?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

душеполезное чтение

ПОВЕСТЬ О МИЛОСЕРДНОЙ ДЕВЕ И ДЬЯВОЛЕ


В некоей стране в семье богатых и добродетельных горожан росла дева именем Харита, то есть Радость. Она была прилежна в учении и весела в играх, почтительна к родителям и богобоязненна. Когда же ей исполнилось шестнадцать и у нее появился жених из знатного рода, повадился ее искушать дьявол. Он являлся юной Харите во сне, представляясь во всем своем дьявольском обличье – в виде косматого зверя с кошачьей мордой, козлиными рожками и человеческими руками с длинными окровавленными ногтями. Он протягивал к ней свои лапы, обнимал ее, и утром у нее горели плечи и груди, и ей было стыдно и страшно. Она созналась в этих сновидениях своим отцу и матери, они отвели ее к священнику, она исповедовалась, но ужасные видения продолжались. Родители ее настаивали на скором замужестве, полагая, что брак излечит ее от этих ночных видений, но мудрая и отважная дева решила сражаться с дьяволом до победы, отказала жениху и приняла монашеский постриг под именем Евпраксия, то есть Благоденствие.


В те времена монахи ютились в пещерках у подножия гор, в пустынном месте. Такую пещерку и избрала себе Евпраксия. Крестьяне из деревни неподалеку носили ей хлеб, а воду она сама набирала в кувшин из ручья.

Она проводила дни и ночи в посте и молитве. Дьявол, однако, продолжал ее соблазнять. То он являлся в образе жениха, которого она отвергла, и молил о позволении поцеловать след ее ноги на песке. То он обращался в ларец с драгоценными ожерельями и перстнями. То представлялся корзиной изысканных яств. То воплощался в подругу юных лет, которая садилась на пороге, играла на лютне и распевала прельстительные песни.

Но Евпраксия отвечала: «Vade retro, Satanas!» Что значит «сатана, отойди прочь!»

Уходил жених, уходила подруга, а драгоценности и яства Евпраксия отдавала окрестным крестьянам, и благодарили они ее.

Так шла ее жизнь, и дьявол уже совсем оставил ее своими соблазнами, и мысли инокини Евпраксии были чисты и свободны.


Однажды ночью вдруг настал гром и молния, и земли колебание великое. Горы дрожали, и камни сыпались с них и летели на равнину. Евпраксия пала на колени и молилась Богу – и ни один камень не повредил ее жилища и не ранил ее.

С рассветом Евпраксия вышла наружу из своей пещерки-келейки и увидела, что вся равнина засыпана камнями, и нет больше деревень, откуда крестьяне приносили ей хлеб, и вода в ручье почти иссякла.

И увидела она, что некто приближается к ней издали. Через немалое время он приблизился и сел, обессиленный, у ее ног. Это был дьявол. Жалкий, измученный, с зияющей раной в груди, с унылой кошачьей мордой и обломанными козьими рожками.

- Quis es? – спросила Евпраксия, хотя прекрасно поняла, кто это.

- Necne vides ipsa? – вздохнул дьявол. Что значит: «сама не видишь ли?»

- Vade retro, Satanas! – сказала Евпраксия.

В ответ дьявол заплакал и попросил поесть и попить.


Дьявол сказал, что сегодня ночью состоялся Армагеддон, и Бог его победил и изгнал из мира сего. Он более не опасен, он стар, увечен и голоден. И прибавил, что сейчас он – то есть поверженный и раненый дьявол – всего лишь один из «малых сих», накормить и напоить которых и есть – накормить и напоить самого Господа.

У Евпраксии оставалось несколько лепешек и немного воды в кувшине. Она дала дьяволу напиться, покормила его и омыла его рану.

Настала ночь. Евпраксия уложила дьявола на свое каменное ложе, и сама прилегла рядом. Дьявол заснул, уткнув свою кошачью мордочку в ее смуглое плечо, и положив на ее девственную грудь свою иссохшую руку с обломанными ногтями, и Евпраксия положила свою руку на его плечо и погладила его козлиную шерсть.

Наутро у дьявола загноилась рана и начался озноб. Евпраксия напоила его водой, скормила ему остаток лепешки и, прихватив кирку и заступ, вышла из пещеры и стала рыть дьяволу могилу. Вырыв неглубокую короткую канавку, она огляделась, улыбнулась, и стала рыть вторую такую же рядом – уже для себя. Поскольку победа Бога над дьяволом имела своим побочным следствием разрушение деревень, полей и виноградников в округе.

К полудню дьявол скончался, сказав ей «Gratias ago, bona virgo», то есть «спасибо, добрая дева». Евпраксия закрыла ему глаза, сотворила молитву и оттащила его в могилу, засыпала сначала мелкими, а потом крупными камнями, и сама, помолившись еще раз, легла рядом – умирать. Пролежав так без еды и питья ночь, на рассвете воскликнула «Animam meam Tibi reddo, Domine!» - то есть «душу свою отдаю Тебе, Господи!» - и скончалась.

Так лежала она тридцать девять дней, нетленная, делаясь все краше и краше, и исходил от нее аромат мирры и ладана, но некому было на нее посмотреть и вдохнуть это благоухание.


На сороковой день Ангел пролетал мимо и увидел ее. Постиг, что произошло, и воззвал к Богу, дабы он взглянул на Евпраксию и оценил ее подвиг.

Бог же сказал, что Евпраксия, несомненно, великая святая, но в своем милосердии она дерзновенна, ибо посягнула быть милосерднее Бога, который изгнал дьявола, она же – пожалела и приютила. Однако сделала она это не по злому умыслу, а по блаженному юродству души. «Поэтому, - решил Бог, - мы прославим святую Евпраксию как аскетическую деву, но вот эту историю про старенького раненого дьявола никому не расскажем, ибо в ней великий соблазн».

Ангел, однако, ослушался Бога и поведал всю историю целиком некоему монаху, который составлял жития святых той области.

Бог прогневался на своего Ангела и попалил огнем пергаменную тетрадку, где было записано продиктованное Ангелом житие святой милосердной девы Евпраксии.

Ангел отвечал предерзко, что все равно всё запомнил и всем расскажет.

Тогда Бог изверг Ангела из Своего ангельского сонма.



Так что Ангел стал новым дьяволом, то есть «отпавшим».

У него отросла козлиная шерсть и рожки, и длинные ногти, и лицо стало кошачьей мордой, и он стал являться во сне чистым девам, пугать их, искушать их, и мечтать, что хоть одна из них когда-нибудь его пожалеет.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
cher_l
Mar. 4th, 2017 02:25 pm (UTC)
"попалил огнем пергаменную тетрадку" как трогательно :)
clear_text
Mar. 4th, 2017 02:27 pm (UTC)
рад, что оценили! Спасибо!
wojzeh
Mar. 4th, 2017 02:31 pm (UTC)

Такое же наказание бывает, если вовремя не сдать пергамент в библиотеку

clear_text
Mar. 4th, 2017 03:00 pm (UTC)
примерно.
cema
Mar. 5th, 2017 01:50 am (UTC)
+1
ingaret
Mar. 4th, 2017 02:52 pm (UTC)
То есть перебраться в другую деревню, в не побитую камнями местность ( а таковые явно сохранились - ведь выжил же как-то тот самый монах) ей религия не позволяла ?
clear_text
Mar. 4th, 2017 03:00 pm (UTC)
наверное. Или уже чувствовала - пора. Или предстоял переход в пять суток, а она бы его не осилила.
Да и вообще это сказка!
aandrejpe
Mar. 4th, 2017 03:25 pm (UTC)
Motus perpetuus. Semper rebellis novus venibit.
clear_text
Mar. 4th, 2017 03:53 pm (UTC)
точно.
muzil
Mar. 4th, 2017 03:51 pm (UTC)
Дева полюбила дьявола, но не могла в этом признаться даже себе. Она оставила жениха, чтобы вечно отказывать дьяволу и так быть с ним ближе. И когда дьявол умер, жизнь потеряла для нее смысл.
Жалко их.
А господь завидовал, жестокий! И наказал Ангела, который мог это заподозрить.

Edited at 2017-03-04 03:52 pm (UTC)
clear_text
Mar. 4th, 2017 03:53 pm (UTC)
вот это интерпретация, вот это да!
livelight
Mar. 4th, 2017 04:01 pm (UTC)
Экий Бог-ревнитель. Позавидовал, что она милосерднее его оказалась, и уничтожил свидетеля и свидетельства. Поскольку если бы реально для дела, а не только для его эго, было вредно, что она оказалась столь милосердной, то он бы уж смог ангелу разъяснить, в чём его заблуждение.

Edited at 2017-03-04 04:01 pm (UTC)
clear_text
Mar. 4th, 2017 04:19 pm (UTC)
это примерно как ответ на вопрос про камень. Может ли бог создать камень, который он не сможет поднять? Ответ - сможет. Создать главнее, чем поднять (в плане всемогущества Бога). Так и здесь: может ли Бог создать человека настолько милосердного, что он будет милосерден даже к врагу Бога? Ответ - да, может.
livelight
Mar. 4th, 2017 04:23 pm (UTC)
Создать такого человека - вообще не вопрос, много их было. А вот история про сокрытие этого её деяния выглядит сомнительным.
clear_text
Mar. 4th, 2017 04:30 pm (UTC)
ах, сколько было таких сокрытий.
onlylili
Mar. 4th, 2017 04:03 pm (UTC)
вот думаю - душеполезное ли...?
clear_text
Mar. 4th, 2017 04:20 pm (UTC)
думаю, что да. Здесь вопрос этический - о пределах милосердия (по-христиански оно - беспредельно).
И, параллельно, богословский: может ли Бог создать человека настолько милосердного, что он будет милосерден даже к врагу Бога? Ответ - да, может, ибо в этом его всемогущество.
onlylili
Mar. 4th, 2017 04:26 pm (UTC)
извините, но это точно, что "по-христиански оно - беспредельно"?
clear_text
Mar. 4th, 2017 04:33 pm (UTC)
насколько я понимаю (см. притчу о самарянине) - да. К любому осужденному на смерть за любое преступление в камеру придет священник и обратится к нему со словами утешения, а не скажет: ты проклят людьми и Богом, сдохни без исповеди и последнего напутствия.
onlylili
Mar. 4th, 2017 04:35 pm (UTC)
спасибо! но я ещё буду над этим думать)
clear_text
Mar. 4th, 2017 05:51 pm (UTC)
Вам спасибо за разговор.
(Deleted comment)
notabler
Mar. 4th, 2017 04:34 pm (UTC)
Всегда удивляюсь, когда богу что-то там докладывают. Он, по идее, должен быть всеведущ. Одна из причин моего атеизма - изобилие подобных багов в его программе. Некачественно сделана модель. Да и злой он, а бог должен быть любовь. Переизбрать эту деву на должность Богини.
clear_text
Mar. 4th, 2017 05:51 pm (UTC)
ну, что ж поделаешь...
(no subject) - lion_casserole - Mar. 4th, 2017 05:23 pm (UTC) - Expand
clear_text
Mar. 4th, 2017 05:52 pm (UTC)
Re: Сан-эпид стансы
ай, как грубо и бездуховно!
(no subject) - lion_casserole - Mar. 4th, 2017 06:05 pm (UTC) - Expand
kurchatkinanato
Mar. 5th, 2017 06:04 pm (UTC)
Очень душеполезное чтение. Дьявол неистребим благодаря милосердию человека?
Сергей Кущенко
Mar. 13th, 2017 10:18 am (UTC)
Шедевр

Как вам это удается?

Завидую.
( 29 comments — Leave a comment )