?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С ГОЛОВЫ НА НОГИ

Учебник истории. Как его не меняй, все равно одно и то же: Киевская Русь, ордынское иго, возвышение Москвы, Смута, Романовы, реформы Петра и так далее до Февраля, Октября и Августа...
Но эти царско-генеральносекретарские этапы не имеют ко мне никакого отношения. И к моим проблемам тоже. Думаю, что и к проблемам 99% учащихся средней школы.
Реальная жизнь людей, жизнь, извините за выражение, народа - жизнь наших с вами предков во всем ее многообразии, во всем ее повседневном драматизме, на протяжении долгих веков, на пространстве огромной страны, - эта жизнь пролетает мимо, едва мелькает за окнами «Гранд-Экспресса» школьной истории. В вагон-салонах - власть; иногда ее оппоненты; иногда отдельные деятели культуры. Снаружи - все остальное, то есть остальные девяносто девять процентов истории.

Напишите же наконец простую историю, господа историки!
Оставьте княжества князьям, империю - императорам, а ЦК КПСС - членам и кандидатам в его члены.
Переверните учебник с головы на ноги!
Расскажите школьникам про обыкновенных людей. То есть про нас. Про то, как они (то есть мы) росли и развивались. Как менялась повседневная жизнь. Какие были дома в деревне и в городе, как была устроена семья, какая была работа и заработок. Что ели, как готовили, где покупали. Как себя чувствовали женщина и ребенок. Как возник и изменялся русский язык. Как развивались литература и искусство, наука и промышленность, как шло хозяйственное освоение территорий. Как тем самым сложился русский народ, и сплелась миллионами дорог и тропинок русская земля, страна под названием Россия. Как люди год за годом, век за веком все сильнее ценили свободу и право, достаток и уют, образование и досуг. Как они умели отстаивать себя, свой дом и свою страну с оружием в руках.

Ну и про царей и генсеков, так и быть. Они ведь тоже люди, тоже в России жили своей странноватой жизнью.
Надо и про них. В примечаниях, мелким шрифтом.

Comments

( 382 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
tanner_of_kha
Nov. 11th, 2009 12:05 pm (UTC)
Этим же занимается не история, а антропология. О_о
night_the_only
Nov. 11th, 2009 12:15 pm (UTC)
Тогда почему бы не изучать ее в школе в тех же объемах? Или даже убавить дозу истории в пользу антропологии.
(no subject) - tanner_of_kha - Nov. 11th, 2009 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanner_of_kha - Nov. 11th, 2009 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tanner_of_kha - Nov. 11th, 2009 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Nov. 11th, 2009 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Nov. 11th, 2009 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - archelon - Nov. 11th, 2009 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 05:56 pm (UTC) - Expand
night_the_only
Nov. 11th, 2009 12:16 pm (UTC)
Где подписаться под этим манифестом?
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:42 pm (UTC)
Спасибо, Вы уже подписались!
chukcheev
Nov. 11th, 2009 12:16 pm (UTC)
"Как развивались литература и искусство, наука и промышленность, как шло хозяйственное освоение территорий. Как тем самым сложился русский народ, и сплелась миллионами дорог и тропинок русская земля, страна под названием Россия". - Будет очень занятно посмотреть, как обо всём этом получится рассказать, элиминируя политическую, этатистскую составляющую...
Или сложение и сплетение устроилось чудесным образом - безо всякой государственной воли, без какого бы то ни было державного усилия?
Кампания пилигримов собралась на Русской равнине и сказала: "Будем жить своим углом тут"?
kopoba
Nov. 11th, 2009 12:18 pm (UTC)
Вы знаете, иногда это происходит даже вопреки государственной воли. Политическая система - только часть жизни общества, и отнюдь не самая важная.
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 12:49 pm (UTC) - Expand
obill
Nov. 11th, 2009 12:18 pm (UTC)
Мои дети немного такую историю изучали.

Учебник по москвоведению для младших классов.
Рассказы по истории для 4-го класса (или 5-го?). Там и про царей есть, но больше описания быта, нравов и т.п.
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:51 pm (UTC)
это хорошо, что есть "москвоведение".
"Россиеведения" бы.
(no subject) - nuchrya - Nov. 11th, 2009 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 06:00 pm (UTC) - Expand
lut_yak
Nov. 11th, 2009 12:18 pm (UTC)
Да.
Согласна.
Вот под каждым словом могу размашисто подписаться.

clear_text
Nov. 11th, 2009 12:56 pm (UTC)
Спасибо Вам большое!
gin_i_tonik
Nov. 11th, 2009 12:20 pm (UTC)
как славно учить историю израиля - сплошные простые люди... а историю государства израиль - так и вообще сказка (пока) - ведь живы еще те, кто это государство придумал и изо дня в день делал. стоят еще первые дома - а в них все еще живут люди, так же ругаются - "а, холера!", так же сожалеют о потраченных деньгах - "жаль лиру!", правда, приходится объяснять - и что такое холера, и что такое лира ))
marka_pola
Nov. 11th, 2009 12:30 pm (UTC)
вы не путайте историю с обществоведением)
История данной местности насчитывает 5770 лет)
Хотя и это спорно.
Так что, я согласна с автором.
Подписываюсь.
(no subject) - gin_i_tonik - Nov. 11th, 2009 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marka_pola - Nov. 11th, 2009 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gin_i_tonik - Nov. 11th, 2009 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gin_i_tonik - Nov. 11th, 2009 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 06:01 pm (UTC) - Expand
joptah
Nov. 11th, 2009 12:20 pm (UTC)
У меня в вузе был именно такой историк. Ничего с нас не требовал, но рассказывал так, что мы как будто проживали жизнь тех людей. Чувствовали, чем они дышали. Никакой обязаловки посещения не было, но ходил почти весь курс.
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:58 pm (UTC)
какой замечательный историк, позавидовать можно!
(no subject) - grandtewton - Nov. 11th, 2009 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 06:03 pm (UTC) - Expand
arimotozuka
Nov. 11th, 2009 12:21 pm (UTC)
вы очень правы!
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:58 pm (UTC)
спасибо!
seaseas
Nov. 11th, 2009 12:23 pm (UTC)
Подписываюсь..
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:58 pm (UTC)
рад Вашей поддержке.
maximusd_2006
Nov. 11th, 2009 12:24 pm (UTC)
Прекрасная идея
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:59 pm (UTC)
осталось только попробовать ее чуточку осуществить.
(no subject) - grandtewton - Nov. 11th, 2009 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 11th, 2009 06:04 pm (UTC) - Expand
muchkap
Nov. 11th, 2009 12:25 pm (UTC)
свободу и право ценили-то всё сильнее или всё слабее? или то сильнее, то слабее...
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:43 pm (UTC)
то туда, то сюда...
near_cat
Nov. 11th, 2009 12:36 pm (UTC)
Идея отличная, но сложненько нашим историкам и особенно чиновникам от образования будет мозги себе в эту сторону перестроить. Это ж придется археологов, этнографов, краеведов, даже генеалогов подтягивать, а ведь это (как оно) - "прикладные научники", которых до детей стараются не допускать. Смех в том, что у нас такую вот "простую" историю в школе часто дают в нагрузку учителям географии. Так что уровень преподавания соответствующий...
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:52 pm (UTC)
да. "история с географией". Однако раньше или позже такие учебники появятся.
f_f
Nov. 11th, 2009 12:37 pm (UTC)
Ну, в общем на Западе именно такое изложение истории в последние лет 20 более-менее доминирует. Надо заметить, тоже не фонтан: перспектива теряется, чувство исторического процесса, что-то вроде "ну и в какую сторону всё это развивалось".
Сочетать надо. Как это ни трудно.
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:44 pm (UTC)
вот именно! сочетать.
gmarta
Nov. 11th, 2009 12:40 pm (UTC)
Согласна! Меня тоже часто посещают подобные мысли, учить видеть закономерности во всех областях жизни нужно, нужно и знакомить с точными науками, но ГЛАВНЕЕ учить любить и общаться, строить взаимоотношения с миром и своей семьей, с природой, вот в чем мы должны стать профессионалами ибо из этого и состоит сама жизнь. С годами,законы точных наук, куда-то ушли, стерлись из памяти, исторические закономерности оказались лживыми, а законы жизни пришлось изучать самой, потратив огромное количество отпущенных лет. Да! Не тому учат наших детей. Жизнь это не великие свершения, а умение проживать с любовью каждый день.
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:47 pm (UTC)
как прекрасно сказано: Жизнь это не великие свершения, а умение проживать с любовью каждый день.
de7ign
Nov. 11th, 2009 12:40 pm (UTC)
Именно этим и занимался Лурье. Но, кажется, он один...
clear_text
Nov. 11th, 2009 12:47 pm (UTC)
надо уточнить...
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 382 comments — Leave a comment )