?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЭКО-ПСИХО

Недавно один мой знакомый экономист ужасно ругал психотерапевтов. Говорил, что это сплошное шаманство на деньги доверчивых пациентов.
Хорошо.
Но кто такие экономисты? 

Это люди, которые могут объяснить, почему у бедного человека нет денег.
Объяснить подробно и убедительно. С цифрами и графиками. Или с привлечением историко-культурного контекста. Можно с либеральной точки зрения. Или с позиций дирижизма. Очень поучительно.
Но ни один экономист не может рассказать, что надо сделать, чтоб разбогатеть.
А богатому человеку экономист может объяснить, почему он богат. Но ни за что не расскажет, как стать еще богаче, или хотя бы гарантированно сохранить свое состояние.
Но стоит богачу разориться – экономист тут же объяснит, почему так случилось.
Это же касается целых регионов, стран, отраслей.
Экономисты всего мира не смогли предсказать греческий кризис 2010 года, мировой финансовый кризис 2008 года, равно как и все прежние кризисы и депрессии, обвалы и дефолты, черные понедельники, вторники, среды, четверги и пятницы.


Зато высказывание крупного экономического гуру может изменить ситуацию на рынке. Я уж не говорю о выступлениях крупных бизнесменов и правительственных чиновников. Случайное или намеренное слово может обрушить или разогреть котировки акций крупной компании.
Чистая психология. И терминология соответствующая: «инвесторы нервничают», «инвесторы в тревоге», «нужно успокоить инвесторов». Солидным словом «инвесторы» называют спекулянтов – это тоже психологический феномен.


Понятно раздражение экономистов, когда разговор идет о психотерапии. Это называется «нарциссизм малых различий»: голландец вызывает особую неприязнь у фламандца, валлон – у француза, хорват – у серба.
Один корифей психоанализа говорил о своей работе: «это долго, дорого и с неизвестным результатом». Экономисты работают примерно так же. А главное, в той же области – в области слов, эмоций, бессознательных комплексов и порывистых поступков.
Думаю, им стоило бы объединить усилия. 

Колонка на «Частном Корреспонденте»:
http://www.chaskor.ru/article/eko-psiho_18823

Comments

( 247 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
(Deleted comment)
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:18 pm (UTC)
да. Но они хоть не говорят, что "знают, как надо".
Социологов - скромненький Ин-т социологии РАН, Соцфак МГУ, ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр.
А экономистов - ой-ой-ой! Академические и иные институты, Вузы (Плешка, Вышка,АНХ и вообще нет числе), Бюро экономического анализа, черт в ступе!
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chestnut_ah - Jul. 30th, 2010 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chestnut_ah - Jul. 30th, 2010 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:52 pm (UTC) - Expand
pic4a
Jul. 30th, 2010 04:08 pm (UTC)
у них много общего. и те, и другие на этом- на объяснении- еще и деньги делают.
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:20 pm (UTC)
вот я и говорю. Но психолог может мне, бедняжечке, за несколько тысчонок рублей сильно облегчить самочувствие. Типа доктор.
Чего не скажешь об экономисте.
(no subject) - pic4a - Jul. 30th, 2010 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:25 pm (UTC) - Expand
Действительно, - nomad_frog - Jul. 30th, 2010 05:15 pm (UTC) - Expand
Re: Действительно, - pic4a - Jul. 30th, 2010 05:24 pm (UTC) - Expand
Плохой пример :/ - nomad_frog - Jul. 30th, 2010 05:35 pm (UTC) - Expand
Re: Плохой пример :/ - pic4a - Jul. 30th, 2010 05:56 pm (UTC) - Expand
tandem_bike
Jul. 30th, 2010 04:14 pm (UTC)
ехидно и очень здОрово. вообще злобА направленная на психиатров и психотерапевтов мне непонятна. сайентологи их вообще за дьявола держат, а некоторые вполне с виду нормальные коллеги - мой друг-педиатр тут в ЖЖ например - просто пускают искры и плюются, говоря о психиатрии вообще и психиатрах в частности. к экономистам я такого отношения не замечала...
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:20 pm (UTC)
боятся правды! Боятся безумия в себе. Втайне считают себя сумасшедшими.
(Deleted comment)
О, - nomad_frog - Jul. 30th, 2010 05:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Jul. 30th, 2010 06:53 pm (UTC) - Expand
horn_blende
Jul. 30th, 2010 04:16 pm (UTC)
голландец у фламандца
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:24 pm (UTC)
спасибо. Поправлю.
(no subject) - ok_66 - Jul. 31st, 2010 04:01 am (UTC) - Expand
_a_s_
Jul. 30th, 2010 04:17 pm (UTC)
:))) Спасибо! Наконец-то мне стало ясно, почему меня так раздражают психотерапевты.
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:24 pm (UTC)
Пожалуйста!
chestnut_ah
Jul. 30th, 2010 04:19 pm (UTC)
"Но ни один экономист не может рассказать, что надо сделать, чтоб разбогатеть"

Это не так, рассказать он может. Не может он гарантировать, что разбогатеет данный конкретный человек -- это не его работа

"Экономисты всего мира не смогли предсказать греческий кризис 2010 года, мировой финансовый кризис 2008 года, равно как и все прежние кризисы и депрессии, обвалы и дефолты, черные понедельники, вторники, среды, четверги и пятницы"

И это не так -- кризис предсказывали неоднократно, предсказывали намного больше кризисов, чем реально произошло (впрочем, так оно всегда и бывает). Экономисты указывали, что "намного дольше так продолжаться не может" (что было абсолютно ясно) -- многие, правда, пытались пончть, почему "оно подолжалось" так долго, и что же "по другому" на этот раз. Оказалось, что в общем не по-другому

"Чистая психология. И терминология соответствующая: «инвесторы нервничают», «инвесторы в тревоге», «нужно успокоить инвесторов». Солидным словом «инвесторы» называют спекулянтов – это тоже психологический феномен."

Совершенно верно -- агентами в экономике выступают не бездушные механизмы или атомы с молекулами, а живые люди. Поэтому без психологии не обойтись. А чего же Вы хотели, собственно?

"Думаю, им стоило бы объединить усилия"

Вы знаете, и объединяют. Поведенческая (бихевиористская) экономика создана и что-то пытается предсказать. В общем, с тем же успехом
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:23 pm (UTC)
я знаю, что объединяют. И это хорошо. Только там не бихевиоризм нужен, а фрейдизм.
Предсказывали больше, чем случилось? Это, извините, смешно.
Возьму и заведу блог, и каждый день буду предсказывать, что послезавтра будет (а) кризис (b) госпереворот, (c) межплеменная резня и т.п. во всех странах мира.
Многое сбудется, уверяю Вас!
(no subject) - chestnut_ah - Jul. 30th, 2010 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Jul. 30th, 2010 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 06:04 pm (UTC) - Expand
maria_kunigunda
Jul. 30th, 2010 04:25 pm (UTC)
Почему не может? Очень даже может.
Я моего немецкого мужа задолбала 15 лет назад вопросами "Откуда у испанцев, греков, ирландцев, исландцев и т.д. столько денег?"
И я, кстати, по образованию экономист.
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:30 pm (UTC)
я говорю ровно то же самое. Откуда столько денег - легко понять. А вот когда лопнет? - увы...
(no subject) - profpr - Jul. 31st, 2010 02:05 am (UTC) - Expand
zoleg
Jul. 30th, 2010 04:36 pm (UTC)
Отличие в том, что экономисты хотя бы систематически собирают материал о прошлом и действительно могут объяснить, что же произошло, а иногда еще и почему. И, кстати, экономисты (те, которые настоящие) работают с рынками и средними величинами, и вопросом "как разбогатеть конкретному Васе Пупкину" не занимаются.

В психоанализе никакого систематического сбора данных нет, одна суггестия да плацебо. А также сбор денег с людей ни за что. У Вас когда-нибудь экономист денег просил?

А симбиоз экономики и настоящей, экспериментальной, психологии уже лет как двадцать происходит с большим успехом для обеих наук (ну или дисциплин).
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:39 pm (UTC)
нет сбора данных? здрасте! у психоанализа огромный, как бы это выразиться, научный архив.
Экономист?
он их у меня отбирал. Через налоги, которые, в частности, идут на содержание бесчисленных академических и правительственных центров.
(no subject) - zoleg - Jul. 30th, 2010 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoleg - Jul. 30th, 2010 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoleg - Jul. 30th, 2010 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 06:01 pm (UTC) - Expand
Вот ! - nomad_frog - Jul. 30th, 2010 04:51 pm (UTC) - Expand
Ох ты ж ё-моё... - nomad_frog - Jul. 30th, 2010 04:56 pm (UTC) - Expand
Re: Ох ты ж ё-моё... - zoleg - Jul. 30th, 2010 04:59 pm (UTC) - Expand
nomad_frog
Jul. 30th, 2010 04:37 pm (UTC)
Вот ты попал...
И не потому, что сейчас сюда набегут психотерапевты - максимум, психологи. Да и то "гуманитарные", хехех. Которых разве что ебать по пьяни пристало.

И не потому, что набегут экономисты - максимум трейдерА. Спекули, то есть. Которые не станут объяснять разницы между инвесторами и собой, потому что без пользы - всё равно ты не знаешь, кто предсказал нынешний фондовый кризис года за полтора, если правильно помню.

А потому, что тебя читают в основном бедные неб*гатые людим, знающие о начинке своей головы меньше, чем об устройстве телепузора, перед которым они коротают пятничные вечера в ожидании спасительной смерти. И так как у каждого из них в головках свои тора-куны, в том числе и свои объяснения оправдания, почему именно они небогаты и нещастливы - скрежещущий зубовно легион малых сих утащит поцт в бочаг безблагодатности. А заодно и аффтору в кашку желчью нагадит, хехех. Такой вот нехитрый кармический закон: больше всего нещастные нищеброды любят, когда их становится хотя бы на одного больше. Россiя - щедрая душа: всегда готова поделиться ложкой своей безблагодатности с тем, кто вслух чавкает своим медком ! :)
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:40 pm (UTC)
Re: Вот ты попал...
попал, бедняжечко...
Спасибо, дорогой - хоть ты меня понимаешь.
извините, не удержалась ) - laity - Aug. 22nd, 2010 08:39 pm (UTC) - Expand
Б*г простит. - nomad_frog - Aug. 23rd, 2010 06:44 am (UTC) - Expand
Re: Вот ты попал... - tetushka - Jul. 30th, 2010 05:33 pm (UTC) - Expand
Хороший, плохой, злой... - nomad_frog - Jul. 30th, 2010 05:39 pm (UTC) - Expand
Угу, - nomad_frog - Jul. 31st, 2010 02:08 am (UTC) - Expand
lenpin
Jul. 30th, 2010 04:39 pm (UTC)
Спасибо, Вы меня утешили, а то мой знакомый великий экономист объяснил мне, что я - шифт даун, раз художник)
clear_text
Jul. 30th, 2010 04:42 pm (UTC)
Пожалуйста.
Ну, в некотором "сугубо экономическом" смысле он прав. Меньше зарабатываете.
Но ведь для какого-нибудь братка, который крышует рынок, Ваш знакомый - тот же шифт даун, лох и нищеброд.
(no subject) - lenpin - Jul. 30th, 2010 06:00 pm (UTC) - Expand
rosomax
Jul. 30th, 2010 04:51 pm (UTC)
Во многом согласен. Экономистов, и течений - тьма тьмущая, и в самом деле многие из них объединили свои усилия с психологами. Есть специальные think-tanks (институты такие), которые занимаются исключительно этим. Еще со времени Кейнза, изучались рациональные и иррациональные поступки индивидов и целых пластов общества. На этом делаются нешуточные бабули. Совсем другое дело, когда экономисты сами себя дискредитируют, как, например, блоггер по имени alex_word. Этот кекс регулярно предсказывает развал и закрытие экономики США, используя в качестве аргументов ряды таблиц, с данными, которые можно повернуть как угодно. Ошибается уже на протяжении нескольких лет. Таких много, их ставка на то, что однажды они попадут "в яблочко" и после этого станут считаться теми самыми гуру, которые диктуют поведение рынка. Просто есть точные науки (математика, химия, физика) и неточные (социология, психология, философия). Экономика пытается устроиться где-то посередине, i.e. объяснять неточные явления с помощью точных цифр. Так как это априори абсурд (нельзя же объяснить почему ваш ребенок не любит гречневую кашу при помощи спектрофотометра. Не любит он эту кашу и все) это очень неблагодарное занятие.
clear_text
Jul. 30th, 2010 05:43 pm (UTC)
спасибо!
-- объяснять неточные явления с помощью точных цифр. Так как это априори абсурд (нельзя же объяснить почему ваш ребенок не любит гречневую кашу при помощи спектрофотометра --
очень правильно.
inadia
Jul. 30th, 2010 04:51 pm (UTC)
У меня есть приятельница-психолог, с которой мы часто спорили, что вреднее/страшнее для народа: экономисты или психологи? Чаще получалось, что экономисты. Психологи всё-таки не делают психологические программы для страны.
Экономика в том виде, в котором она существует - не наука, конечно. Но может стать. И я даже знаю, как ;)
clear_text
Jul. 30th, 2010 05:43 pm (UTC)
Спасибо! И я тоже знаю - от Вас.
(Deleted comment)
clear_text
Jul. 30th, 2010 05:44 pm (UTC)
гы-гы. гы-гы-гы.
happy_nn
Jul. 30th, 2010 05:02 pm (UTC)
Я уже и название придумала, для науки или, лучше, науч-поп бестселлера. Психономика. Надо бы посмотреть, не придумал ли это кто-нибудь раньше :)
clear_text
Jul. 30th, 2010 05:45 pm (UTC)
очень хорошо!
sulfid
Jul. 30th, 2010 05:04 pm (UTC)
в психологии, как и в лингвистике, есть эксперименты и довольно строгие.
конечно, есть и фрейдизм, и гуманизм, и прочий психотерапизм, но оно-то как раз на научность не то что бы сильно претендует (не более медицины по крайней мере).
странно, что вы в кучу все валите вот так от
clear_text
Jul. 30th, 2010 05:48 pm (UTC)
но беда в том, что эти строгие эксперименты нихренушечки не дали - ни для понимания поведения человека, ни для коррекции патологических состояний. Психометрия - вот уж "наука в себе", специально для написания диссертаций в закрытых психометрических заповедниках.
психоанализ дал для понимания истории, культуры, искусства, для понимания причин некоторых расстройств - неизмеримо больше, чем вот эти строгие эксперименты по скорости различения картинок...
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 30th, 2010 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Jul. 30th, 2010 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rubstein - Aug. 9th, 2010 06:01 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 247 comments — Leave a comment )