?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

к предыдущему

ПАТРИОТИЗМ. НЕОБХОДИМОЕ УТОЧНЕНИЕ

Только что получил такой комментарий:
«
А я не патриот. То есть совсем. И даже и не понимаю, что это значит - любить свою страну. Кого это любить, людей в метро утром? Правительство, полицию, налоговую инспекцию и другие государственные институты? Нерелевантное героическое прошлое всех степеней героичности?»
В общем-то, логично. Едва ли возможно любить всех соотечественников или, тем более, каждого из них. Любить учреждения, контур на карте или рассказы из истории.
Однако патриотизм существует.
Но его не надо путать с привычкой, лояльностью, уважением или верноподданством. Или с сентиментальными воспоминаниями о золотом детстве в родном углу.
Потому что всё это разлетается от единого щелчка.
И человек превращается в мешок, набитый дерьмом и страхом, как говорил следователь Портнов в фильме «Восхождение». 

Патриотизм – внимание! – это отношение человека не к родине, а к своему отношению к родине, вот как.

Так сказать, «моральная рефлексия».
От того, предаст Сотников или нет, положение на фронте не зависит.
Может быть, с практической точки зрения прав как раз Рыбак. Он объясняет Сотникову:  надо пойти в полицаи, а потом украсть оружие и перебежать к своим. А на прощание убить десяток немцев. Взорвать их штаб. Нанести им существенный урон. То есть посодействовать победе. Я, говорит, не великомученик. Я солдат! Я хочу убивать врага!
Но это – потом. Если получится. Если постараться.
А сейчас надо предать. На минутку, на недельку, на месяц-другой. В крайнем случае, на годик.
Сотников так не может. Его вешают.
Сотников – патриот. А Рыбак – ну, как получится.


Патриотизм – это очень сложное и редкое чувство.
Особый дар.

Comments

( 366 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
ksendzovskaja
Mar. 22nd, 2011 11:02 am (UTC)
есть ещё одна странная вещь. С трудом вербализуемая. Это ощущение от земли. Попробую объяснить: когда на определённой территории живут люди с определённой культурой (менталитетом, религией и всякими местными верованиями, фольклором, агрокультурой, архитектурой итд), они воздействуют всем вышеперечисленным на землю, на которой живут, - на леса, поля, реки... иногда кажется, что и на самый воздух. Не говоря уже о городах. Не знаю как это точнее сформулировать. Но это заметно (особенно заметно!), когда переезжаешь границу между "не твоими" странами. Осень в Польше и осень в Литве - две разные осени. С расстоянием в 5 км. Ну не 5, больше, потому что приграничные районы всегда то на одной стороне, то на другой.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:35 am (UTC)
однажды я пересек границу ФРГ и Франции пешком (около Страсбурга). Разная земля буквально по обе стороны шлагбаума. Глазами видно! правда!
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - ksendzovskaja - Mar. 22nd, 2011 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Mar. 22nd, 2011 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ny_quant - Mar. 23rd, 2011 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - Mar. 23rd, 2011 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ksendzovskaja - Mar. 23rd, 2011 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - Mar. 23rd, 2011 01:08 pm (UTC) - Expand
kablan
Mar. 22nd, 2011 11:02 am (UTC)
А я, живя в Израиле, патриот своей Родины - патриот СССР. Потому и в Израиле, что нашу Родину уничтожили!!!
intaria
Mar. 22nd, 2011 11:13 am (UTC)
Я из Латвии. Любовь к этой республике осталась в прошлом. Но за Россию переживаю. Воспитан на русской культуре, да и в душе есть то что не поддается объяснению.
(no subject) - kablan - Mar. 22nd, 2011 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 11:35 am (UTC) - Expand
fanny_caplan
Mar. 22nd, 2011 11:03 am (UTC)
Извините, но мне показалось, что в Вашем рассуждении есть некое противоречие.
Ведь Ваш оппонент не сказал, что патриотизма не существует вообще, в принципе. Он сказал, что сам не является патриотом. Разве Вы хотите отказать человеку в этом праве?
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:26 am (UTC)
нет, не хочу. Я просто, в свою очередь, высказываю свое мнение. Причем не об этом человеке, и не о себе. А о своем личном понимании патриотизма.
(no subject) - magpie73 - Mar. 22nd, 2011 05:41 pm (UTC) - Expand
bormental_r
Mar. 22nd, 2011 11:04 am (UTC)
Все же я бы уточнил немного: филь Л.Шепитько "Восхождение" поставлен по повести Василя Быкова "Сотников" и моральная дилемма поставлена именно там. Хотя и фильм Шепитько - самостоятельное произведение, но первоначальная основа все же повесть Быкова.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:27 am (UTC)
Я это прекрасно знаю. Но приведенные мной слова есть в фильме, а не в повести.
(no subject) - bormental_r - Mar. 22nd, 2011 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mirror_drum - Mar. 22nd, 2011 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 05:43 pm (UTC) - Expand
alejee
Mar. 22nd, 2011 11:06 am (UTC)
заключительная фраза очень похоже, что относится и к понятию "порядочность"
skillis
Mar. 22nd, 2011 11:19 am (UTC)
Мне кажется, это сильно зависит от определения "порядочности" и от той линии, которую в данный момент "гнет" руководство данной страны :)
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - alejee - Mar. 22nd, 2011 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skillis - Mar. 22nd, 2011 01:59 pm (UTC) - Expand
fizdipyushka
Mar. 22nd, 2011 11:09 am (UTC)
Получается,что,родившись в ссср, я люблю правопреемницу ссср,россию,живя не в ней.патриот ли я?
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:33 am (UTC)
это Вы только сами себе можете ответить.
(no subject) - fizdipyushka - Mar. 22nd, 2011 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 07:19 pm (UTC) - Expand
yamabushitengu
Mar. 22nd, 2011 11:10 am (UTC)
А где же слайды???
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:28 am (UTC)
что делать? слайды!
zhiharka
Mar. 22nd, 2011 11:11 am (UTC)
Важная деталь: в повешении Сотникова принимает участие не кто иной, как Рыбак. Потому что чуть-чуть предать - так не бывает.
sandro_iz_che
Mar. 22nd, 2011 11:24 am (UTC)
Вот именно!
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - del_vecchio - Mar. 22nd, 2011 03:36 pm (UTC) - Expand
u_mom
Mar. 22nd, 2011 11:12 am (UTC)
Не помню у кого именно черпнул мысль, возможно даже из рассказов Василя Быкова где-то. Про то что цель русского солдата, главнейшая его задача во все времена, начиная чуть ли не от богатыря Ослабли и заканчивая афганским капитаном Кузнецовым, была не собственно выживание любой ценой, а именно нанесение наибольшего ущерба противнику. Своего рода генетическая такая нефанатичная, а тем более не имеющая в себе в общем-то ничего патриотичного парадигма. На обывательский манер, это такая антропологическая черта. Безхитростное в целом - "чтобы другим по легче было". Потом.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:29 am (UTC)
в этом надо разобраться. Спросить журналиста "Куликовские вести", который брал интервью у Осляби.
(no subject) - u_mom - Mar. 22nd, 2011 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - u_mom - Mar. 22nd, 2011 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - u_mom - Mar. 22nd, 2011 12:19 pm (UTC) - Expand
nimmerklug
Mar. 22nd, 2011 11:16 am (UTC)
Любовь штука иррациональная, хоть к стране, хоть к человеку, хоть даже к деньгам. Поэтому задаваться вопросом почему любишь довольно бессмысленно. Тем более глупо требовать любви. А вот уважения требовать можно и, наверное, нужно.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:29 am (UTC)
наверное, да.
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:45 am (UTC) - Expand
skillis
Mar. 22nd, 2011 11:17 am (UTC)
Очень верное определение: "Отношение к своему отношению". Раньше, не очень давно, я был (по крайней мере считал себя) патриотом. Прошло не так много времени и произошедшие со Страной метаморофозы заставили меня изменить свое отношение к стране. Я перестал быть патриотом ЭТОЙ страны. А патриотом ТОЙ страны и ТОЙ Москвы я по-прежнему себя считаю.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:30 am (UTC)
Спасибо!
pogodda
Mar. 22nd, 2011 11:18 am (UTC)
золотые слова. Но мне почему-то всегда казалось, что выражаясь (простите) биологическим языком, гены патриотизма и самоуважения находятся в одном локусе. На мой взгляд, это понятия трудно разделимые. Опять же оговорюсь - это исключительно моё мнение. По крайней мере, лично я всегда буду подозревать недостаток самоуважения (или чувства собственного достоинства)в человеке, который последними словами кроет свою Родину... хотя конечно палитра человеческих мотиваций достаточно разнообразна.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:32 am (UTC)
да, самоуважение тут очень важно.
cage_of_freedom
Mar. 22nd, 2011 11:18 am (UTC)
///Кого это любить, людей в метро утром? Правительство, полицию, налоговую инспекцию и другие государственные институты?

Да. Именно их.

А также - родную природу, пейзажи, архитектуру, язык, литературу.

Потому что ВСЕ они - от людей и природы и вплоть до налоговой инспекции - ОТЛИЧАЮТСЯ от тех, что заграницей, от тех, что принадлежат другой культуре.

И это замечаешь сразу - при первом же общении с нашим полицейским и с западным. С нашим можно и поболтать и "договориться". На западе - ты разговариваешь с автоматом.

Так что - не надо усложнять.

Патриотизм - это просто любовь ко всему СВОЕМУ. К привычному. К той среде, в которой ты ВЫРОС.

Хорошо это или плохо - такая узость - другой вопрос. Но тем не менее - это обычно присуще людям.

Ведь даже эскимосы скучают в Париже по своей чахлой тундре.
yamabushitengu
Mar. 22nd, 2011 11:23 am (UTC)
Возражаю.

Любовь и Свобода - практически тождественные понятия. Кроме того, лишь сама личность, пребывающая в состоянии любви, вправе решать, на кого распространяется любовь, а кому отказано. Границы личности определяются лишь самой личностью.

Например, я люблю небо и некоторых людей, ненавижу российское государство и полицию, русский язык и культура - лишь один язык и культура из множества других.

Жить и чувствовать так - это мое право и моя свобода.

любовь это узы?) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 12:36 pm (UTC) - Expand
Re: любовь это узы?) - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 11:46 am (UTC) - Expand
Нет. - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 12:11 pm (UTC) - Expand
Секс - это спорт. - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 11:55 am (UTC) - Expand
Ненавижу энтропию - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:58 am (UTC) - Expand
Re: Ненавижу энтропию - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 12:02 pm (UTC) - Expand
Re: Ненавижу энтропию - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 12:12 pm (UTC) - Expand
Re: Ненавижу энтропию - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 22nd, 2011 11:36 am (UTC) - Expand
ВОЗМОЖНО ВСЁ - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 12:26 pm (UTC) - Expand
И Мадди, и Хармс - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
Футурошок - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 11:41 am (UTC) - Expand
Re: Футурошок - clear_text - Mar. 22nd, 2011 11:45 am (UTC) - Expand
Re: Футурошок - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 12:40 pm (UTC) - Expand
Сказал, сказал бы. - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 01:15 pm (UTC) - Expand
Вам спасибо. - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - littlejakkie - Mar. 22nd, 2011 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Mar. 22nd, 2011 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - efimpp - Mar. 22nd, 2011 01:58 pm (UTC) - Expand
И да и нет. - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 03:21 pm (UTC) - Expand
Re: И да и нет. - maria_nesterova - Mar. 22nd, 2011 03:26 pm (UTC) - Expand
нет у них нужды - cage_of_freedom - Mar. 22nd, 2011 05:22 pm (UTC) - Expand
Re: нет у них нужды - maria_nesterova - Mar. 22nd, 2011 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bellkin - Mar. 22nd, 2011 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Mar. 22nd, 2011 08:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sovok4ever - Mar. 22nd, 2011 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skillis - Mar. 22nd, 2011 02:01 pm (UTC) - Expand
однако Вы доставляете! - tandem_bike - Mar. 22nd, 2011 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mackba - Mar. 23rd, 2011 02:17 am (UTC) - Expand
viktor_ch
Mar. 22nd, 2011 11:21 am (UTC)
Худший патриотизм - это ура-патриотизм.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:30 am (UTC)
точно.
(no subject) - yamabushitengu - Mar. 22nd, 2011 11:32 am (UTC) - Expand
sharikshum
Mar. 22nd, 2011 11:22 am (UTC)
Разный есть патриотизм.
Вот Бунин, по-моему, патриот, а Молотов -нет.
clear_text
Mar. 22nd, 2011 11:31 am (UTC)
Согласен с Вами.
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 366 comments — Leave a comment )