?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

лубянская легенда

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН

Эту легенду я слышал от разных людей в разное время. Один говорил, что он-то и был главным ее героем; другой - что подавал чай; третий и четвертый - что слышали ее то ли от героя, то ли от того, кто чай подавал.
Хотя конечно, самым главным героем был другой человек, но он уже не сможет ничего уточнить. Поэтому и легенда. Итак, пересказываю:

Один диссидент был за советскую власть. И против КПСС он тоже ничего не имел. Но у него был всего один пустяковый вопрос: почему в СССР не печатают хороших русских писателей-эмигрантов? Нет, если книжка антисоветская, вроде там Окаянные дни Бунина, то все понятно. Но если, к примеру, роман Набокова Дар - то почему бы и нет?
Он все время писал про это письма в разные инстанции. Но ему присылали несерьезные отписки. Про дефицит бумаги, или что издательские планы уже сверстаны на десять лет вперед. Но он вежливо возражал, что книга такого-то писателя не распродана, а вот уже второе издание вышло. А насчет планов - ну, запланируйте через одиннадцать лет.
Он так всех достал, что доложили лично товарищу Андропову.
Андропов пригласил его к себе. В большой кабинет в главном здании Лубянки.
Сидит Андропов, седой и скучный, в тонких очках. Молчит.
Майор принес чай в подстаканниках и сушки на блюдечке.
- Сахар забыли, - сказал Андропов майору.
- Я без сахара, спасибо, - сказал диссидент.
- Тогда не надо, - сказал Андропов майору, а диссиденту объяснил: - Я тоже без сахара. Диабет, такое мучение. Кусочка лишнего не съешь, и все по часам. Даже вот сушечку сгрызть не имею права. Угощайтесь, это все вам.
- О, господи! - сказал диссидент. - Я тогда тоже не буду.
- Спасибо за сочувствие, - сказал Андропов. - Но к делу. К сожалению, многие представители нашей интеллигенции разделяют ваши опасные заблуждения.
- Но это же прекрасная литература, и все! - воскликнул диссидент. - Набоков! Алданов! Осоргин! Шмелев! Какой русский язык! А какие образы!
- О, да! - саркастически усмехнулся Андропов. - А потом граждане одной закавказской национальности начнут резать граждан другой национальности.
- Какой национальности? - не понял диссидент.
- Тоже закавказской, - сказал Андропов. - А граждане отдельных республик потребуют выхода из СССР.
- Не может быть! - испугался диссидент.
- Конституция позволяет, - сказал Андропов и поднял палец.
- Погодите! - сказал диссидент. - Но вот в 1967 году напечатали Мастера и Маргариту, и ничего.
- По-вашему, попытка контрреволюции в Чехословакии - это ничего?
- А вдруг это просто совпадение?
- Я сначала тоже так думал, - грустно сказал Андропов, встал из-за стола и пожал ему руку, прощаясь.

Диссидент вернулся домой, потрясенный. Назавтра его назначили на важный пост в Госкомитете по делам печати. Он много лет отбивал все атаки набоковцев, как он теперь называл своих бывших единомышленников.
Но в 1986 году Набокова все же напечатали. Отрывочек. В шахматном еженедельнике...
Остальное известно.

Comments

( 212 comments — Leave a comment )
Page 3 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
ok_66
Jul. 31st, 2009 05:09 pm (UTC)
Ну, ещё Никита Сергеевич мягко укорял зарвавшуюся интеллегенцию "Кружок Петефи захотели?! Не будет вам кружка Петефи!"
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:04 pm (UTC)
откуда же он знал про кружок Петефи? Он был тайный эрудит?
(no subject) - ok_66 - Aug. 1st, 2009 12:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 1st, 2009 05:38 pm (UTC) - Expand
macro11
Jul. 31st, 2009 05:09 pm (UTC)
Не только у писателей такие истории...
Один географ рассказал мне про специалиста по экономической географии восточной Европы.
Специалист написал очень хорошую монографию по эконом-географии Чехословакии. Книгу должны были издать в 1968 году, но по известным причинам издание отменили. Специалист очень расстроился - пропали годы труда. Он переориентировался на другие страны, долго искал к чему применить уже разработанные методы и в наконец написал новую монографию о Польше. Но тут случилась заварушка с Солидарностью и книгу опять не издали.
Специалист не сдался. Он решил найти объект для исследований который бы был более устойчив. И засел за новую монографию "Экономическая география СЭВ". Он закончил свой труд в 1991 году.
grrb
Jul. 31st, 2009 06:20 pm (UTC)
*шёпотом* а сейчас? Что он пишет сейчас?
(no subject) - clear_text - Jul. 31st, 2009 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _a_s_ - Aug. 2nd, 2009 04:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 2nd, 2009 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 31st, 2009 09:05 pm (UTC) - Expand
ex_juan_gan
Jul. 31st, 2009 05:21 pm (UTC)
"
” Что вы! Что вы! Пустые страхи! Пастернак никому ничем не угрожает. Государство не развалится от десятка-другого изданий...

- А как же Польша? При чем тут Польша? Прямая связь! Мы издадим Пастернака, а в Польше на радостях разрешат независимые журналы... Дайте в России свободу творчества - и Польша отложится... За Польшей - Венгрия, Чехословакия...Вы спятили - за Восточной Европой покатится Прибалтика!.. Украина! Кавказ не за горами... Не-ет, из-за какого-то Пастернака разбазаривать Империю? Вы этого хотите?”"

Edited at 2009-07-31 05:22 pm (UTC)
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:06 pm (UTC)
не хотим!
Но она сама разбазарилась.
kishbabai
Jul. 31st, 2009 05:22 pm (UTC)
Красивая легенда, так и не определишь, где правда,а где ... позднейшие наслоения.
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:06 pm (UTC)
Это теперь уже не узнаешь. Разве что с помощью столоверчения.
nayturs
Jul. 31st, 2009 05:25 pm (UTC)
Это у них профессиональное, видимо. Дзержинский, говорят, тоже гипнотизером был:))
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:07 pm (UTC)
видимо, да!
ex_amica_ve
Jul. 31st, 2009 06:17 pm (UTC)
Не везет же закавказским народом!

Спасибо за чудную историю.
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:07 pm (UTC)
пожалуйста.
Да, не везет, увы...
leosat
Jul. 31st, 2009 06:18 pm (UTC)
Волшебная сила искусства))Хорошая история. Знать бы что переиздать. Время сейчас ИМХО Кафкианское, сплошные Превращения и Процессы, и Замки некоторых ни от чего не спасают))
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:08 pm (UTC)
нет, надо что-то запрещенное. Но что? Все разрешено! Либералы проклятые, не оставили свободы маневра.
(no subject) - leosat - Jul. 31st, 2009 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 31st, 2009 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leosat - Jul. 31st, 2009 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 31st, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leosat - Jul. 31st, 2009 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leosat - Aug. 1st, 2009 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 1st, 2009 07:49 pm (UTC) - Expand
vit_r
Jul. 31st, 2009 06:21 pm (UTC)
Замечательная легенда
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:08 pm (UTC)
на Лубянке все замечательное. От архитектуры до легенд.
cleofide
Jul. 31st, 2009 06:34 pm (UTC)
Смейтесь, смейтесь, но "Москва-2042" Войновича сбывается с фантастической точностью и устрашающей быстротой...
А в начале 90-х казалось, что пророчество катастрофически устарело :)
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:09 pm (UTC)
Да никто и не смеется. Хлюпаем носами.
staszic
Jul. 31st, 2009 07:01 pm (UTC)
Ура!
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:09 pm (UTC)
салют наций из двадцати одной бутылки шампанского!
leon_orr
Jul. 31st, 2009 08:20 pm (UTC)
"Поэт в России больше, чем поэт..."
clear_text
Jul. 31st, 2009 09:09 pm (UTC)
Поэт в России больше не поёт...
(no subject) - leon_orr - Jul. 31st, 2009 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 31st, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Jul. 31st, 2009 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 1st, 2009 05:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Aug. 1st, 2009 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 1st, 2009 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Aug. 4th, 2009 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 4th, 2009 03:29 pm (UTC) - Expand
prof_yura
Jul. 31st, 2009 09:47 pm (UTC)
Но если, к примеру, роман Набокова Дар - то почему бы и нет?

Если мне не заменяет память, ио один из героев "Дара" замечает, что

"Россию погубили два Ильича".

К тому моменту когда я прочитал "Дар", их уже было трое.
ok_66
Aug. 1st, 2009 12:50 am (UTC)
Чайковский то в чём виноват?
(no subject) - prof_yura - Aug. 1st, 2009 01:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - xaxam - Aug. 1st, 2009 04:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 1st, 2009 05:41 pm (UTC) - Expand
mark_tray
Jul. 31st, 2009 10:25 pm (UTC)
Спасибо, великолепно.
Перепостил и сослался.
clear_text
Aug. 1st, 2009 05:42 pm (UTC)
спасибо! Еще раз подчеркиваю - это слышанная мною не раз байка.
gaida
Aug. 1st, 2009 03:53 am (UTC)
как напоминает Бредбери..
Хотя Андропов был прав все взаимосвязанно. Я иногда думаю может мое пристрастие к русским эмигрантам( я имею ввиду произведения) привело меня к тому что я стала учить детей вне просто голосовать за, а думать о последствиях; а кто то потом станет политиком, а потом...
clear_text
Aug. 1st, 2009 05:42 pm (UTC)
как Вы правильно их учите! Спасибо!
_w1_
Aug. 1st, 2009 07:58 am (UTC)
Не в тему.
Сейчас дочитал вашу книгу (хотя почти всю вторую половину её уже читал в вашем ЖЖ, но не отказал себе в удовольствии и перечёл).
Почему-то чтение шло под песенку Чижа, которая всё это время упрямо лезла в голову: "Такие дела, брат - любовь!"
Ассоциация, однако.
clear_text
Aug. 1st, 2009 05:43 pm (UTC)
"Ассоциация Любителей Ассоциаций".
Спасибо Вам за такие добрые слова.
(no subject) - _a_s_ - Aug. 2nd, 2009 05:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 2nd, 2009 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - _a_s_ - Aug. 3rd, 2009 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Aug. 3rd, 2009 07:37 am (UTC) - Expand
Page 3 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 212 comments — Leave a comment )