?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

the best of Chekhov and Vivaldi

КЛАССИКА БИС

Свет гаснет.
Зал выключает мобильники и затихает.
На авансцену выходит ведущая в искрящемся платье.
- Антонио Вивальди, - гулко говорит она. - «Дядя Ваня».

Я устал от бесконечного однообразия классического репертуара.
В конце 1960-х в Консерватории и зале Чайковского я за два года переслушал очень много интересной, сложной, глубокой и, самое главное, современной музыки. Мессиана и Мийо, Онеггера и Шнитке.
Потом с репертуаром что-то стряслось. Музыка интересная и новая стала вытесняться музыкой популярной и проверенной, чаще всего старинной, причем эпохи барокко.

Помню, как я пришел послушать некий вроде бы хороший камерный ансамбль. Зал тоже камерный. Публика с серьезными и возвышенными лицами — а как же, классическую музыку пришли слушать. А в программке — сплошные струнно-духовые дивертисменты XVIII века.
Но это же не музыка для слушания сидя в зале! Это музыка для садовых прогулок, или для поедания мороженого на террасе. Под такую музыку позволено громко разговаривать. А когда я увидел в программке такую строчку: «Георг Филипп Телеман, Большая Обеденная Музыка», - я чуть не ушел. Эту музыку если слушать сидя, то только за столом! Наворачивая мясо и запивая вином! Но я не ушел, и правильно сделал. Потому что еще раз убедился — ничего в этой музыке не было. Ни содержательного, ни особо виртуозного. Что совершенно понятно. Эта музыка должна быть легка для восприятия за обедом, и она должна быть несложна в исполнении — не всякий барин может содержать хороший оркестр.
То есть вместо музыки — будем называть вещи своими именами — слушателей накормили веселыми барочными траляляшками. И не предпослали вступительное слово музыковеда, что вот-де, сейчас мы вам покажем барочные траляляшки, которые играли значительную роль в прогулочно-обеденной культуре первой половины XVIII века. Нет, оркестр делал вид, что играет настоящую музыку. А бедные слушатели делали вид, что ее слушают.

Упрощёнка правит бал.
Упрощёнка мало-помалу завоевывает и драматический театр.
Причем в особо циничной форме - в виде якобы новых и как бы утонченных «интерпретаций классики».

Старческое брюзжание в Частном корреспонденте:
http://www.chaskor.ru/article/uproshchenka_14886


Comments

( 149 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
gilgatech
Feb. 7th, 2010 11:25 am (UTC)
Слава богу классикой профессура непритязательной публике ещё трафят. А сейчас после высокодуховной партии клавесина конца 15 века для непродвинутой публики будет исполнена к элизе))
clear_text
Feb. 7th, 2010 11:30 am (UTC)
и на бис: айне кляйне нахтмузик! специально для наших мобил!
(no subject) - magpie73 - Feb. 7th, 2010 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 11:38 am (UTC) - Expand
Мир прост. - nomad_frog - Feb. 7th, 2010 01:01 pm (UTC) - Expand
Re: Мир прост. - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:20 pm (UTC) - Expand
strogaya_anna
Feb. 7th, 2010 11:29 am (UTC)
Как это верно, Ватсон! (С)
clear_text
Feb. 7th, 2010 11:31 am (UTC)
спасибо, Шерлок!
(no subject) - strogaya_anna - Feb. 7th, 2010 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strogaya_anna - Feb. 7th, 2010 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 04:35 pm (UTC) - Expand
cartesius
Feb. 7th, 2010 11:32 am (UTC)
Хуже всего, что под эту "упрощенку" ко сну клонит. Потом еще упрекают, что не ценю классической музыки, хоть я ее как раз обожаю.
clear_text
Feb. 7th, 2010 11:37 am (UTC)
верно, верно.
baburov
Feb. 7th, 2010 11:33 am (UTC)
Зря Вы так на барокко. Оно разное.
clear_text
Feb. 7th, 2010 11:37 am (UTC)
я не на барокко, а на дивертисменты в количестве, превосходящем разумение.
vit_r
Feb. 7th, 2010 11:33 am (UTC)
В Сан-Суси проходят настоящие вечера барочной музыки. То есть, на природе, в темноте, с великолепным освещением и сопровождающим фейерверком.

Хотя, самые сильные впечатления были, когда мы в дождь ночью под эту музыку шли по парку.
clear_text
Feb. 7th, 2010 11:38 am (UTC)
Вот это да! Вот это я понимаю!
вот об этом-то я и говорю.
(no subject) - vit_r - Feb. 7th, 2010 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Feb. 7th, 2010 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 12:01 pm (UTC) - Expand
Ну да, неплохо... - nomad_frog - Feb. 7th, 2010 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lapadom - Feb. 7th, 2010 01:06 pm (UTC) - Expand
gleza
Feb. 7th, 2010 11:44 am (UTC)
Точно. Меня в детстве тоже водили на концерты в зал Чайковского или в БЗК. И если программа состояла из, как вы говорите "траляляшек" мне было безумно скучно и невольно закрадывалась мысль, которая мне тогда казалась кощунственной - а ведь в 18 и 19 веке тоже была "легкая" и "фоновая" музыка под которую люди могли ходить, разговаривать, обедать, танцевать... А я, несчастная, сейчас должна сидеть и слушать ее с благоговейным видом и даже кусочек шоколадки съесть не могу ))
ИМХО, но, возможно, спустя сто лет песни "Битлз" и "Роллингов" будут исполнятся в БЗК симфоническим оркестром и публика будет также благоговейно внимать и не сметь пошевелиться )))
clear_text
Feb. 7th, 2010 11:59 am (UTC)
насчет Роллингов - интересная мысль! Спасибо
(no subject) - lapadom - Feb. 7th, 2010 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Feb. 7th, 2010 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 05:46 pm (UTC) - Expand
zuuuk
Feb. 7th, 2010 11:44 am (UTC)
Когда-то работал я на радио ФМ... там сам смог убедиться в том, что продюсеры прекрасно понимают, что намеренно занижают уровень потребителей выигрывая в массовости - эфир ведь тоже товар. В частной беседе я как-то спросил у одного из них, очень образованного в музыкальном плане человека: "что будет дальше?" - "ну, когда-нибудь потом будем потихоньку поднимать"... Не будет этого потом, вот что грустно. Пока уровень образования падает.
clear_text
Feb. 7th, 2010 11:59 am (UTC)
да, вот я об этом пишу в статье - не будет он потом подниматься. Поднимать трудно, ронять легко.
(no subject) - zuuuk - Feb. 7th, 2010 12:12 pm (UTC) - Expand
И шляпкаме ! - nomad_frog - Feb. 7th, 2010 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lapadom - Feb. 7th, 2010 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadjavandelft - Feb. 7th, 2010 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuuuk - Feb. 7th, 2010 05:52 pm (UTC) - Expand
libellule_fun
Feb. 7th, 2010 11:59 am (UTC)
Но так как сейчас утрачена традиция парковых оркестров, а в ресторанах играют исключительно попсу и шансон, такие программы в филармонии / консерватории также имеют смысл. Где еще познакомишься с барочными траляляшками?
clear_text
Feb. 7th, 2010 12:00 pm (UTC)
и в самом деле...
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - libellule_fun - Feb. 7th, 2010 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - libellule_fun - Feb. 7th, 2010 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - libellule_fun - Feb. 7th, 2010 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - libellule_fun - Feb. 7th, 2010 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
seaseas
Feb. 7th, 2010 12:05 pm (UTC)
"Но нет театра какого-нибудь современного российского драматурга."
Есть такой театр.
В Екатеринбурге - театр драматурга Николая Коляды.
nomad_frog
Feb. 7th, 2010 01:58 pm (UTC)
Дооо !
Выокое, высокое искуйсство :\
Re: Дооо ! - seaseas - Feb. 7th, 2010 02:02 pm (UTC) - Expand
(хмыкнув) - nomad_frog - Feb. 7th, 2010 04:27 pm (UTC) - Expand
Re: (хмыкнув) - seaseas - Feb. 7th, 2010 04:34 pm (UTC) - Expand
Re: (хмыкнув) - clear_text - Feb. 7th, 2010 04:37 pm (UTC) - Expand
Re: (хмыкнув) - seaseas - Feb. 7th, 2010 04:42 pm (UTC) - Expand
Re: (хмыкнув) - clear_text - Feb. 7th, 2010 05:38 pm (UTC) - Expand
Это не так. - nomad_frog - Feb. 7th, 2010 04:45 pm (UTC) - Expand
Re: Это не так. - seaseas - Feb. 7th, 2010 05:12 pm (UTC) - Expand
Ару ! - nomad_frog - Feb. 7th, 2010 07:25 pm (UTC) - Expand
Спорить не буду. - nomad_frog - Feb. 7th, 2010 07:09 pm (UTC) - Expand
Re: Это не так. - clear_text - Feb. 7th, 2010 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:49 pm (UTC) - Expand
ok_66
Feb. 7th, 2010 12:10 pm (UTC)
Не так давно Привалов брюзжал в Эксперте по поводу моды на аутентичные инструменты http://www.expert.ru/columns/2009/12/21/raznoe/ Вайль, впрочем, ещё раньше, помянул куда более, гм, вольную, интерпретацию Вивальди (см. в "Карте Родины" главу про Новосибирск)
clear_text
Feb. 7th, 2010 03:51 pm (UTC)
а против этого пассажа:
В аутентизме, стремлении добиться подлинного звучания старой музыки, нет решительно ничего дурного: в этом направлении исполнительства известно множество превосходных мастеров. Но из-за обилия умельцев вроде хорватского парнишки сам термин уже начинает восприниматься если не как издёвка, то как пара омонимов. Леонхардт или, там, Кёйкен, талантливо и точно играющие старую музыку в небольших залах, — это будет один аутентизм; ряженые с виолами да гамба и блокфлейтами, превращающие давний шедевр во второсортную попсу, — это уж будет аутентизм другой.--
--мне трудно что-либо возразить.
(no subject) - ok_66 - Feb. 7th, 2010 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 05:44 pm (UTC) - Expand
Цитирую - ok_66 - Feb. 7th, 2010 07:28 pm (UTC) - Expand
Re: Цитирую - clear_text - Feb. 7th, 2010 07:40 pm (UTC) - Expand
Re: Цитирую - ok_66 - Feb. 7th, 2010 07:42 pm (UTC) - Expand
Re: Цитирую - clear_text - Feb. 7th, 2010 08:12 pm (UTC) - Expand
Re: Цитирую - zhenyach - Feb. 8th, 2010 12:43 am (UTC) - Expand
Re: Цитирую - clear_text - Feb. 8th, 2010 09:01 am (UTC) - Expand
sharikshum
Feb. 7th, 2010 12:21 pm (UTC)
зря Вы так про барокко, оно не такое попсоидное, его таким сделали продавцы залежалой пастилы.
малодоступное - еще не значит "прекрасное" и даже "интересное"
lapadom
Feb. 7th, 2010 01:18 pm (UTC)
про барокко действительно зря, думаю, оно тут под горячую руку подвернулось... речь, как мне кажется, не о нем...
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:11 pm (UTC) - Expand
aron_turgenev
Feb. 7th, 2010 12:42 pm (UTC)
И, тем не менее, машину лучше вести под 40-ю симфонию Моцарта или вальсы Штрауса. В США довольно много радиостанций, передающих только новости и классическую музыку. Но репертуар у них, в основном, проверенный: Рахманинов, Дворжак, ...
nomad_frog
Feb. 7th, 2010 01:59 pm (UTC)
А нет бы Шнитке фигачить !
От тогда зараз бы все пробки на дорогах порассосались ;))
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aron_turgenev - Feb. 7th, 2010 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhenyach - Feb. 8th, 2010 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 8th, 2010 11:07 am (UTC) - Expand
yudinkostik
Feb. 7th, 2010 01:30 pm (UTC)
гм... не знаю, как в отношении театра, но в отношении музыки Ваша статья, боюсь, как раз пример "упрощенки"...

это еще вопрос, что более попсово, так сказать, "траляляшно" - "высокая, сложная" музыка Шнитке или "прогулочно-обеденная" музыка Телемана и/или Генделя...
clear_text
Feb. 7th, 2010 03:15 pm (UTC)
на Шнитке свет клОном не сошелся. Есть и другие композиторы, решающие сложные вопросы формы и содержания, пардон за такой штамп.
А прогулочно-обеденная музыка и задумывалась, и сочинялась как своего рода популярная музыка. "Бытовая".
Оперы и оратории Генделя, Месса и Страсти Баха - совсем другое. Но найдите-ка их в программах.
candidg
Feb. 7th, 2010 01:48 pm (UTC)
Ну помните же у Джерома про фарфоровую собачку? :)
nadjavandelft
Feb. 7th, 2010 01:55 pm (UTC)
вот!
nadjavandelft
Feb. 7th, 2010 02:03 pm (UTC)
Денис Викторович, в 60-х действительно исполнялось много новой музыки не только у нас но и в Европе - тенденция такая была:)) как раз недавно разговаривала на эту тему с известныи голландским джазовым пианистом - он и вспомнил, что тогда совсем не исполняли классику и порадовался, что теперь ее в концертах гораздо больше.
а барокко в 70-х на аутентичных инструментах было для нас откровением! а Возрождение! те же мадригалы - это ведь тоже часто развлекухи - но для нас-тоэто была совершенно новая музыка, незнакомый язык!В Европе уже давно исполнялось а мы - не знали!
вот конкретно обеденную музыку Телеманна не знаю, но труляляшки от хорошего композитора - это всегда хорошо!это - позитив, которого так не хватает порой в нашей жизни и в современной музыке:)))
Салонная музыка - это ж чудесно!
если быть таким строгим - то и на джазовые концерты ходить не пристало джаз надо тоже в кабаке слушать.
а вообще-то - это все пройдет - будет очередной виток спирали. еще Берлиоз возмущался тем, что в смвфонических програмах сплошной Бетховен:))
clear_text
Feb. 7th, 2010 03:18 pm (UTC)
всё чудесно. Но когда всё многообразие музыки заменяет The best of... Когда Бах - это Токката и фуга ре-минор, когда Моцарт - это Маленькая ночная и №40 - это не очень хорошо.

Кстати, почему не сделают аутентичную "Федру"? со свечами, и в костюмах XVII века.
(no subject) - ok_66 - Feb. 7th, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 7th, 2010 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Feb. 8th, 2010 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 8th, 2010 09:00 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 149 comments — Leave a comment )