?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТЕМА СУДЬБЫ

Граббе (Grabbe) Кристиан Дитрих (1801-1836) - немецкий драматург. Социально-исторические драмы, сочетающие реализм с романтической условностью.
Большой Энциклопедический Словарь

Учился праву в Лейпциге и Берлине, хотел стать актером и режиссером, дружил с Тиком и Гейне (последний назвал Граббе «подвыпившим Шекспиром»). Имел пристрастие к алкоголю (пьяницей была его мать, жена управляющего тюрьмой). Семейная жизнь Граббе не сложилась. Он перебивался на различных мелких службах, откуда его тут же выгоняли, бедствовал и голодал.
Википедия

После неудачной попытки найти в Дрездене исход своим стремлениям к актерской деятельности Граббе вернулся на родину и получил место аудитора при военном суде. Неудачный брак, недовольство своим прозябанием в небольшом городе сильно его угнетали; он старался найти забвение в разгульной жизни, что вызвало еще большие семейные неурядицы и лишение места. По приглашению Иммермана он переехал в Дюссельдорф где хотел начать новую жизнь; но привычка взяла свое. В разладе с самим собой и с обществом, с совершенно расстроенным здоровьем...
Брокгауз и Ефрон

...в 1836 вернулся в Детмольд, где умер, стяжав печальную славу спившегося гения.
Краткая Литературная Энциклопедия, т. 2, М., 1964


Comments

( 149 comments — Leave a comment )
clear_text
Jan. 10th, 2010 09:59 am (UTC)
красиво, однако, писали в советской Краткой Лит.Энциклопедии в 1964 году... "печальная слава спившегося гения". Даже хочется узнать, кто была эта Е.Я.Рубинова, автор статьи.
grzegorzrus
Jan. 10th, 2010 02:48 pm (UTC)
Найдено совсем немного - http://unesco.ec-time.ru/index.php?id=307
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Jan. 10th, 2010 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Jan. 10th, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 05:38 pm (UTC) - Expand
all_abaut
Jan. 10th, 2010 10:01 am (UTC)
это похоже на предостережение всем нам - хорошо, что праздники кончаются)
clear_text
Jan. 10th, 2010 10:09 am (UTC)
увы, не все мы написали "Сто дней", "Дон Жуан и Фауст" или "Шутка, сатира, ирония, глубокий смысл" -вещи действительно почти гениальные...
(no subject) - all_abaut - Jan. 10th, 2010 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 10:21 am (UTC) - Expand
grzegorzrus
Jan. 10th, 2010 10:06 am (UTC)
Кажется, в тему. Есть легенда, что в одном из литературных справочников/энциклопедий времён соцреализма про Цветаеву писали: "Во время войны жила в Елабуге". Вы что-то про это знаете?
clear_text
Jan. 10th, 2010 10:13 am (UTC)
надо проверить.
Впрочем, А.Л.Дымшиц в предисловии к "синему" (большая серия Библитокеи Поэта) сборнику Мандельштама (кажется, 1972 или 73 года) написал:
Творческий путь Мандельштама завершен, настала пора разобраться в его творчестве.
Ни хрена себе. Ждали почти сорок лет...
Там еще написано в конце:
Творчество Мандельштама прекратилось в 1937-м, его жизнь оборвалась в декабре 1938...
А! Каковы Эзопы!!!
(no subject) - vitum - Jan. 10th, 2010 10:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 10:34 am (UTC) - Expand
seaseas
Jan. 10th, 2010 10:08 am (UTC)
Гений всегда попадет в энциклопедию, даже спившийся:)))
amarao_san
Jan. 10th, 2010 10:11 am (UTC)
Вы бы знали, сколько этих гениев, так и не дождавшись славы на смертном одре, рвётся ещё при жизни написать в энциклопедию статью про себя любимого...
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - amarao_san - Jan. 10th, 2010 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - tutellia - Jan. 10th, 2010 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seaseas - Jan. 11th, 2010 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 12th, 2010 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - seaseas - Jan. 13th, 2010 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - seaseas - Jan. 13th, 2010 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 10th, 2010 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seaseas - Jan. 11th, 2010 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 11th, 2010 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - seaseas - Jan. 13th, 2010 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 12th, 2010 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 12th, 2010 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 13th, 2010 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 13th, 2010 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 13th, 2010 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 14th, 2010 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 14th, 2010 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 14th, 2010 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 14th, 2010 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 09:11 pm (UTC) - Expand
hungarianl
Jan. 10th, 2010 10:16 am (UTC)
...просто жаль, что не хватает сил добраться ни до существительного, ни до прилагательного...
clear_text
Jan. 10th, 2010 10:22 am (UTC)
зачем Вам туда?
(no subject) - hungarianl - Jan. 10th, 2010 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 10:28 am (UTC) - Expand
ok_66
Jan. 10th, 2010 10:36 am (UTC)
Тяга к алкоголю проходила по линии реализма или романтизма?
clear_text
Jan. 10th, 2010 10:41 am (UTC)
по обеим, полагаю. Тот (не)счастливый случай, когда обе тенденции совпадают.
prosto_lvovna
Jan. 10th, 2010 10:52 am (UTC)
А в лит. энциклопедии 1929 г. о пьянстве ни слова (известный нем. драматург, яркий представитель раннего реализма, творчество Г. отражает слабость современного ему бюргерства, произведения отличаются раздвоенностью, непоследовательностью, отрывочностью и противоречивостью).
clear_text
Jan. 10th, 2010 10:57 am (UTC)
да, да, да! но эту статью я не процитировал. Во-первых, своей ядреной социологичностью она похожа на статью про Абая Кунанбаева. Во-вторых, она, по своей словарной идеологии ("только дело, ничего личного") точно такая же, как статья из Большого Энц. Словаря 2006 года.
prosto_lvovna
Jan. 10th, 2010 11:08 am (UTC)
А все-таки - Кристиан или Христиан? Почему немецкое Ch передается как К? Опять же в моем детстве Андерсена звали Ганс Христиан, а сейчас Ханс Кристиан. Почему?
clear_text
Jan. 10th, 2010 11:32 am (UTC)
Кажется, так читается по-немецки (и по-датски). Думаю, что в этом все дело.
Вот, напр, по-английски пишется Christian - а читается Крисчен. Хотя по обычным правилам ch читается как "ч".
(no subject) - rybophila - Jan. 10th, 2010 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 12:04 pm (UTC) - Expand
desember
Jan. 10th, 2010 11:57 am (UTC)
какой же вывод мы должны из этого сделать?
clear_text
Jan. 10th, 2010 12:07 pm (UTC)
три, дорогая Наташа.
первый: если ты нищий гений, и при этом еще пьешь - обязательно сопьешься в социальные лоскуты.
второй: если ты умер в социальных лоскутах, но гений - о тебе обязательно напишут в словаре.
третий: (даже не вывод, а призыв) Авторы энциклопедий, словарей и справочников! Пишите интересно!
Вау ! Сразу три тоста ! - nomad_frog - Jan. 10th, 2010 02:46 pm (UTC) - Expand
gorynych_zmei
Jan. 10th, 2010 01:45 pm (UTC)
Галерея
такого рода гениев - порою вполне узнаваемых - работает вместе с автором "Заповедника" в Пушкинских Горах.
Впрочем, и сам Довлатов не отделяет себя от среды и от читателя:
"Удивляюсь я русскому алкоголику. Имея деньги, пьёт отраву за рупь тридцать. Сдачу не берет. Впрочем, я и сам такой..." (м. б., неточно - цитирую по памяти).
Офф: Именно это не-поучение, нежелание ставить себя выше героя, собеседника, читателя и делает прозу Довлатова такой человекообразной. По замечанию А. Б. Р., таким он был и в личном общении, и в кампании.
clear_text
Jan. 10th, 2010 02:30 pm (UTC)
Re: Галерея
да. Довлатов этим и хорош.
Помимо всего прочего, я очень его люблю за версии одного и того же события. У него, напр., есть два рассказа о том, как он познакомился со своей женой. Совершенно разные в смысле событий - и оба "документальные", и оба прекрасные.
Версии событий - gorynych_zmei - Jan. 10th, 2010 07:33 pm (UTC) - Expand
Re: Версии событий - clear_text - Jan. 10th, 2010 08:03 pm (UTC) - Expand
Тёмно-серый, - gorynych_zmei - Jan. 12th, 2010 11:03 am (UTC) - Expand
Re: Тёмно-серый, - clear_text - Jan. 12th, 2010 12:33 pm (UTC) - Expand
Три версии - gorynych_zmei - Jan. 10th, 2010 08:50 pm (UTC) - Expand
Re: Три версии - clear_text - Jan. 10th, 2010 08:53 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Плюс - clear_text - Jan. 12th, 2010 09:20 am (UTC) - Expand
В родинках не спец... - gorynych_zmei - Jan. 12th, 2010 10:40 am (UTC) - Expand
Re: В родинках не спец... - clear_text - Jan. 12th, 2010 11:01 am (UTC) - Expand
Ну, не скажите... - gorynych_zmei - Jan. 12th, 2010 11:24 am (UTC) - Expand
Re: Ну, не скажите... - clear_text - Jan. 12th, 2010 12:34 pm (UTC) - Expand
ББ и другие - th3 - Jan. 17th, 2010 02:24 pm (UTC) - Expand
Присутствовал - gorynych_zmei - Jan. 17th, 2010 07:19 pm (UTC) - Expand
Re: Присутствовал - clear_text - Jan. 17th, 2010 07:23 pm (UTC) - Expand
Интересен кто - - gorynych_zmei - Jan. 17th, 2010 07:26 pm (UTC) - Expand
Re: Интересен кто - - clear_text - Jan. 17th, 2010 07:32 pm (UTC) - Expand
Re: Плюс - th3 - Jan. 17th, 2010 02:12 pm (UTC) - Expand
Re: Плюс - clear_text - Jan. 17th, 2010 04:49 pm (UTC) - Expand
Сорри. - gorynych_zmei - Jan. 17th, 2010 07:08 pm (UTC) - Expand
Re: Сорри. - clear_text - Jan. 17th, 2010 07:12 pm (UTC) - Expand
Re: Сорри. - clear_text - Jan. 17th, 2010 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gorynych_zmei - Jan. 10th, 2010 07:37 pm (UTC) - Expand
lbertarian
Jan. 10th, 2010 03:03 pm (UTC)
Тем не менее школу в честь него назвали.
вообще забавно - русские пишут об его алкоголизме, англоязычные - об антисемитизме. Якобы с Гейне на этой почве поругался, хотя по контексту вполне возможно, что сначала поругался, а потом на почве "отверженности" "антисемитизировался" - что очень распространенный источник "антисемитизации" (ср. фюрера и евреев-галерейщиков, хотя голливуд это отрицает)
И еще: упоминание "аудитора" немножко уводит в сторону, т.к. нынче это финансовое занятие, а в его время для этого нужно было получить юридическое образование и сдать неслабый экзамен, что он и сделал. занятная фигура, что и говорить. Опередил свое время в каком-то смысле. Лет 50 спустя мог бы свои "Записки из подполья" написать.
clear_text
Jan. 10th, 2010 03:13 pm (UTC)
он действительно неслабая фигура.
про антисемитизм и в Википедии тоже написано.
а вдруг какой-то немец уже написал такие "записки". Как бы от имени...
а что за школа, кстати?
(no subject) - lbertarian - Jan. 10th, 2010 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lbertarian - Jan. 10th, 2010 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 03:29 pm (UTC) - Expand
emmanuelle_cunt
Jan. 10th, 2010 03:12 pm (UTC)
По закону Гидона Кремера - чем лучше пост, тем меньше комментов.
clear_text
Jan. 10th, 2010 03:14 pm (UTC)
оу вау! А Вам, Эмма Иммануиловна, пост понравился?
(no subject) - emmanuelle_cunt - Jan. 10th, 2010 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 10th, 2010 03:30 pm (UTC) - Expand
_a_s_
Jan. 10th, 2010 05:35 pm (UTC)
Та же Рубинова Е.Я. в БСЭ пишет:
"...немецкий писатель. Сын смотрителя тюрьмы. Изучал право в университетах Лейпцига и Берлина.... показал влияние народных масс на судьбу главного героя."

И где, спрашивается, прозябание в небольшом городе? Где забвение в разгульной жизни? Где печальная слава спившегося гения?
clear_text
Jan. 10th, 2010 05:42 pm (UTC)
Да, я знаю. Про смотрителя тюрьмы и нар.массы она пишет и в ЛЭ.
Но БСЭ штука краткая. Приходится ужимать.
А БЭС - двухтомник - еще более краткий, поэтому остаются вообще две строчки...
onkel_hans
Jan. 10th, 2010 09:01 pm (UTC)
La nostalgie n'est pas ce qu'elle etait.
Есть на русском языке что-то лyчше Брокгауза и Ефрона?

На английском, старая Британника (1950-х) только была ухдшена.

clear_text
Jan. 12th, 2010 09:18 am (UTC)
Re: La nostalgie n'est pas ce qu'elle etait.
нет на русском языке ничего лучше Брокгауза и Ефрона.
и это как бы где-то медицинский факт.
про Британнику не знаю, но верю.
Хотя нет, знаю! В старом "Новом Времени" в отделе проверки была именно эта Британника. Зачитаешься!
sthinks
Jan. 10th, 2010 10:55 pm (UTC)
А Вы какой энциклопедический стиль предпочитаете?
clear_text
Jan. 12th, 2010 09:18 am (UTC)
Я люблю стиль Брокгауза. Он одновременно крайне насыщенный информационно - и литературный при этом.
(no subject) - sthinks - Jan. 12th, 2010 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 12th, 2010 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Jan. 12th, 2010 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 12th, 2010 07:07 pm (UTC) - Expand
( 149 comments — Leave a comment )