?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВРЕМЯ И МЕСТО ЮРИЯ ТРИФОНОВА

Лучший советский прозаик скончался 28 марта 1981 года.
Трифонов обозначил собою – точнее, последним периодом своего творчества – эпоху семидесятых. Он уместился в семидесятые, как перстень в футляр. Семидесятые начались 20 августа 1968 года, закончились 10 ноября 1982 года. «Обмен» был напечатан через полтора года после подавления пражской весны. Автор скончался за полтора года до смерти Брежнева.
Трифонов – безоговорочно советский писатель. Он не мог отказаться от политического высказывания. Трифоновский «быт» и стал таким высказыванием.
Кредо семидесятых: молчи, занимайся собой. Собой, своими делами, понял? 

Что касается советской истории, то он принял официальную концепцию: добрые и честные люди («ленинцы») совершили революцию и победили в гражданской войне, а потом злые и подлые люди («сталинцы) уничтожили добрых и честных.
Трифонов оставался верным, любящим, тоскующим сыном своего расстрелянного отца – ленинца, которого уничтожили сталинцы. Понять, принять и вслух сказать, что в 1937 году старый пахан натравил новую банду на банду прежнюю – он не мог. И уж тем более не мог позволить себе вспомнить, что ленинская гвардия поубивала не меньше народу, чем сталинские соколы.
Ужасный парадокс: чтобы понять и сказать полную правду о «Доме на набережной» и его обитателях, Трифонову надо было бы стать Павликом Морозовым: осудить и обесславить своего погибшего отца. Но Павлики Морозовы не пишут хороших книг.
Писательская сила Трифонова именно в его исторической ограниченности, как сказал бы старый марксист Ганчук из «Дома на набережной».

Проницательный историк и талантливый писатель – разные профессии.
Я не согласен с Трифоновым политически и исторически.
Но я обожаю его как писателя. Недавно перечитал «Время и место» и снова поразился – ни одного пустого абзаца, ни одной проходной фразы.
И я очень рад, что он не стал историком или борцом, как Солженицын или Белинков.
Тогда бы у нас не было писателя Трифонова. 

Колонка на «Частном Корреспонденте»:
http://www.chaskor.ru/article/vremya_i_mesto_yuriya_trifonova_22769 

Comments

( 148 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
britmila
Mar. 28th, 2011 10:33 am (UTC)
"Обмен" отпечатался в моей памяти.
clear_text
Mar. 28th, 2011 10:56 am (UTC)
да. это была сенсация, кстати говоря.
papa_gen
Mar. 28th, 2011 10:45 am (UTC)
Трифонов вкусно писал. Не Алексей Толстой, конечно, не Шергин или Писахов, не тянул он до них, но писал вкусно и про обычных людей. Не высасывал из пальца симулякров, а просто описывал людей вокруг себя.

Его "Дом на набережной", вероятно, самая слабая его книга, ибо хитровыдуманая и несущая излишнюю смысловую (идеологическую) нагрузку.
dina_mag
Mar. 28th, 2011 10:47 am (UTC)
Нет, самая слабая все-таки "Студенты". Но "Дом на набережной" - это попытка переписать "Студентов".
(no subject) - papa_gen - Mar. 28th, 2011 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - mar_gel - Mar. 28th, 2011 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 28th, 2011 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - mar_gel - Mar. 28th, 2011 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 28th, 2011 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - papa_gen - Mar. 28th, 2011 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - mar_gel - Mar. 28th, 2011 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - papa_gen - Mar. 28th, 2011 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - mar_gel - Mar. 28th, 2011 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - papa_gen - Mar. 28th, 2011 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - mar_gel - Mar. 28th, 2011 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - papa_gen - Mar. 28th, 2011 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - mar_gel - Mar. 28th, 2011 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - papa_gen - Mar. 28th, 2011 11:47 am (UTC) - Expand
dinoza_yats
Mar. 28th, 2011 10:49 am (UTC)
До чего верно замечено. И не только в отношении Трифонова.
clear_text
Mar. 28th, 2011 10:55 am (UTC)
спасибо.
emmanuelle_cunt
Mar. 28th, 2011 10:50 am (UTC)
Странно, что те, кому уже исполнилось тридцать, не являются "современниками Трифонова"...

mar_gel
Mar. 28th, 2011 10:55 am (UTC)
Ну почему же... Мне тридцать пять, правда. Но знаю и люблю.
(no subject) - emmanuelle_cunt - Mar. 28th, 2011 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - mar_gel - Mar. 28th, 2011 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 28th, 2011 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 28th, 2011 10:55 am (UTC) - Expand
bormental_r
Mar. 28th, 2011 11:00 am (UTC)
Боюсь заслужить в вашем журнале репутацию зануды :-))), но Брежнев умер не 10 декабря, а 10 ноября 1982 года.

А с оценкой ТРифонова - стопроцентно согласен.
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:09 am (UTC)
это опечатка. Спасибо.
znanie
Mar. 28th, 2011 11:08 am (UTC)
Спасибо за текст.. очень созвучно.
Попытался дать прочитать Трфионова 14 летнему сыну и оказалось, что рука не поднимается, слишком долго объяснять реалии. "Торт тыкали вилкой и если он был несвеж, его уносили".
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:10 am (UTC)
О, это знаменитое место из "Дома на набережной".
(no subject) - znanie - Mar. 28th, 2011 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - alsterellie - Mar. 28th, 2011 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znanie - Mar. 28th, 2011 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alsterellie - Mar. 28th, 2011 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znanie - Mar. 28th, 2011 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 28th, 2011 05:43 pm (UTC) - Expand
lrudman
Mar. 28th, 2011 11:17 am (UTC)
целиком и полностью согласен с высказанным Вами, только я бы конец семидесятых поместил бы 10 НОЯБРЯ 1982, в день смерти "Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Дорогого Товарища Леонида Ильича Брежнева"
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:22 am (UTC)
да, я уже попросил исправить опечатку.
kdimitry
Mar. 28th, 2011 11:19 am (UTC)
Да.
Только недавно перечитывал.
Как это страшно, услышать: "Ты уже обменялся, обмен уже произошел.."
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:49 am (UTC)
да, помню эту фразу. Она была такая - ключевая. И в речи тоже.
Как сейчас бы сказали - "мем".
Как и про "торт несвеж".
loafer
Mar. 28th, 2011 11:19 am (UTC)
Спасибо! Очень интересная статья.

Можно один вопрос? В Вашей статье Вы пишете: "Но русский, а за ним и советский писатель не может только показывать, он непременно должен объяснять". Это непременное правило?
Мне показалось, что в Ваших рассказах Вы даже не претендуете на попытку объяснить.
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:23 am (UTC)
спасибо, я рад, что Вам понравилось.
наверное, я русский-внесовсетский писатель...
sadovnik40
Mar. 28th, 2011 11:20 am (UTC)
Я в те времена прочел, наверное, как и все, всего Трифонова. А сейчас понимаю, что все они в моей памяти перемешались, кроме "Нетерпения". Я увидел в нем самую большую крамолу, совсем новый взгляд на историю.

Ведь каждый имеет прово назвать "лучшего советского прозаика"? Для меня это Шукшин. Да, да, всего с одним томом рассказов. Вот уж где ни одной проходной фразы. Никто как он не показал русского человека, разъезжающегося как корова на льду между деревенским и городским укладом, а именно переход из деревни в город - главный процесс, происходивший в России, важнее даже, чем революции.
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:24 am (UTC)
каждый имеет такое право, конечно!
Шукшин очень хорош.
ozotova
Mar. 28th, 2011 11:25 am (UTC)
По "Другая жизнь" есть фильм - "Свой крест", а по "Обмену", кажется, была поставка в театре.
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:46 am (UTC)
Был снят фильм на Вильнюсской киностудии.
Смешно, но неудача его была не только из-за литовских имен и фамилий (сценарий переписали под вильнюсский колорит) - но еще и в том, что в те годы в Вильнюсе не было столь тяжелой обстановки с жильем, почти не было коммуналок. Поэтому вся сюжетная пружина оказалась искусственной.
(no subject) - alex_vinokur - Sep. 2nd, 2011 01:38 pm (UTC) - Expand
f_f
Mar. 28th, 2011 11:39 am (UTC)
Спасибо за статью, Трифонов - прекрасный писатель.
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:46 am (UTC)
Спасибо, я рад, что Вам понравилось.
alise84
Mar. 28th, 2011 11:46 am (UTC)
Да, "Обмен" шел на Таганке. Помню, герой там повторял: "Лена любит сайру, Лена любит сайру".
Моему отношению к Трифонову очень мешают его прочтения. Как-то все в интерпретация интеллигенции того времени получалось слишком просто: любишь Пастернака - хороший человек, любишь сайру - плохой. Пишешь об охранке - можешь изменять жене. Попробовала перечитать "Другую жизнь", было просто тяжело физически. Такое впечатление, что опять погружаешь в эту советскую мутную воду. А может именно этого тяжелого ощущения убивающего и развращающего времени Трифонов и хотел добиться?
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:48 am (UTC)
"любишь Пастернака - хороший человек, любишь сайру - плохой".
превосходно!
не знаю, не знаю. Думаю, он хотел добиться максимального жизнеподобия. И это у него получилось.
любишь сайру - плохой - ozotova - Mar. 28th, 2011 12:15 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - clear_text - Mar. 28th, 2011 12:16 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - alise84 - Mar. 28th, 2011 12:22 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - clear_text - Mar. 28th, 2011 12:28 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - alise84 - Mar. 28th, 2011 12:32 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - clear_text - Mar. 28th, 2011 01:04 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - alise84 - Mar. 28th, 2011 01:23 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - clear_text - Mar. 28th, 2011 05:44 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - alise84 - Mar. 28th, 2011 06:27 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - ozotova - Mar. 28th, 2011 12:32 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - alise84 - Mar. 28th, 2011 12:37 pm (UTC) - Expand
Re: любишь сайру - плохой - clear_text - Mar. 28th, 2011 01:05 pm (UTC) - Expand
haitl
Mar. 28th, 2011 11:50 am (UTC)
мне кажется излишним поминать Павлика Морозова. Сначала они сделали из него героя потом другие втоптали в грязь.А то что детей топором зарубили...это как то все тихо позабыли..
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:51 am (UTC)
Павлик Морозов - это как бы символ человека, предавшего отца.
Так же, к примеру, Калигула - символ жестокости и своеволия власти.
Никого уже не заботит, каковы были эти люди на самом деле.
(no subject) - haitl - Mar. 28th, 2011 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 28th, 2011 02:01 pm (UTC) - Expand
banda_pand
Mar. 28th, 2011 11:52 am (UTC)
да, правда. историческая проницательность убивает литературу, хотя я никогда до нынешнего момента не формулировала это для себя. хороший писатель не должен быть объективным. это все-таки удивительно, что достоинства должны произрастать из недостатков. вероятно, к историкам нужно предъявлять противоположное требование: они не должны быть хорошими писателями.
clear_text
Mar. 28th, 2011 11:54 am (UTC)
Спасибо, Катя!
Да, насчет историков Вы совершенно правы. Историк должен быть сухим занудой, иначе он начнет проявлять свои симпатии и страсти. А это уже не история. Роман, быть может.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 148 comments — Leave a comment )