?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ein Volk, ein Netz, ein Klick

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - XXI

А вообще, что такое «народ» (не в смысле «племя», а в смысле «нация»)? Общее гражданство? Общее этническое происхождение? Ощущение общего прошлого и общей судьбы?
Как-то мало.
Что такое «принадлежать к данному народу?»
Постоянно проживать на данной территории? Говорить на данном языке? Быть гражданином данной страны? Иметь этническое происхождение, соответствующее самоназванию страны? Исповедовать религию большинства населения данной страны? Знать ее историю и культуру?
Тоже слабовато. Потому что три первых критерия (местожительство, гражданство, язык) могут характеризовать кого угодно, а три последних могут разъединять.
Народ (нация) – это не просто общность, а связность.
Когда все люди друг другу родственники, земляки, соученики, сослуживцы, друзья и знакомые. Когда все это сплетено, когда из любого угла легко дотянуться до другого.

Национальная идея - это желание построить Сеть.
Сейчас в рунете есть несколько мощных племен. Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук, Твиттер и что-то еще. Вряд ли какое-то одно сможет стать объединителем нации. Это естественно. Ни одно древнерусское племя – древляне, поляне, кривичи или вятичи – не стало главным, не подчинило остальных. Древнерусскую народность сформировали сети экономических и военных союзов. Так и теперь. Существующие сети будут объединены. Конечно, к ним добавятся новые – непременно «родственники», «земляки» (или «соседи») и что-то вроде «сослуживцев» (вариант «одноклассников», но во взрослом измерении).
Нация возникнет тогда, когда появится некая супер-сеть, поисковик по всем социальным сетям сразу.
Один клик – и я увижу себя во всех измерениях народа. Увижу и почувствую себя среди родных и знакомых, соседей и сослуживцев, земляков и соучеников. И народ – в лице миллионов отдельных людей – увидит и почувствует меня среди своих родных, друзей и земляков. Народ из старинного неясного слова станет живой и прочной сетевой реальностью.
И не только сетевой, надо надеяться.


Колонка на Частном Корреспонденте:
http://www.chaskor.ru/article/odin_narod_-_odna_set_-_odin_klik_17853

Comments

( 88 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
fanny_caplan
Jun. 10th, 2010 09:59 am (UTC)
А интересная идея!
Я-то все думаю: почему же меня так раздражают, до полной идеосинкразии, все эти одноклассники, контакты, прочее подобное? Примерно так же, как и национально ориентированные ценности...
А вот как раз этой своей внутрилежащей аналогией и отталкивают :)

Спасибо за мысль! Буду ее думать :)
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:09 am (UTC)
Пожалуйста! эта мысль заслуживает думанья её (без ложной скромности).
dkouperman
Jun. 10th, 2010 10:00 am (UTC)
Кстати о сетевой реальности в контексте нации: http://scythia.narod.ru/what.htm
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:08 am (UTC)
да, но это игра своего рода. А нация - реальная связность. Иногда с теми, с кем не очень то приятно.
nomad_frog
Jun. 10th, 2010 10:01 am (UTC)
Дадад.
А в мультипассе будут прописаны логины.

Только вот фигня всё это. Хотя маськвичам нипанять. Не ведают они, что в Россiи народ осознаёт себя народом, чтобы вместе картоху сажать и другие народы пиздить, чтобы картоху не пиздили. Страшно далеки они от Народа :/
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:07 am (UTC)
Re: Дадад.
да ладно! Местными себя они осознают, а ее Великой Русской Нацией!
А разнитцо простое: - nomad_frog - Jun. 10th, 2010 09:04 pm (UTC) - Expand
Re: А разнитцо простое: - clear_text - Jun. 10th, 2010 10:05 pm (UTC) - Expand
Re: А разнитцо простое: - del_vecchio - Jun. 11th, 2010 10:14 am (UTC) - Expand
Re: А разнитцо простое: - clear_text - Jun. 11th, 2010 03:13 pm (UTC) - Expand
Re: А разнитцо простое: - del_vecchio - Jun. 11th, 2010 10:19 am (UTC) - Expand
открытого - clear_text - Jun. 11th, 2010 03:14 pm (UTC) - Expand
sandro_iz_che
Jun. 10th, 2010 10:09 am (UTC)
Точно! А которые пароли ломают и спамят - будут Враги Народа
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:10 am (UTC)
или Партизаны... Или вот! Малый Народ!
(no subject) - sandro_iz_che - Jun. 10th, 2010 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - _a_s_ - Jun. 10th, 2010 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandro_iz_che - Jun. 10th, 2010 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 06:16 pm (UTC) - Expand
cage_of_freedom
Jun. 10th, 2010 10:18 am (UTC)
То, о чем пишет автор - это не народ - это улей, муравейник, стадо.

Вполне могут существовать (и давно существуют) сообщества, члены которого хотя и полностью раздеялют какое-либо мировоззрение, даже идеологию - тем не менее совершенно обособленны друг от друга и вовсе не стремяться сбиться в рой какой-то формальной организации, установить какие-то "связи".

---------

Не говоря же о том, что любой хотя бы годик проработавший в крупной международной компании - вообще никогда не станет рассуждать о таких глупостях как "национальная идея", "народ" и т.д. Все духовные ценности, связующие людей, объединяющие их, дающие им общие правила игры, общие цели - уже давным давно наднациональны.

clear_text
Jun. 10th, 2010 10:22 am (UTC)
Спасибо.
Но мне кажется, Ваше мнение Вы сами вряд ли считаете окончательным и единственным.
А вот мне кажеся, - nomad_frog - Jun. 10th, 2010 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kashuba_a - Jun. 10th, 2010 10:47 am (UTC) - Expand
artx
Jun. 10th, 2010 10:26 am (UTC)
//Что такое «принадлежать к данному народу?»
Постоянно проживать на данной территории? //

Это, пожалуй, наиболее подходящий критерий. По крайней мере, он объединяет и связывает.

//Нация возникнет тогда, когда появится некая супер-сеть, поисковик по всем социальным сетям сразу. //

Абонентами сетей могут быть жители разных стран. Если сети объединят, то получится один большой базар, выгодный для поиска работы, рекламы, самопрезентации. Но этот конгломерат, конечно же, нацией не станет.
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:30 am (UTC)
а нация и есть большой базар - для поиска работы и партнера в первую очередь.
(no subject) - artx - Jun. 10th, 2010 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artx - Jun. 10th, 2010 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - artx - Jun. 11th, 2010 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artx - Jun. 11th, 2010 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artx - Jun. 11th, 2010 09:45 pm (UTC) - Expand
Поздравляю вас! - 7freiheit - Jun. 13th, 2010 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Jun. 10th, 2010 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandro_iz_che - Jun. 10th, 2010 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artx - Jun. 10th, 2010 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 10:07 pm (UTC) - Expand
dmitry_voronkov
Jun. 10th, 2010 10:29 am (UTC)
Общность, конечно, появится. Только при чём тут национальное государство? Интернет и сети - интернациональны. Граница только в языке. Но это мы уже проходили, таким образом, сам забор не имеет отношения к написанному.
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:32 am (UTC)
да все уже давно интернационально, однако нации существуют и никуда (в обозримом будущем) не денутся.
нация - это когда земляк моего отца учился вместе с отцом моего друга.
(no subject) - russophobe - Jun. 12th, 2010 02:12 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:36 am (UTC)
что значит - главнее? всегда можно найти подмножества "разрушителей".
особенно что касается истории и культуры, и этнического происхождения.
(Deleted comment)
(no subject) - britmila - Jun. 10th, 2010 10:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - britmila - Jun. 10th, 2010 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carmody56 - Jun. 10th, 2010 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 08:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 08:17 am (UTC) - Expand
milaaga
Jun. 10th, 2010 11:10 am (UTC)
Только язык
clear_text
Jun. 10th, 2010 06:13 pm (UTC)
хорошо бы. Значит, существует АНГЛОНАРОД, включая британцев, ирландцев, американцев, австралийцев, индийцев и разнообразных африканцев, от Кении до ЮАР?
(no subject) - milaaga - Jun. 10th, 2010 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milaaga - Jun. 10th, 2010 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milaaga - Jun. 10th, 2010 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - milaaga - Jun. 11th, 2010 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - milaaga - Jun. 11th, 2010 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 03:11 pm (UTC) - Expand
aleksandrit
Jun. 10th, 2010 11:50 am (UTC)
Начало статьи понравилось, но дальше мысль, на мой взгляд, всё-таки немного не развили. Хотя, может быть, вы и правы.
clear_text
Jun. 10th, 2010 06:12 pm (UTC)
может быть, и не развил (недоразвил).
может быть, прав...
Спасибо!
_a_s_
Jun. 10th, 2010 02:52 pm (UTC)
Кстати, эти Ваши племена на данный момент находятся в состоянии холодной войны. И некоторые из них по старой доброй традиции огородились железным занавесом.
clear_text
Jun. 10th, 2010 06:11 pm (UTC)
как кривичи и поляне...
anita_freud
Jun. 10th, 2010 02:54 pm (UTC)
Знаете, у меня давно какое-то двоякое отношение к понятию "народ" или "нация". С одной стороны, единство культурных традиций, истории, географии - всё прекрасные вещи! Но, с другой стороны, подразумевается, что мой народ не такой как твой и появляются поводы для неприязни. И вообще, мне кажется, что процесс виртуальной глобализации - это отражение того, что происходит в реальности: смешанные браки, иммиграция и, вообще, тенденция ухода от осёдлости (есть такое слово, а то я русский начинаю забывать :)). Люди едут туда, где есть лучшая работа, посылают детей учиться в другие страны, и тд и тп...
Возможно, что "народ" и "нация" в традиционном смысле - устаревающие понятия?
clear_text
Jun. 10th, 2010 06:11 pm (UTC)
да, устаревающие.
Как традиционный текст в сравнении с мультимедийным продуктом.
И однако будет написано еще много текстов.
Как бумажная книга в сравнении с электронной версией.
И однако еще не одно поколение писателей будет мечтать, чтоб их "издали книгой".
(no subject) - anita_freud - Jun. 10th, 2010 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anita_freud - Jun. 11th, 2010 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandro_iz_che - Jun. 10th, 2010 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 10th, 2010 08:58 pm (UTC) - Expand
mme_n_b
Jun. 10th, 2010 03:49 pm (UTC)
" что-то вроде «сослуживцев» (вариант «одноклассников», но во взрослом измерении). "
LinkedIn.com
clear_text
Jun. 10th, 2010 06:08 pm (UTC)
ну да, конечно.
onkel_hans
Jun. 10th, 2010 05:00 pm (UTC)
народ
демос
охлос

Все равно охломонов всегда большинство!
clear_text
Jun. 10th, 2010 06:08 pm (UTC)
охломон - от слов "охлос" (толпа) и "монос" (один).
охломон - испытывающий одиночество в толпе.
buravstakane
Jun. 10th, 2010 09:37 pm (UTC)
Прекрасная статья. Спасибо большое. Можно, я всё-таки попридираюсь к самому существенному?:) Очень уж идея понравилась...

1) Всё-таки Вы очень хороший человек, раз Вас радует перспектива "увидеть себя среди соседей и сослуживцев, земляков и соучеников". Имхо, такое нечасто бывает... мы ведь тащим в Сеть всё то, чем живём в реальности. Если реально человек несимпатичен - с чего бы мне стремиться к общности с ним в Сети?

2) Сетевые связи очень непрочны. Их очень легко разорвать, и разрыв не будет иметь материальных последствий. (Сравните, например, что легче - отфрендиться в ЖЖ или развестись с мужем, разменять квартиру?) Отсюда и бОльшая страстность, несдержанность, эмоциональность - сегодня лучшие друзья, а завтра помянули всуе какую-нибудь "палитегу" - и всё, враги навек. Какая тут "связанность"? не знаю... " Модно быть «не как все». Общество недоверчиво к сходствам и чувствительно к различиям, которые оно радостно отмечает и поднимает на щит." - на уровне отдельных людей я как-то этого не чувствую... мне кажется, "модно" быть "круче" всех, но именно "как все" и "не хуже других".
И связи очень причудливы - "друг моего друга не обязательно мой друг" - у двоих может быть критическое расхождение в вопросе, принципиальном для обоих, но безразличном третьему, и третий будет с удовольствием дружить с двумя врагами... при том, что в реале они могли бы всю жизнь ездить вместе на рыбалку и не заморачиваться никакой абстракцией.
Разве что, вариант: "Неважно, друг он или враг, он - человек, с которым можно разговаривать..." - но это уже совсем край.

3) (как иллюстрация к утверждению о помянутой всуе политике:) Мне кажется, национальной идеей советского народа было не построение светлого будущего, а всего лишь выживание в тёмном настоящем. И эта идея по-прежнему - и даже ещё более - актуальна и сегодня. И никуда не распался, а по-прежнему существует пресловутый советский народ, хотя и поделённый формальными границами. На разных кусках территории чуть по-разному складываются условия этого выживания, и почти везде добавился идиотский фактор "титульной нации"... ладно, лучше заткнусь, дабы не впасть в разжигание.

Отдельное спасибо за "внутренний диалог космополита с националистом":). И за "Национальная идея - это не всегда осознанная, но всегда повелительная идея связности.", а не "Какая-то этакая мысль, а лучше лозунг - и все люди сразу начинают понимать, кто они, откуда, куда и зачем. Чтоб цели отдельного человека слились воедино с планами государства. "
Хотя дальше сразу - про всеобщую стандартизацию - "не верю!":)... но это длинный вопрос.
clear_text
Jun. 10th, 2010 10:02 pm (UTC)
спасибо!
сетевые связи - это, я имел в виду, не только дружба в виртуале, а именно "помещение себя в контекст". Вот я вижу своих одноклассников, реально их вижу на одноименном сайте. Вот я также вижу своих друзей в фейсбуке. Какая-то сетка координат своего рода...
(no subject) - buravstakane - Jun. 10th, 2010 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jun. 11th, 2010 08:25 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 88 comments — Leave a comment )