?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

а теперь - дискотека!

ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ

История русской советской литературы - точнее, история разгрома, а также сдачи и гибели уцелевших остатков русской литературы - еще не написана. Стыдно называть литературой рыдания и попискивания, которые слышались в ходе этой катастрофы. При всем сочувствии к ее жертвам. Но давать совпису фору за то, что он жил при советах - так же глупо, как давать фору графоману за то, что он пишет после тяжелого трудового дня.
Интим с властью - вот что опошлило советскую литературу до полного бесстыдства. Ни у какого русского и, пожалуй, европейского писателя нет ничего похожего на тот вездесущий, масштабный, обожаемый образ власти, который создала советская литература. Не найдешь бесчисленных Лениных и Сталиных, а также секретарей обкомов, райкомов и заводских парткомов. Представьте себе тему сочинения: «Образ Александра II в русской прозе 1860-70-х гг.». Даже смешно. А то же самое про совписов — да милое дело!

Поразителен гомоэротизм советской литературы, эта страстная, почти плотская влюбленность в вождя. Чуковский в своих дневниках договорился до того, что Сталин — женственно прекрасен. Пастернак пишет Сталину, «повинуясь чему-то тайному, что привязывает меня к Вам».

Совпис целиком захвачен советской властью, пронизан ее проблемами; он воспринимает их, как свои собственные, задушевные. Повести Юрия Трифонова осуждались глупыми критиками за приземленность и бытовизм. Напрасно! Весь цикл его «московских повестей» - это сведение счетов между ленинской гвардией и сталинцами. Причем Трифонов стоит на стороне первых, на стороне расстрельщиков и террористов первого призыва.

Сейчас начинаем потихоньку выбираться.
Сегодняшнее фестивальное, то есть чуть легкомысленное бытование литературы, без зряшных и претенциозных попыток ответить на все проклятые вопросы - это всего лишь возвращение нормальности.
Фестиваль, и особенно литературный интернет, смягчает идейные противостояния. Становится средством массовой психотерапии. Учит выражать боль и ярость не ножом и бомбой, а словами. Выразить в звуке всю меру страданий своих. Я читал недавно, что на конкурс «Дебют» (до 25 лет должно быть автору) поступило 400.000 работ. Целый областной город. Почти полмиллиона молодых людей спасены от тупой и опасной злобы. Это очень хорошо. Это великолепный культурный итог.
Правда, надо учесть, что в ходе такой самотерапии редко создаются тексты, которые выдерживают проверку временем и/или широкой аудиторией. Ну и что?
Литературы от этого не убудет.

(длинная и злая колонка на Частном Корреспонденте)http://www.chaskor.ru/article/petr_minaev_avtor_tihogo_dona_14090


Comments

( 257 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
grey_horse
Jan. 13th, 2010 04:37 pm (UTC)
С другой стороны, у писателя не было никакой возможности побыть этой самой властью... Помню, как я был удивлен, узнав, что Морис Дрюон занимал одно время пост министра.
ok_66
Jan. 13th, 2010 04:43 pm (UTC)
Всё-таки, хотя четвёртая власть и уступала тогда нулевой (сиречь партийной) с остальными она вполне могла тягаться.
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:28 pm (UTC) - Expand
ok_66
Jan. 13th, 2010 04:41 pm (UTC)
Всё-таки явное облизывание персонифицированной верховной власти было изжито уже в шестидесятые. Припоминаю только эпизодический образ Брежнева в Победе Чаковского.
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:27 pm (UTC)
ну, ладно Вам. А "годы без войны" Ананьева? А "Грядущему веку" Г.М.Маркова, это уже восьмидесятые, там главный герой - секретарь обкома. Да и зачем "верховной" - облизывали в основном власть среднего уровня. Обком, облисполком...
(no subject) - ok_66 - Jan. 14th, 2010 01:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 08:40 am (UTC) - Expand
anariel_rowen
Jan. 13th, 2010 04:44 pm (UTC)
"Сегодняшнее фестивальное, то есть чуть легкомысленное бытование литературы, без зряшных и претенциозных попыток ответить на все проклятые вопросы - это всего лишь возвращение нормальности."
О ДА!!!!!!!!!!!!!!!!
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:29 pm (UTC)
ура, спасибо!!!
clovis3
Jan. 13th, 2010 04:44 pm (UTC)
Про Трифонова
Весь цикл его «московских повестей» - это сведение счетов между ленинской гвардией и сталинцами. Причем Трифонов стоит на стороне первых, на стороне расстрельщиков и террористов первого призыва.

Ну, всё-таки, наверное, не совсем так: Трифонов не одобряет "расстрелизм" сам по себе. Пытается как-то сгладить, задвинуть куда-то. Но вообще-то увы, увы... Когда-то меня поразила вот эта сцена в "Старике":

На повороте дороги, ведущей в глубь участка, он увидел грузовик с крытым кузовом. Возле грузовика толпились несколько человек, женщины и ребятишки, и что-то кричали, вопили и даже плакали. Внучка Полины великовозрастная Алена бросилась к Павлу Евграфовичу, рыдая.
— Спасите! Они убивают!
— Кого?! — изумился Павел Евграфович.
— Уже убили Гуслика! Теперь ищут Арапку, хотят убить! Какие-то звери! Боже мой, звери, звери!
Человек с охотничьим ружьем на плече удалялся в сторону сараев, рядом с ним мелькал, кажется, Приходько — в соломенной шляпе, в чем-то белом, развевающемся, — за ними бежала толпа детей. Павел Евграфович услышал азартный крик:
— Толя! Айда Арапку стрелять!
Он с ужасом узнал голос внука. Возле заднего борта в кузове стоял знакомый парень — Митька совхозный, прохвост, пьянчужка, он и теперь был, видно, хмелен, рожа красная, еле ворочал языком, что-то женщинам объяснял мыком, а те на него орали и махали руками. Застреленные собаки лежали в кузове. Мальчишки подпрыгивали, чтобы заглянуть через борт. Павел Евграфович поспешил, задыхаясь, к сараям, где человек с охотничьим ружьем тыркался из одной сараюшки в другую, ища Арапку. Какой-то мальчик плакал. Другой закричал радостно:
— Вон! Вон! Вон он!
Убийца разбрасывал груду досок.
— Что можно сделать? — говорил Приходько. — Приказ дачного треста… Это не от нас, товарищи, зависит…
— Прекратить! — крикнул что есть мочи Павел Евграфович.
Никто почему-то не услышал. Он опустился на что-то вроде ящика, деревянное, ноги не держали. В груди была боль. Он вдруг подумал, что сидит на чем-то деревянном и длинном, как гроб. Внезапно из-под досок выскочил, скуля, Арапка и бросился к Павлу Евграфовичу. Прыгнул к нему на колени и сунул нос ему под мышку. Павел Евграфович обнял пса, чувствуя, как тот дрожит. Павел Евграфович задыхался, и в груди была боль.
— Это мой пес… Это не бездомный… — сказал слабым голосом.
Люди что-то кричали. Женщина ругалась с Приходько. Он понимал, что Приходько хочет, чтобы Арапку убили, потому что Арапка пристает к его собачонке. Убивать только за то, что дворняга. Да он лучше всех. Они сами бешеные, эти пьянчуги, их самих застрелить. Ему хотелось все это крикнуть человеку с ружьем и Приходько, сказать Приходько, что он подлец. Он бывший юнкер. Он перекрасился. Его самого застрелить.

Не "он доносчик", а "он бывший юнкер, он перекрасился." До чего же это глубоко сидит в людях!
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:24 pm (UTC)
Re: Про Трифонова
ах, как хорошо...
Дружников написал (надо бы проверить), что в "Старике" все плохие люди - инородцы. Евреи, латыши, немцы.
fdo_eq
Jan. 13th, 2010 04:48 pm (UTC)
> Почти полмиллиона молодых людей спасены от тупой и опасной злобы. Это очень хорошо. Это великолепный культурный итог.

Не путайте, пожалуйста, причины и следствия. Полмиллиона человек не подвержены злобе - это привело к великолепной численности на конкурсе. Причина, а не итог!
anariel_rowen
Jan. 13th, 2010 05:35 pm (UTC)
Это пишущий-то народ злобе не подвержен :)?
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:30 pm (UTC) - Expand
alll
Jan. 13th, 2010 04:49 pm (UTC)
> Поразителен гомоэротизм советской литературы

Как было сказано в одном фильме, "жить захочешь - ещё не так раскорячишься".
ex_solo_use
Jan. 13th, 2010 07:55 pm (UTC)
жить захочешь - ещё не так раскорячишься
Есть другой вариант: "Хочешь сесть на шею - раздвигай ноги!"
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 08:16 pm (UTC) - Expand
amarao_san
Jan. 13th, 2010 04:53 pm (UTC)
также сдачи и гибели уцелевших остатков русской литературы

Я не понимаю, что такое "гибель литературы". Может "умирать" какое-то направление, школа. Литература в смысле "книги" в 20ом веке практически не умирают (думаю, полководец, который сожжёт Google Library не войдёт в историю, как с Александрийской библиотекой, потому что сейчас бэкапы есть).

А относительно того, к чему это должно прийти...

... норма меняется. В первую очередь потому, что в XIX веке не было информации, кроме книг, газет и личного общения. В это трудно поверить, но да, НЕ БЫЛО ИСТОЧНИКОВ информации.

В XX веке появилось радио/ТВ, но оно мало отличалось по сути от газет - тот же ограниченный (в результате, даже более ограниченный) набор точек зрения и чуть выше скорость - и всё.

А вот с 90ых, а ещё лучше говорить, с XXI века, началось очень интересное... Информации стало избыточно много. Безмерно много. Настолько много, что даже заголовки невозможно читать физически - информация появляется быстрее, чем возможно за ней уследить. (А ещё информация перестаёт исчезать, что удваивает количество доступной информации).

И человек (любой человек, который сохраняет разум), строит фильтры. Кто-то в качестве фильтра сохраняет то, что предложило ТВ и близкий к нему формат. Но информации столько, что есть полная свобода игнорировать официоз - и это даст картину мира (поток разной информации) не менее красочную (на самом деле, даже более красочную), чем официоз.

Это приводит к свободе выбора информации, стилей общения, представления информации и т.д. Процесс этот только начинается, но основное - этот процесс не есть "высшее достижение разумного человечества", это не некий подвиг, это просто "техническая возможность". Она доступна практически каждому, причём без вериг сподвижника и столпа передовой мысли. Это просто человеческая жизнь. Внезапно, ТВ и газеты перестали быть основной точкой зрения.

Узкий круг знакомых вдруг из явления географического превратился в информационное. Круг знакомых (даже не знакомых, а, назовём это так, тех, чьё мнение слушают) стал формироваться исключительно интересностью мнения - и не более.

Последствия этого ещё впереди.


Относительно культуры же... Мне нравится японский подход. Там нет представления о "высокой культуре". Там есть представление о том, что если это здорово и хорошо, то это здорово и хорошо. И это приводит к тому, что авторы, вместо того, чтобы 20 лет рисовать Картину, Которая Потом Будет Висеть В Музеях (после смерти автора), рисуют _здесь_и_сейчас_. И это интереснее и живее, чем вся мощь современного "высокого" искусства.

Вот это бегство от "высоты" мне и кажется будущим. Множество разных субкультур, сплетающихся в человеке в случайном порядке, дающие ему основу для творчества, направленного на эти субкультуры. Иногда такие вещи "выстреливают" - и получается вещь интересная и всем остальным. Она появляется не потому, что человек Высокий Талант Высокого Полёта, а просто потому, что "получилось хорошо".
keppro
Jan. 13th, 2010 07:19 pm (UTC)
Очень здорово сформулировано
Но позволю себе поспорить:

1. Информации всегда было больше, чем возможности ее усвоить. Порог доступа - да, был выше (грамотность, знание языков, доступ к книгам, газетам, библиотекам, свободное время, etc.) Что изменилось - появились средства ее организации/агрегирования/поиска. Простое исключение повторов в гугловом поиске дает больше, чем тома энциклопедий прошлого-позапрошлого веков.

2. Высокая-низкая культуры сосуществовали, я думаю, всегда. Пели-плясали, как-то украшали жилище все одновременно с одиночками, творящими шедевры... Просто сейчас эта "низкая" культура имеет те же шансы на растпространение, что и высокая. Результат Вы уже описали - фильтры и отбор.

Самое интересное - как будут формироваться эти фильтры. Думаю, это будет предмет будущего образования, хорошо бы - начального :)
(no subject) - grey_horse - Jan. 14th, 2010 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - sofia_pinskaya - Jan. 14th, 2010 01:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 08:41 am (UTC) - Expand
alan_kubatiev
Jan. 13th, 2010 05:09 pm (UTC)
*Литературы от этого не убудет.*
Вашими бы устами... Убывает, на глазах, дохнет, становится целлофанированым трупом...
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:32 pm (UTC)
никуда не убудет. ПосмОтрите через 10-20-30 лет.
mariasokolova
Jan. 13th, 2010 05:22 pm (UTC)
> Правда, надо учесть, что в ходе такой самотерапии редко создаются тексты, которые выдерживают проверку временем и/или широкой аудиторией. Ну и что?
Литературы от этого не убудет.

Зато мозгов у пишущих сильно прибудет :) Мне кажется, это страшно полезно для любого человека просто как тренировка, как в спортзал ходить.
nomad_frog
Jan. 13th, 2010 06:38 pm (UTC)
Скорее как онанизм, хехех.
Тренируются на кошках, прежде чем родить нетленку. Ну вот как на будущую жену дрочат. Лепота ! ;)
хо-хо, Сюзанна! - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:33 pm (UTC) - Expand
пишут пиищаат - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:32 pm (UTC) - Expand
murmele
Jan. 13th, 2010 05:54 pm (UTC)
Путные тексты редко создаются при любой мотивации. Закон Старджона. :)
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:43 pm (UTC)
Путные тексты очень редко создаются при мотивации. А вот без нее - чуточку чаще...
chilly_bang
Jan. 13th, 2010 05:55 pm (UTC)
>> Чуковский в своих дневниках договорился до того, что Сталин — женственно прекрасен.

этп где именно? пруфлинк, пожалуйста
keppro
Jan. 13th, 2010 06:51 pm (UTC)
Google Вам в помощь:

"Что сделалось с залом! А ОН стоял, немного утомленный, задумчивый и величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и в то же время что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его - просто видеть - для всех нас было счастьем. К нему все время обращалась с какими-то разговорами Демченко. И все ревновали, завидовали, - счастливая! Каждый его жест воспринимали с благоговением. Никогда я даже не считал себя способным на такие чувства. Когда ему аплодировали, он вынул часы (серебряные) и показал аудитории с прелестной улыбкой - все мы так и зашептали: "Часы, часы, он показал часы" - и потом, расходясь, уже возле вешалок вновь вспоминали об этих часах. Пастернак шептал мне все время о нем восторженные слова, а я ему, и мы оба в один голос сказали: "Ах, эта Демченко заслоняет его!" (на минуту). Домой мы шли вместе с Пастернаком, и оба упивались нашей радостью"

Чуковский К. Дневник. 1930-1969. М., 1994. С. 9.
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annakora - Jan. 13th, 2010 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annakora - Jan. 13th, 2010 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 14th, 2010 04:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - keppro - Jan. 13th, 2010 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annakora - Jan. 13th, 2010 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - keppro - Jan. 13th, 2010 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annakora - Jan. 13th, 2010 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annakora - Jan. 13th, 2010 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annakora - Jan. 13th, 2010 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ma_rs - Jan. 14th, 2010 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 09:18 pm (UTC) - Expand
arhivar_rus
Jan. 13th, 2010 06:39 pm (UTC)
"Весь цикл его «московских повестей» - это сведение счетов между ленинской гвардией и сталинцами."

Точно. Кроме того под "московской повестью" можно понимать не только его повести, а и другие. И вообще так - вся "оттепельная" литература - это большая "московская повесть". Сведение счетов.

А хорошее название для этой "повести" - "Московская Повесть".
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:35 pm (UTC)
да. спасибо.
Эх, написал бы кто. Свел бы, так сказать, не счеты, а воедино.
(no subject) - hoakin_dealaue - Jan. 14th, 2010 04:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - arhivar_rus - Jan. 14th, 2010 08:45 am (UTC) - Expand
ex_czaerlag
Jan. 13th, 2010 06:48 pm (UTC)
Так выпьем же за то...
...чтобы всё зло этого мира было не более злым, чем эта колонка! :)

Плохо другое: как-то уж очень она, длинная, быстро кончилась.
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:35 pm (UTC)
Re: Так выпьем же за то...
выпьем! Спасибо большое. Но она на самом деле сильно длиннее положенного.
nayturs
Jan. 13th, 2010 06:52 pm (UTC)
И все-таки, не все, не все. Был Мандельштам, с прямо противоположным поведением, Ахматова, Зощенко... Да и эмигранты - это тоже советская литература.
trurle
Jan. 13th, 2010 07:32 pm (UTC)
А из нашего окна Площадь Красная видна
Да, я лежу в земле, губами шевеля,
Но то, что я скажу, заучит каждый школьник:
На Красной площади всего круглей земля,
И скат ее твердеет добровольный,

На Красной площади земля всего круглей,
И скат ее нечаянно-раздольный,
Откидываясь вниз — до рисовых полей,
Покуда на земле последний жив невольник.
сдаюсь.. - tandem_bike - Jan. 14th, 2010 09:34 pm (UTC) - Expand
Re: сдаюсь.. - tandem_bike - Jan. 14th, 2010 09:38 pm (UTC) - Expand
Re: сдаюсь.. - clear_text - Jan. 14th, 2010 09:56 pm (UTC) - Expand
ах как приятно.. - tandem_bike - Jan. 14th, 2010 10:08 pm (UTC) - Expand
Re: ах как приятно.. - clear_text - Jan. 14th, 2010 10:10 pm (UTC) - Expand
Re: ах как приятно.. - tandem_bike - Jan. 14th, 2010 10:12 pm (UTC) - Expand
Re: ах как приятно.. - clear_text - Jan. 14th, 2010 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Jan. 15th, 2010 02:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 15th, 2010 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nayturs - Jan. 13th, 2010 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 13th, 2010 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nayturs - Jan. 14th, 2010 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - nayturs - Jan. 14th, 2010 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - nayturs - Jan. 14th, 2010 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - nayturs - Jan. 14th, 2010 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jan. 14th, 2010 12:03 pm (UTC) - Expand
proshe_prostogo
Jan. 13th, 2010 07:00 pm (UTC)
насчёт муз и пушек
не согласна. по-моему, наоборот. когда всё рушится и будущее невнятно, таланты ото всюду так и прут.

а потом да. стабильность, доносы и серяднички.

правда странно, что развал СССР только пену поднял. или мы пока их не видим, этих гениев от перестройки?
clear_text
Jan. 13th, 2010 07:38 pm (UTC)
Re: насчёт муз и пушек
когда все рушится, надо выживать. Писателю нужен стол, стул, возможность спокойно работать.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 257 comments — Leave a comment )