?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

слова и их значения

В ЮНОСТИ БЫЛ ПАТРИАРХОМ

Статья из Литературной энциклопедии 1929 г.:
«Абай (1845–1904) - основоположник казакской классической литературы. Родился в семье родового патриарха Кунунбая, султан-бея Каракалинского округа, Семипалатинского уезда. В первый период своей жизни Абай тоже был патриархом. После завоевания монархической Россией киргизского края положение Абая изменилось в связи с тем, что устои родового строя казакского народа поколебались: в киргизский край проникли товарно-капиталистические отношения. В этот период своей литературной деятельности Абай ведет борьбу против возникающих новых общественных отношений, идеализируя прошлое казакского народа. Скоро, однако, Абай приспособился к новым экономическим условиям и стал идеологом рождающейся казакской буржуазии. <...> В казакской литературе Абай занимает свое историческое место. Он обогатил казакское стихосложение новыми размерами и рифмами».

Поглядите:
Грубейший социологизм.
Никакого пиетета к основоположнику братской литературы. Должно быть, в двадцатые годы никаких «братских литератур» еще не было.
Казахов называют казаками.
Живут казаки в киргизском краю.
И самое непривычное на сегодняшний взгляд:
слово патриарх употребляется в чисто этнографическом смысле: глава рода.
А всего 80 лет назад!
Черт знает что...


Comments

( 117 comments — Leave a comment )
domohozjayka
Jan. 7th, 2010 03:29 pm (UTC)
По поводу казахов в киргизском краю. Тоже долго недоумевала, почему в Усть-Каменогорске, где родилась моя бабушка, жили, по ее рассказам, киргизы. Уш, бер, теке... А по карте - Казахстан. Пока не встретилась с девушкой-казашкой, которая и объяснила мне, что это административное образование: Киргиз-Кайсацкая орда.
Интересно, казахи - самоназвание? И как оно звучит на казахском?
Не сознательное ли это запутывание? К 1929 году казаков должны были уже считать просто крестьянами, колхозниками, разве нет?
domohozjayka
Jan. 7th, 2010 03:32 pm (UTC)
А я-таки верно предположила: (из Википедии)
Эти племена стали именовать себя «Қазақ»(Қазақтар"), в русском языке — «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака, образовав единое Казахское ханство (1465—1729) от Иртыша до Итиля (Волги).

Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях.

Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:

1. В переводе с древнетюркского слово «казак» переводится как «свободные», «вольные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины». На сегодняшний день считается в среде этнографов наиболее распространенной версией.
2. Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).
3. Есть мнение, что этноним «казак» происходит от имени кипчаков кыуса́к, куса́к, кубса́к, кипча́к, кып ша́к, что дословно означает жёлтый сак (то есть жёлтокожий), и которые сами носили прозвища сары (жёлтый) и куба́/кума́ (куман).
4. Самоназвание происходит от сочетании слов «Ка» и «Сак», так как по китайскому диалекту слово «Ка» означает — «Великий». Из этого выходит, что «Казах» — «КаСак» происходит от слов «Великий Сак». Есть еще похожие слова «КаХан»-«КаГан»-«Великий Хан» и «КаГанат»-«КаХанат»-«Великое Ханство"
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - domohozjayka - Jan. 7th, 2010 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - domohozjayka - Jan. 7th, 2010 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 04:54 pm (UTC) - Expand
amarao_san
Jan. 7th, 2010 03:33 pm (UTC)
В студенческие годы он подрабатывал патриархом православной церкви, а все деньги тратил на цветы для своей девушки.
clear_text
Jan. 7th, 2010 03:59 pm (UTC)
какой правильный, романтичный и вместе с тем трудолюбивый юноша!
onkel_hans
Jan. 7th, 2010 03:43 pm (UTC)
Казак - казах
к-х это специальный щелкающий звук, который обычно в латинице обознагается буквой Q (именно в этом звуке смысл существования этой странной буквы)

Iraq, Qatar, Quweit. В этих словах нехорошо писать букву К.

Я часто пишу Казаq.
clear_text
Jan. 7th, 2010 03:59 pm (UTC)
Re: Казак - казах
Вам часто приходится делать ЭТО?
Re: Казак - казах - onkel_hans - Jan. 7th, 2010 06:48 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 7th, 2010 07:11 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - menudo_culete - Jan. 8th, 2010 07:52 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 9th, 2010 08:36 am (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - menudo_culete - Jan. 9th, 2010 03:59 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 9th, 2010 06:33 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - menudo_culete - Jan. 9th, 2010 09:57 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 10th, 2010 08:00 am (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 11:05 am (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 10th, 2010 11:38 am (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - ehot - Jan. 7th, 2010 06:16 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - onkel_hans - Jan. 7th, 2010 06:44 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - onkel_hans - Jan. 7th, 2010 06:49 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 7th, 2010 07:13 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - ehot - Jan. 8th, 2010 02:32 am (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - onkel_hans - Jan. 8th, 2010 02:41 am (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 8th, 2010 05:36 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - onkel_hans - Jan. 8th, 2010 07:46 pm (UTC) - Expand
Re: Казак - казах - clear_text - Jan. 9th, 2010 08:35 am (UTC) - Expand
30pin
Jan. 7th, 2010 04:19 pm (UTC)
если внимательно посмотреть на схему заселения Степи, то можно видеть, что узбеки, киргизы и казахи на самом деле один народ. Просто дважды произошло разделение на земледельцев и скотоводов. Сначала осели узбеки, а позже киргизы. Казахи же так и остались скотоводами до прихода империи, а позже СССР.
clear_text
Jan. 7th, 2010 04:32 pm (UTC)
во как. понятно!
russophobe
Jan. 7th, 2010 04:35 pm (UTC)
Да, действительно, вы правы. В 1920-х годах официальной советской идеологией все еще было ожидание мировой революции и последующего за ней исчезновения национальных ("буржуазных") культур. Одним из проявлений этого, кстати, было создание письменности на основе латинского алфавита (в частности, для казахского и киргизского языков), как наиболее употребительного в мире. "Великий перелом" наступил, по-видимому, около 1929 года (когда и появилась статья Иосифа Сталина под таким названием). Идеология мировой революции была заменена на идеологию "построения социализма в одной отдельно взятой стране" (хотя официально несколько раньше, в апреле 1925). Национальные алфавиты на основе латиницы стали срочно заменяться алфавитами на основе кириллицы, но не из стремления к возрождению империи, а, скорее, из стремления наиболее противопоставить себя "гнилому Западу". Тогда же, видимо, начали создавать и "братские национальные литературы", иногда с совершенно комическими, на современный взгляд, результатами.

Насчет слова патриарх: возможно, более подходящим было бы "вождь племени", но слово "вождь" было, очевидно, зарезервировано для "вождей революции" (первоначально около 7 человек, к ним дополнительно приписывали Карла Маркса; потом, в ходе борьбы за власть, количество вождей сократилось, но это отдельная тема).
clear_text
Jan. 7th, 2010 04:52 pm (UTC)
спасибо! наверное, так оно и было.
наверное, "патриарх" в контексте понятия "патриархат"... глава рода, скорее.
(Deleted comment)
clear_text
Jan. 7th, 2010 05:54 pm (UTC)
спасибо за такую точную справку! как кочует все на свете - и границы, и столицы.
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 03:45 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 03:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 04:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 8th, 2010 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 8th, 2010 06:39 pm (UTC) - Expand
nikolov
Jan. 7th, 2010 05:36 pm (UTC)
настораживает и состояние границ киргизского края, через кои столь легко удалось проникнуть (прокрасться по горным тропам под покровом ночи?) товарно-капиталистическим отношениям
clear_text
Jan. 7th, 2010 05:55 pm (UTC)
да. очень настораживает. как же эти ребята с черными беркутами на плечах - не уследили?
gut_x
Jan. 7th, 2010 06:00 pm (UTC)
Путь Абая
Когда я училась на филфаке, у нас был курс "Литература народов СССР". Мы его называли "Дикая литература". Читала его меланхолическая тетенька, курс был просто свалкой всего со всем, короче "Джамиля была девушкой" (цитата). Отдельной строкой шел роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая", обязательный коллоквиум, без зачета не было допуска к экзамену на 5-м курсе. А у меня сын родился после зимней сессии на 4-м, на лекции я ходила, когда придется, экзамены и зачеты сдавали всей семьей (папа наш учился курсом старше; ребенка в коляске оставляли в раздевалке сердобольным Анне Александровне и тете Тасе, иногда на руках у подружек). А "Путь Абая" - книжка толстенная. Вот я сижу на диване, читаю. Ребенку 10 месяцев, возится с какой-то игрушкой, облокотясь на край дивана. Я одним глазом в книжку, другим - на ребенка. И что-то мне показалось не так. Поворачиваюсь: мой мальчик берет игрушку, делает несколько шагов, ставит свою игрушку на полочку книжного шкафа, постоит, берет ее и ковыляет обратно к дивану. Так вот и пошел. "Путь Абая"...
А "дикую литературу" я, как ни странно, сдала на "отлично": сравнила романтические поэмы Тараса Шевченко (в детстве "Наймичку" мы с сестрой любили читать, чтобы поплакать) с творчеством Лермонтова (почему-то нашей Л.М., которая в это время жевала шоколадную конфету, это сравнение показалось оригинальным). Ну и, конечно, прекрасно ответила на вопрос коллоквиума (который пропустила по "уважительной причине" - ребенок мой был первым на нашем курсе!).
foranswers
Jan. 7th, 2010 07:04 pm (UTC)
Re: Путь Абая
Представьте, а нас в школе заставляли читать Путь Абая в качестве ознакомления с литературой народов СССР. Плевались все, конечно.
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 7th, 2010 07:09 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - foranswers - Jan. 7th, 2010 08:07 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 7th, 2010 08:12 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - menudo_culete - Jan. 8th, 2010 07:51 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 9th, 2010 08:31 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - menudo_culete - Jan. 9th, 2010 03:58 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 9th, 2010 06:32 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - menudo_culete - Jan. 9th, 2010 09:54 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 10th, 2010 08:03 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 10:53 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 10th, 2010 11:36 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 12:31 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 10th, 2010 02:27 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 05:16 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - foranswers - Jan. 9th, 2010 09:52 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 9th, 2010 04:01 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 9th, 2010 06:32 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 9th, 2010 10:00 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 10th, 2010 08:02 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 11:03 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 10th, 2010 11:37 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 12:35 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 10th, 2010 02:23 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 05:17 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 10th, 2010 08:54 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 10:23 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 13th, 2010 11:37 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 13th, 2010 01:08 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 10th, 2010 10:23 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 13th, 2010 11:37 am (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - menudo_culete - Jan. 13th, 2010 01:07 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 13th, 2010 02:38 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 9th, 2010 06:31 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - foranswers - Jan. 10th, 2010 08:25 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая:)) - clear_text - Jan. 10th, 2010 08:54 pm (UTC) - Expand
Re: Путь Абая - clear_text - Jan. 7th, 2010 07:08 pm (UTC) - Expand
hoakin_dealaue
Jan. 7th, 2010 06:09 pm (UTC)
Ещё парочка подобных мыслей и Вы, Денис Викторович, благополучно погрузитесь в лоно фоменковщины!
clear_text
Jan. 7th, 2010 07:09 pm (UTC)
никогда! невер! жамэ!
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 7th, 2010 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 7th, 2010 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 7th, 2010 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 7th, 2010 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 7th, 2010 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 7th, 2010 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 9th, 2010 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aaoi - Jan. 8th, 2010 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 8th, 2010 05:30 pm (UTC) - Expand
_leroy_
Jan. 7th, 2010 06:29 pm (UTC)
Абай, Абай... Всё детство и юность прошли под сенью его памятника (с книжкой под мышкой) в Алма-Ате.
hoakin_dealaue
Jan. 7th, 2010 06:58 pm (UTC)
Казахстан... вся моя молодость на Монмартре! (c)
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solnza - Jan. 8th, 2010 12:33 am (UTC) - Expand
annakora
Jan. 7th, 2010 07:42 pm (UTC)
Народ куда-то ушёл в сторону от обсуждения жизни слов... а ведь это так интересно! Меньше чем за век "наверное" из "совершенно точно" превратилось в "а кто его знает", а "обязательно" из "любезно" в "непременно"... И таких примеров множество! Но приживается в языке только то, что ему нравится! Насильно ничего привить нельзя!
clear_text
Jan. 7th, 2010 08:01 pm (UTC)
народ, к сожалению, туда так и не пришел. Это моя вина: слишком много манков типа казахов и Абая.
да, это самое интересное.
есть и более, так сказать, объемистые моменты.
так, слова "гражданская война" в позднесоветское время из обозначения ужасающего народного бедствия превратилось в нечто комсомольско-романтичное. Даже появилось такое устойчивое словосочетание: "романтика гражданской войны".
В общем, "и комиссары в пыльных шлемах"...
Бррр
(no subject) - annakora - Jan. 7th, 2010 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 7th, 2010 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 8th, 2010 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 8th, 2010 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 8th, 2010 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Jan. 8th, 2010 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - annakora - Jan. 8th, 2010 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 8th, 2010 05:34 pm (UTC) - Expand
alan_kubatiev
Jan. 7th, 2010 09:51 pm (UTC)
Похоже на дурной переводс иностранного)))
clear_text
Jan. 8th, 2010 05:32 pm (UTC)
и однако, так написана почти вся ЛЭ в первом издании.
(no subject) - alan_kubatiev - Jan. 9th, 2010 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 9th, 2010 06:36 pm (UTC) - Expand
( 117 comments — Leave a comment )