10th, 2016 03:26 pm (UTC)
верно.
(no subject) - palena - May. 10th, 2016 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gennadydobr - May. 10th, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
tan_y
May. 10th, 2016 03:27 pm (UTC)
У нас на конюшне про таких говорили В поле ветер, в ж... дым, вечно буду молодым.
Пожалуйста, пишите как вы пишете, не подделываясь под инфантильных идиотов.

Edited at 2016-05-10 03:28 pm (UTC)
clear_text
May. 10th, 2016 03:32 pm (UTC)
хорошо!
hardsign
May. 10th, 2016 03:33 pm (UTC)
Раньше была шутка о француженках:
Девочка... Девушка... Молодая женщина... Молодая женщина... Молодая женщина... Молодая женщина... Умерла, старушка.
clear_text
May. 10th, 2016 03:40 pm (UTC)
да, да, да!
(no subject) - hardsign - May. 10th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - May. 12th, 2016 08:05 pm (UTC) - Expand
keepsmilingthru
May. 10th, 2016 03:34 pm (UTC)
всё еще воспринимают

и очень нескоро перестанут
clear_text
May. 10th, 2016 03:40 pm (UTC)
наверное...
nagel_neu
May. 10th, 2016 03:45 pm (UTC)
Как интересно! Начала читать, споткнулась об это "не очень молода", поговорила с собой внутри на тему "а как же еще тебя (себя!) называть". Задумалась на пару минут, вернулась к тексту, а оказалось, что он именно об этом!

Мне кажется, тут дело в "не очень". Женщину "среднего возраста" приняли бы более благосклонно. Есть в этом "не очень" оттенок какого-то разочарования, что ли, несостоятельности, несоответствия. И именно это задевает.

Как-то так:
Человек не очень здоров (здоровье=норма)
Зима была не очень холодной (тоже норма)
Фильм был не очень интересным (интересный - не норма, увы, но ожидание)
Билеты были не очень дорогие (могли бы быть и дороже)
Ребенок был не очень хорошо воспитан (а так хотелось бы!)
Женщина была не очень молода (а ведь наше общество ожидает от женщины вечной молодости, а от мужчины - бесконечной силы и такого же богатства :)))
clear_text
May. 10th, 2016 04:19 pm (UTC)
наверное!
(no subject) - anna_bpguide - May. 10th, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - var_var_varra - May. 27th, 2016 03:11 pm (UTC) - Expand
lancetnik
May. 10th, 2016 03:46 pm (UTC)
Браво! Выражения "не чрезвычайно молода" и "младенец женского пола с айпадом в руке" достойны стать идиомами )))
clear_text
May. 10th, 2016 04:19 pm (UTC)
спасибо!
notabler
May. 10th, 2016 03:46 pm (UTC)
Никогда не думала, что комент одной неумной жещины может вас хоть как-то расстроить (впечатлить или как-то иначе воздействовать). Игнорируйте
varana
May. 10th, 2016 03:58 pm (UTC)
Почему одной? " Буря возмущения читательниц."
(no subject) - clear_text - May. 10th, 2016 04:19 pm (UTC) - Expand
carmody56
May. 10th, 2016 03:59 pm (UTC)
Писателю было не очень пофиг...
clear_text
May. 10th, 2016 04:20 pm (UTC)
писателю не пофиг! которым пофиг, те - не писатели.
spamsink
May. 10th, 2016 04:05 pm (UTC)
А если "она была ещё молода"?
clear_text
May. 10th, 2016 04:20 pm (UTC)
хм. Надо подумать.
(no subject) - amarao_san - May. 11th, 2016 06:21 am (UTC) - Expand
sozertsatel
May. 10th, 2016 04:06 pm (UTC)
Восставать против фактов - занятие хоть и неблагодарное, но очень популярное. Сорок лет - это не молодость, ничего тут не поделаешь, и тех, кто пытается избежать неизбежного, можно только пожалеть.
clear_text
May. 10th, 2016 04:20 pm (UTC)
наверное!
niki_nadoeli
May. 10th, 2016 04:11 pm (UTC)
Дорогой Денис Викторович!

Вы всё вроде правильно написали, но и меня резануло (а мне больше).

Так правильно, но так обычно не говорят, в обоеполой и женской аудитории, может быть.

Я сама пользуюсь выражениями-эвфемизмами "не юная" или, похоже, обхожу тему возраста. Ну, мне легко: немного моложе меня или немного старше.

Да, к сожалению, у женщин есть некий образцовый возраст, на который все равняются - девушки стараются выглядеть постарше, к 20, а остальные задержаться в молодости - когда-то до 30, теперь, пожалуй, она продлилась до 40.

Вы правы в вашем рассуждении, но узус есть узус.

Я вас читаю с радостью

А, кстати, старушке маме, как вы думаете, сколько? :)
clear_text
May. 10th, 2016 04:22 pm (UTC)
ну, мне кажется, 70 или даже более того. По дочкиному виду мне показалось, что мама ее родила не в 18 -20 лет. а в 30 ...
furiara
May. 10th, 2016 04:17 pm (UTC)
Все объясняется просто: Ваш язык образно точен и политкорректен, а это вне правил фейсбуковского формата. Вот я как только дошла до слов "Она не очень молода. Лет сорок с чем-то." - сразу отметила на периферии сознания, что это пригодный повод для сетевого срача. Так оно и вышло.
Там в ходу другие приемчики. Вот если барышня пишет "все вы - жирные свиньи" - это она не ругается, а мотивирует читателей к самосовершенствованию. А вот еще мне один участник дискуссии написал с уважением "ты старая, как говно мамонта".
Тут нужен... психофилолог!
clear_text
May. 10th, 2016 04:23 pm (UTC)
насчет психофилолога, который должен задуматься над "говном мамонта" - очень интересно!
uhu_uhu
May. 10th, 2016 04:22 pm (UTC)
Интересно, что это болезненное отношение к своему возрасту особенно характерно для России. Живя в Германии, я поначалу тоже вздрагивала, когда постоянно упоминался и спрашивался возраст, а потом привыкла. А главное - научилась "ценить в себе человека, во всей полноте своих человеческих качеств". Т.е. чувствую себя абсолютно вне возраста. Мне 61, если чо.:)
clear_text
May. 10th, 2016 04:23 pm (UTC)
вот и правильно!!!
craft_n_wonder
May. 10th, 2016 04:28 pm (UTC)
возможно, от автора-женщины "не очень молода" воспринимали бы спокойнее
меня насмешило это "не очень", потому что мне сорок, и я "не очень")
все-таки параллели с ученым, бизнесменом и мужчиной не очень работают.
потому что силу можно накачать, из плохих ученых уйти и стать кем-то другим, разбогатеть можно, если это важно, или не разбогатеть, если это не важно
а возраст не отменишь, так что может прозвучать и впрямь как приговор, особенно если у человека идут какие-то внутренние битвы, если не можешь привыкнуть к возрасту

tan_y
May. 10th, 2016 04:36 pm (UTC)
если человек не в состоянии осознать, что молодость прошла, да еще почему-то считает это приговором (видимо, не в курсе, что у взрослых людей тоже есть и интересная жизнь, и любовь, и все на свете - это отнюдь не прерогатива молодежи), то это его проблемы, но почему все должны этим заболевать?
(no subject) - craft_n_wonder - May. 10th, 2016 04:42 pm (UTC) - Expand
varana
May. 10th, 2016 04:37 pm (UTC)
А собственно, какую смысловую нагрузку в рассказе носит упоминание приблизительного возраста женщины?
Показать, что у нее, по-видимому, есть мать? Она - не такая старая, чтобы уже осиротеть, и не такая молодая, чтобы жить с матерью, чтобы мать была для нее важным авторитетом?
messala
May. 10th, 2016 08:34 pm (UTC)
А какую смысловую нагрузку несет то, что голос "негромкий и мерный"? Да и какую смысловую нагрузку несет вообще весь рассказ?
(no subject) - clear_text - May. 11th, 2016 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - messala - May. 11th, 2016 10:02 am (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 115 comments — Leave a comment )