?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПОБЕДА И ЕЕ ДЕНЬ


Передо мной старое письмо. Советский офицер пишет из далекой воинской части, где он служит. Пишет своей маме в родной город.

Он спрашивает о делах и здоровье, благодарит за присланные книги, передает приветы родственникам, рассказывает о своей жизни. Недавно к нему приехала молодая жена. Они устраиваются на новом месте. В выходные дни гуляют в лесу: жаль только, хорошая погода еще не установилась. Вечерами ходят в кино или в гости к сослуживцам.

Обыкновенное письмо. Только дата необычная.

9 мая 1955 года.

Не просто День Победы, а ее десятилетие. Первый юбилей.

Но об этом в письме не слова.

А ведь пишет не просто военный. Он член партии, участник войны.

Письмо подробное, и если бы в Доме офицеров намечалось какое-то торжество (собрание или вечеринка), или если бы вечером собирались отметить этот день среди товарищей — в письме бы нашлось место для пары строк по такому поводу. Более того. Выводя своей рукой дату: 9 мая 1955 года, он, наверное, ничего не вспомнил. И не написал что-то вроде: «поздравляю тебя с Днем Победы».

Оно и понятно. Праздник Победы был учрежден в 1965 году. К ее двадцатилетию.

 

Это личная заслуга Леонида Ильича.

Сначала было политическое решение. Потом - работа чиновников и интеллектуалов. Надо было расставить нужных людей по нужным местам, переделать учебники, написать романы и повести, снять фильмы, поставить спектакли, нарисовать картины и плакаты. Все это - показать, распространить, развесить, написать рецензии. Создать целый массив популярной литературы и генеральских мемуаров. Составить школьные программы. Подготовить учителей.

А потом, лет через пять, а то и десять напряженной работы, воскликнуть: «Война и Победа - навечно в памяти народной!»

Совершенно верно.

Потому что память народная создается сверху, усилиями чиновников, литераторов, учителей. Собственно, это и есть реальный механизм народной памяти.

Великая троица: политик – певец - учитель.

Агитпроп, другими словами.

 

Подробнее:

http://www.chaskor.ru/article/pobeda_i_ee_den_15081


Comments

( 197 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
lady_chaplinn
Feb. 12th, 2010 09:07 am (UTC)
Знаете, я тут задумалась. Крепко так задумалась, а победа ли это? Ведь мы понесли самые тяжёлые потери. Да, война остановлена. Но какой ценой?
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:09 am (UTC)
это победа, но - огромной (предельной) ценой.
trurle
Feb. 12th, 2010 09:08 am (UTC)
Для таких штук очень полезна цензура и информационная блокада, лучше в сочетании с возможно более полной изоляцией. В отсутствие подобных инструментов проделать такую штуку бывает непросто, почти невозможно.
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:11 am (UTC)
да что Вы! В любом агитпропе главное - не запрещать, а утверждать.
(no subject) - trurle - Feb. 12th, 2010 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Feb. 12th, 2010 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 10:36 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:23 am (UTC)
я думаю, что тех ветеранов, которые реально воевали (воевали, а не "принимали участие") - их вообще остались считанные единицы (в смысле - сотни, ну, тысячи, не более).
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 09:42 am (UTC) - Expand
ivanov_petrov
Feb. 12th, 2010 09:15 am (UTC)
но, вроде бы, это разные вещи? Война и Победа - может быть, в самом деле, в памяти. Это мы пока не узнали. а что именно эта дата - легко сообразить, что для многих днем победы был день взятия Берлина или еще какой, или демобилизации его, или когда услышал о капитуляции. Память и памятная дата - вещи разные, памятную дату почти всегда назначают, и к ней привязывают событий - которое держится на якоре настоящей памяти. Выдуманное бы осталось ничем - а реальное событие может своей силой окрасить некоторую искусственно внедренную дату.
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:20 am (UTC)
это действительно разные веши: личные воспоминания и "общая история".
А насчет "для многих" - в отрывных календарях 9 мая отмечалось как День победы. И была картинка с солдатом, флагом над рейхстагом... Так что день победы 9 мая - он был учрежден еще в 1945-м. Но праздником стал через 20 лет.
(no subject) - livelight - Feb. 12th, 2010 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 09:24 am (UTC) - Expand
vit_r
Feb. 12th, 2010 09:15 am (UTC)
Тогда не было ясно, что Победа - это единственное свершение в истории Советского Союза.
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:17 am (UTC)
да. Тогда все свершения (до 1964 или 1968 гг) были впереди.
В Программе построения коммунизма война упомянута мимоходом.
don_sera
Feb. 12th, 2010 09:27 am (UTC)
"память народная создается сверху, усилиями чиновников, литераторов, учителей" - очень спорный тезис.
Скажем так, это сильо оупрощённая модель с подменой понятий.
На самом деле речь идёт о традиции и её носителях.
Но для бетономешалки-СССР, в принципе, во многом справедливо.
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:39 am (UTC)
тезис совершенно бесспорный. Сто раз проанализированный и доказанный на материале всех мифологий, эпосов, историй, литератур, пиар-кампаний и проч...
Традиция - это и есть ее носители. Носители письменной традцици - понятно кто. Носители устной - тоже. Аэды и рапсоды, акыны и жырчи, колдуны и гадалки, сказители и скоморохи... В любом случае специальная часть народа, ответственная за "память народную". И это всегда было привязано к власти или к противостоянии ей (что без разницы).
(no subject) - don_sera - Feb. 12th, 2010 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russophobe - Feb. 12th, 2010 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russophobe - Feb. 13th, 2010 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - don_sera - Feb. 13th, 2010 01:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 13th, 2010 07:08 pm (UTC) - Expand
nomad_frog
Feb. 12th, 2010 09:36 am (UTC)
Ещё один Дневничог стал афишкой
Этаким либретто Часкора, ага.
Ну и ладно. Таков нонеча Путь Русской ЖыЖы, ничего не попишешь бесплатно.
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:39 am (UTC)
Re: Ещё один Дневничог стал афишкой
это не часкора, а себя самого!
Да нет, таки Часкора - nomad_frog - Feb. 12th, 2010 09:47 am (UTC) - Expand
Re: Да нет, таки Часкора - clear_text - Feb. 12th, 2010 09:50 am (UTC) - Expand
Так. Ну, довольно. - nomad_frog - Feb. 12th, 2010 10:04 am (UTC) - Expand
Как и положено. - nomad_frog - Feb. 12th, 2010 10:01 am (UTC) - Expand
Re: Как и положено. - _saida - Feb. 12th, 2010 10:16 am (UTC) - Expand
leo_80
Feb. 12th, 2010 09:47 am (UTC)
У меня дома есть книжка "Мы советские люди" (кажется, Бориса Полевого), изданная в 1950 году и полностью посвящённая войне и подвигу народа в ней, как это тогда называлось. Я думаю, в период 1945-1965 гг эта книга была далеко не единственной. Так что мне представляется, что хоть признание Победы официальным праздником и было санкционировано сверху, но исходная потребность в этом шла снизу, от простых людей, фронтовиков и т.д. То есть, память народная уже была, просто она не привязывалась так жёстко к определённой дате.

А насчёт празднований у меня есть гипотеза, что до 1965 года Победа как бы вкладывалась в Первомай - и даты рядом, и весна, и главное ведь известна легенда, что Берлин спешили взять именно к первому мая. Но это уже чисто моя гипотеза, как было на самом деле я не знаю.
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:55 am (UTC)
конечно, такие книги были.
Только Борис Полевой - был военный журналист. Работник агитпропа.
вот насчет исходной (ну совсем нутряной, без участия газет) потребности - это надо специально доказывать. Никаких серьезных свидетельств об этом нет.
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - leo_80 - Feb. 12th, 2010 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 10:37 am (UTC) - Expand
alpolish
Feb. 12th, 2010 09:57 am (UTC)
Всё правильно. До объявления любого события СОБЫТИЕМ должно пройти какое-то время.
К примеру, для того, чтобы Жуков стал великим полководцем должна была размыться память о его методах ведения боевых действий, о людях, которых он превратил в пушечное мясо.
20 лет - хороший срок, почти поколение.
clear_text
Feb. 12th, 2010 09:59 am (UTC)
именно. Появилось новое поколение! А к 1975 - полтора поколения!
этот крайне важно. Я, собственно, об этом и пишу в статье.
П.С. - alpolish - Feb. 12th, 2010 10:15 am (UTC) - Expand
Re: П.С. - clear_text - Feb. 12th, 2010 10:38 am (UTC) - Expand
(хрюкая в кулачог) - nomad_frog - Feb. 12th, 2010 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Feb. 12th, 2010 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Feb. 12th, 2010 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - intensio - Feb. 12th, 2010 10:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - intensio - Feb. 12th, 2010 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_orr - Feb. 12th, 2010 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Feb. 12th, 2010 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Feb. 12th, 2010 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alpolish - Feb. 12th, 2010 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 09:33 pm (UTC) - Expand
msmirnov
Feb. 12th, 2010 10:04 am (UTC)
отменят не вопрос, будем Валентина праздновать, а некоторые тут уже и ДР Шикльгрубера вполне радостно отмечают. Зачем в самом деле что-то там помнить, вред один.
clear_text
Feb. 12th, 2010 10:40 am (UTC)
не отменят. В обозримом будущем.
Валентин никому не мешает. Его и наша церковь чтит, правда, 6 июля.
А у главного фашиста никогда не было фамилии Шикльгрубер.
(no subject) - msmirnov - Feb. 12th, 2010 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - msmirnov - Feb. 12th, 2010 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 12:13 pm (UTC) - Expand
desember
Feb. 12th, 2010 10:11 am (UTC)
Знаете, Денис Викторович, вот только сейчас до меня допёрло, почему я с детства ненавидела патритическое воспитание и особенно марш "Прощание славянки". Вы об этом сейчас написали. А еще помню долбаные уроки мужества и обязательно ветеранов. Часто приходил ветеран-пьяница дядя Коля с золотыми зубами. И с медалями. И я каждый раз думала, чему этот человек может нас научить?
А еще помню, как нас оставляли после уроков на классные часы - изучать нетленные произведения Брежнева. Конечно, никакие они не Брежнева и не шедевры, а полное дерьмо. И книги про войну - тоже дерьмо. И я все это ненавидела просто. И сейчас не могу эту тему воспринимать. Одно - вот эта пропаганда, а другое - пропавший без вести под Москвой дед, а больше бабушка, ее безумно тяжелая и трагичная жизнь.
clear_text
Feb. 12th, 2010 10:43 am (UTC)
совершенно верно. Война и победа - одно. А весь официоз - совсем другое.
Однако, Наташа, без "агитпропа" совсем бы ничего не помнили. Вообще. Вот государство не хоронит солдат, павших подо Ржевом - так кости и лежат в болотах.

Без агитпропа был бы такой "виртуал без интернета", если можно так выразится. печально, но факт.
(no subject) - desember - Feb. 12th, 2010 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 08:02 pm (UTC) - Expand
clear_text
Feb. 12th, 2010 10:45 am (UTC)
спасибо.
tnt555
Feb. 12th, 2010 10:29 am (UTC)
молодежь вообще на ее уровне воспитывают - ленточки полосатые в хлястики джинсов, на сумочку...
clear_text
Feb. 12th, 2010 10:46 am (UTC)
да, идет такое попсовое снижение.
tefffi
Feb. 12th, 2010 10:44 am (UTC)
Думаю, тут у "каждого своё".
Разделение, как в улье: кто-то сам соображает, кто-то программируется на одно действие и потом спит разумом... До нового толчка сверху.
Для нашей семьи Победа свята.
Без всяких указок свыше.
clear_text
Feb. 12th, 2010 10:46 am (UTC)
с какого года празднуете?
(no subject) - tefffi - Feb. 12th, 2010 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Feb. 12th, 2010 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Feb. 12th, 2010 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - tefffi - Feb. 12th, 2010 11:42 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
clear_text
Feb. 12th, 2010 10:59 am (UTC)
чтобы окружить ее оболочкой.
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:09 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:28 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:06 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:34 am (UTC) - Expand
Угу. - nomad_frog - Feb. 12th, 2010 11:24 am (UTC) - Expand
Re: Угу. - clear_text - Feb. 12th, 2010 11:35 am (UTC) - Expand
- не встречал? - clear_text - Feb. 12th, 2010 12:19 pm (UTC) - Expand
Трое - не гекатомба. - nomad_frog - Feb. 12th, 2010 12:32 pm (UTC) - Expand
Re: Трое - не гекатомба. - clear_text - Feb. 12th, 2010 12:45 pm (UTC) - Expand
И ты прав. - nomad_frog - Feb. 12th, 2010 12:50 pm (UTC) - Expand
ежели во хтоничном - - clear_text - Feb. 12th, 2010 01:33 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 197 comments — Leave a comment )