?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

педагогические досуги

ОСОБЫЙ ОРГАНИЗМ

Один детский врач говорил мне (тогда – молодому папе маленькой девочки; я высказывал свои соображения по части лечения) – так вот, врач сказал:
– Ребёнок – это не взрослый в миниатюре! Это совершенно особый организм, там свои законы.

К этому надо прибавить вот что:
– Ребёнок – это не миниатюрный взрослый не только соматически, но и психологически, но и умственно и эмоционально. Там свои законы.
С одной стороны, это банальность, это азбука психологии.
С другой стороны, мы часто забываем одну важную вещь.

Взрослые системы убеждения, воспитания словом и примером, которые работают начиная примерно с 15-18 лет и далее, не работают в отношении ребенка.
Когда взрослого человека восторженно хвалишь, он благодарен и хочет сказать приятное в ответ; ребенок же коснеет в нарциссизме.
Когда взрослого человека, сделавшего нечто опасное или даже скверное, прощаешь и даже утешаешь – он благодарен за сочувствие, еще сильнее чувствует свою вину и старается исправить положение; ребенок же верит, что он все правильно сделал (когда взял без спросу, разбил-сломал, довел бабушку до слез).
Когда усталому взрослому, образно говоря, ты помогаешь стянуть сапоги – он назавтра постарается ответить тем же; а ребенок начнет садиться на табурет и протягивать тебе ногу (то же касается поданной, принятой и потом вымытой тарелки, застеленной постели, постиранного белья, поглаженной одежды и т.п.).
Когда взрослому в трудный момент дашь немного денег, он постарается отдать долг или сделать ответный подарок; ребёнок же скажет: «ты мне вчера дал 500 руб, они кончились, дай ещё».

И так далее, и тому подобное.
Наконец, взрослый (начиная примерно с 15 лет) доступен рациональному убеждению, «объяснению на пальцах»... Дети же эмоционально не приемлют взрослой логики.


Мораль: хорошо воспитанные дети вырастают в семьях офицеров, священников, заводских начальников среднего звена (бригадиров и мастеров) – то есть у родителей, которые умеют руководить небольшими коллективами, умеют добиваться выполнения своих распоряжений и запрещать твердо, но без оскорблений и унижений. Годятся также небогатые семьи, привыкшие жить скромно, но достойно, где уважают труд, где у всех, включая ребёнка, есть свои обязанности.

Лучше всего, однако – кадетский корпус для мальчиков и «благородный пансион» для девочек (шутка, шутка, шутка!).
Разумеется, сказанное не работает в 100,00% случаев. Всегда есть исключения в ту или другую сторону. Но в общем случае, мне кажется, так.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
livelight
Jan. 17th, 2017 09:35 am (UTC)
http://lucky-chaky.livejournal.com/47193.html

На самом деле, разница не такая уж и большая. А уж протягивать ногу для сапога точно и взрослые всегда готовы :)
clear_text
Jan. 17th, 2017 09:48 am (UTC)
плохо воспитанные взрослые...
livelight
Jan. 17th, 2017 09:53 am (UTC)
"Воспитанностью" называют удобность человека для других.
Это тоже полезно, иначе с человеком никто дела не захочет иметь, но вот далеко не все воспитатели, а тем более дрессировщики учат ребёнка тому, что ему тоже должно быть хорошо от взаимодействия с другими, иначе на кой эти взаимодействия ему сдались.
messala
Jan. 17th, 2017 09:58 am (UTC)
+
clear_text
Jan. 17th, 2017 10:02 am (UTC)
разумеется! всё во взаимности.
livelight
Jan. 17th, 2017 10:04 am (UTC)
С ребёнком отношения не симметричные. По крайней мере, у тех взрослых, которые о нём заботятся, а он от них зависит.
А с другими взрослыми в норме отношения симметричные.
Притом ребёнок действительно изначально не умеет симметричных отношений с опорой на себя, этому ему предстоит научиться ко взрослости.
Вот такая разница.
clear_text
Jan. 17th, 2017 10:06 am (UTC)
правильно. вот этой взаимности и симметричности - и надо учить.
snowman_fedya
Jan. 17th, 2017 09:38 am (UTC)
"Коты не знают слова "спасибо", они знают только "дай ещё"" (с)

Дети подобны домашним животным; до человека их ещё дрессировать воспитывать и воспитывать.

И то бОльшая часть так и остаётся недовоспитанными.
nagel_neu
Jan. 17th, 2017 11:13 am (UTC)
Зашла то же самое написать ) Принципы воспитания собаки те же.
messala
Jan. 17th, 2017 09:49 am (UTC)
Не все родители подряжались быть дрессировщиками. Для некоторых дрессура - не самые идеальные отношения с детьми, а "хорошо воспитанные дети" - не самый желанный результат этих отношений.
clear_text
Jan. 17th, 2017 10:01 am (UTC)
хорошо воспитанный человек не есть цель, а есть необходимая форма, в которую может войти любое содержание - гений и посредственность, бунтарь и конформист. Бунт и невоспитанность - разные вещи, но не все это понимают.
messala
Jan. 17th, 2017 10:20 am (UTC)
Во-первых, это даже вовсе не "необходимая форма" для гения и посредственности, тем более для бунтаря. Это удобная для окружающих форма. У родителей зачастую есть и иные задачи, не говоря уже о - сюрпрайз! - чувствах и желаниях, кроме как изготовить максимально удобное для окружающих существо.

Иначе бы они это существо задушили в колыбели.
shatalka
Jan. 17th, 2017 10:26 am (UTC)
По-моему, воспитание в семьях военных и начальников это, в основном, дрессировка. Руководящие работники, обычно, не склонны к объяснениям. "Папа так сказал " и всё. Распоряжения и директивы.
А такие понятия и моральные ценности, присущие высшим офицерам, как честь, благородство, интеллигентность, искреннее служение отечеству это вообще в далёком прошлом осталось.
amarao_san
Jan. 17th, 2017 10:56 pm (UTC)
Да. Помнится мне, про это ещё Геродот писал. С тех пор - ни одного офицера с моральными ценностями.
vit_r
Jan. 17th, 2017 10:58 am (UTC)
Во-первых, характер человека формируется до шести лет. И в основном не морализаторством, а на примерах.

Во-вторых, с таким подходом взрослые немцы младше первых послевоенных поколений - дети по всем перечисленным признакам.

В-третьих, советские врачи были достаточно дремучими, а советское воспитание навсегда убито ужасным Споком.

Edited at 2017-01-17 11:00 am (UTC)
hettie_lz
Jan. 17th, 2017 11:44 am (UTC)
Как именно ребёнок бУдет на это на все реагироВать, зависит отвзрослых. Тут картинка страшненькая получается
sherst_na_mne
Jan. 17th, 2017 02:23 pm (UTC)
Нда... пост спорный и, вероятно, не верный в общем случае. Сама воспитываю 2-х и думаю, что мои повзрослевшие дети все-таки не будут тянуть ногу во взрослом состоянии, а сейчас можно и сапог натянуть - никто не испортится от этого )))
Если пост написан в метафизическом смысле, то,наверное, это ближе к дрессуре, дрессуре...
yucca
Jan. 17th, 2017 02:37 pm (UTC)
Дети воспринимают рациональные убеждения начиная примерно лет с трех. Да, я слышала неоднократно от русскоязычных "чего ты ему объясняешь, чего ты с ним договариваешься, запрети и все". Вырос прекрасный ребенок, самостоятельный, ответственный, порядочный.
uncleslu
Jan. 17th, 2017 03:47 pm (UTC)
У меня - так получилось - было много знакомых и даже приятелей среди детей советских офицеров, а потом и самихофицеров. И всё было с точностью до наоборот. Только один мой приятель-офицер был приличный сам и воспитывал так своего ребёнка. Остальные были наглыми,жестокими и! - инфантильными.
Наверное, потому что советские офицеры не умели добиваться выполнения своих распоряжений без угроз и унижений.
А вообще, я считаю, что жёсткая дисциплина в семье ни к чему хорошему не приведёт. Семья не казарма, в семье должна быть любовь. На примере семей моих дедушек и бабушек, родителей, родителей моей жены и моей семьи - оставьте дисциплину армии, пусть в семье будет любовь, этого достаточно. Не надо только путать любовь с залюбливанием. А так - всё само собой нормализуется с возрастом - только любовь и терпение.
Я так думаю...
ting_li
Jan. 17th, 2017 05:40 pm (UTC)
интересно....:) Мне кажется, это правило работает больше для детей Ваших знакомых.
И чаще всего наглые люди вырастают из единственных ребёночков, особенно если они ещё выросли в атмосфере вседозволенности.
Ребёнок уже в три года, иногда и намного раньше все понимает. Уже в полтора года о многом уже можно договориться. Правда, лучше выбрать хорошее время для этого - когда ребёнок выспался, поел и не устал. В принципе, и со взрослыми лучше договариваться когда они в нормальном состоянии находятся.
notabler
Jan. 17th, 2017 08:42 pm (UTC)
Очень даже по-разному. Бывает, что затурканному в семье ребенку только похвалы в школе помогают держаться на плаву. Иначе его самооценка свалится ниже плинтуса. А насчет "кадетского корпуса": мой муж посещал привилегированную частную бординг скул в Англии, правда, в 60-х, когда были разрешены физические наказания. Однажды учитель выкинул его за окно, держа за ноги, в наказание за что-то. В результате - в 84 года, после 35 лет армейской службы он полон тревог, страхов и фобий. Нарциссизм, мне кажется, только у детей с интеллектом ниже среднего или не вращающихся в среде сверстников может возникнуть. Прочих уж не знаю как нужно заласкать, столько и времени у родителей нынче нет
gingema
Jan. 17th, 2017 10:14 pm (UTC)
Ребенок должен знать, что его любят и уважают, вот и весь секрет. Тогда и договориться с ним можно, и вырастает он хорошим человеком.
kurchatkinanato
Jan. 18th, 2017 01:28 pm (UTC)
Мне кажется, Денис, единой формулы нет. Нас в семье было трое детей - все абсолютно разные. У Веры - тоже трое. Все разные напрочь. Система воспитания одна. Условия жизни одни. А разные. По отношению к жизни, по целям, в отношениях с людьми близкими и неблизкими... Про "чистый лист" - это чепуха, в каждом младенце уже спит своя натура, которая лишь шлифуется жизнью. Вот в социальном плане - какие цели ставить, к чему стремиться и т.п. - тут атмосфера семьи и царящие в ней "культы" имеют значение. И большое.
( 23 comments — Leave a comment )