?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

старая пошлая фраза

«УМЕРЕТЬ ОТ ЛЮБВИ»

Умереть от любви, из-за любви, ради любви. Что это?
Если по-настоящему: мальчик из рассказа Джойса «Мертвые», чахоточный, в сырой снежный вечер пришедший напоследок взглянуть на свою любимую и от этого умерший на сколько-то недель скорее.
Предельный вариант – это «Египетские ночи».

Более скромный, символический вариант – описанная Герценом любовница Кетчера: «я буду твоей служанкой, буду спать на коврике у твоей двери, только чтобы видеть тебя хоть изредка...»
Или совсем уже скромный, повседневный вариант – когда любящий посвящает свою жизнь любимому, лишаясь своих интересов, планов, просто кладя свою жизнь в фундамент жизни другого (правда, очень любимого) человека.
Но какие монбланы, какие эвересты гордости и самовлюбленности и даже садизма громоздятся в этих тихих жертвенных душах! И внезапное отмщение может быть ужасным (см. фильм Поланского «Горькая луна»).

А вот пример того, как женщина не умерла от любви: Авилова и Чехов. Она умела провести границу: вот столько – и все. «Я любила А.П., но и детей я любила, и мужа любила». «Врачи сказали, что завтра разрешат мне побыть с А.П. три минуты, не более - так он слаб. У меня поезд в Петербург. Я решила - если бы целый день с А.П., я бы рискнула репутацией жены и матери семейства, пошла бы на крупнейший скандал с мужем... но три минуты, всего три минуты - этого не стоят». И самая последняя фраза ее мемуарной книги: «Пропала жизнь!» - не о себе, а о Чехове. Это его жизнь пропала, по ее мнению. Он был нерешителен. Он хотел, чтобы его взяли. Вот и впутался в историю с Книппер, которая была хваткой теткой. А если бы он меня, Авилову, взял - то его жизнь была бы счастливой, а не пропала бы.

Счастье, однако, бывает и там, и тут. Там, где умирают от любви, и там, где рассчитывают последствия каждого шага.
Счастье, как и несчастье, живет повсюду. Давно сказано: если бы горы были горами бумаги, моря – морями чернил, и т.д., - этого не хватило бы, чтобы описать несчастье, существующее в мире.
Но с другой стороны: если бы горы были горами кисеи, а деревья – струганными палочками, - этого не хватило бы, чтобы наделать сачков и переловить все счастье, порхающее по миру.
Потому что Эрос и Танатос не могут друг без дружки. Так уж станцевалось в нашем мире.
Так и живем, рыдая и смеясь, целуясь и кусаясь.

Comments

( 139 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
al_magerit
Sep. 3rd, 2011 12:15 pm (UTC)
Mourir d'aimer у Азнавура, Moi je suis l'hiver au fond du café у Пиаф и прочие произведения французского шансона на тему "умереть от любви".... никогда их не понимала. ИМХО имхастое, что герои там умирают не от любви, а от позы, эгоизма и скуки :). От настоящей любви все-таки детей рожают чаще, чем умирают :).

Еще понятно "умереть от любви" - когда жертвуешь своей жизнью ради любимого (при условии, что ему это нужно), но так мы можем пожертвовать и ради случайного человека иногда. Большинство нормальных людей бросится в воду, если умеют плавать и видят, что тонет пусть даже незнакомый ребенок, и не будут особо (кроме совсем уж очевидных случаев типа стремнины или проруби) думать "а вдруг там водоворот, который и со мной справится". Те же нормальные люди будут спасать до последнего и свою женщину или своего мужчину. Тут никакой "любви" в человеческом и социально-эротичном понимании, просто элементарная совесть, долг перед Богом, инстинкт - можно назвать как хочешь, но оно у всех высокоразвитых животных есть. А все остальное - мишура и поза, имхо.

А ради любви как отношений стоит ЖИТЬ, и это самое трудное. Жить, когда хочется растечься и лечь, когда нет сил, когда сам бы давно залег на дно, а то и повесился, улыбаться, когда хочется плакать, прощать, когда хочется хлопнуть дверью, продолжать держать открытой душу, даже если ей больно... Только, конечно, это посложнее, чем красиво снять комнату в отеле и покончить с собой, как у Пиаф...
clear_text
Sep. 3rd, 2011 12:18 pm (UTC)
Да, Вы правы. Жить, а не умирать - это самое прекрасное, но и не самое легкое, кстати...
(no subject) - al_magerit - Sep. 3rd, 2011 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gudmunsdottir - Sep. 3rd, 2011 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - al_magerit - Sep. 3rd, 2011 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gudmunsdottir - Sep. 3rd, 2011 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mashabro - Sep. 3rd, 2011 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - al_magerit - Sep. 3rd, 2011 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - al_magerit - Sep. 3rd, 2011 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mishafurman - Sep. 3rd, 2011 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mishafurman - Sep. 3rd, 2011 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mishafurman - Sep. 3rd, 2011 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 05:39 pm (UTC) - Expand
gudmunsdottir
Sep. 3rd, 2011 12:16 pm (UTC)
счастье и несчастье у каждого разные. мое счастье для кого-то несчастье и наоборот.
кому-то в кайф помереть у порога любимого человека, скрутившись на половичке, кому-то неясно, нахрена оно надо, если и кроме любимого, но недорожащего тобой человека, есть большая, интересная жизнь.
главное, чтобы всем было хорошо. а там уж на половичке, или в гостиной - какая разница. главное, чтобы хорошо.
проблема, когда два счастья или два несчастья вступают в конфликт. вот тогда закавыка.
clear_text
Sep. 3rd, 2011 12:19 pm (UTC)
тогда закавыка, правда.
lenaswan
Sep. 3rd, 2011 12:17 pm (UTC)
А знаете, просто любови бывают разные. Иногда нежное нечто, которому хочется читать стихи или от которого слушать стихи - существует наравне с уютным ласковым другим, которое хочется просто беречь, - но и в этот же момент - с бурями совершенно других восторгов. И ИМХО это сосуществуемо - просто конечно всегда спокойнее когда всё проще. Но интереснее ли?
clear_text
Sep. 3rd, 2011 12:19 pm (UTC)
"а кто Вам обещал, что будет интересно?" (с)
(no subject) - lenaswan - Sep. 3rd, 2011 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenaswan - Sep. 3rd, 2011 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 12:55 pm (UTC) - Expand
mszappata
Sep. 3rd, 2011 12:22 pm (UTC)
А вот когда-то говорилось:
"Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг?" (с)
clear_text
Sep. 3rd, 2011 12:49 pm (UTC)
да. Правда.
(no subject) - mszappata - Sep. 3rd, 2011 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mszappata - Sep. 3rd, 2011 01:01 pm (UTC) - Expand
mussi_pussi_my
Sep. 3rd, 2011 12:23 pm (UTC)
У Поланского отмщение было внезапным только для героя.А уж героиня то еще как заслужила быть отомщенной.
Спасибо за текст.Очень пронзительно,особенно о Чехове.
clear_text
Sep. 3rd, 2011 12:50 pm (UTC)
Рад, что Вам понравилось.
Впрочем, ее отмщение было заложено уже в их "ролевых играх".
lissa_lena
Sep. 3rd, 2011 12:31 pm (UTC)
Последние мои открытия, связанные с любовью, связаны с чтением Януша Вишневского. Я не скажу "Вау!" от литературного, я сважу "Вау! И так бывает?!". Люди мучают себя ради призрака, который считают "любовью", но они испытывают счастье при этом. Загон в иллюзии, в сеть, виртуальность. Очень хочется чтобы дети все-таки не узнали, что "Одиночество в сети" -это реально бывает.
mashabro
Sep. 3rd, 2011 12:50 pm (UTC)
к этому времени детям еще и не то напишут какбэ писатели вроде Вишневского.
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
Какбэ детям, ага. - nomad_frog - Sep. 3rd, 2011 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lissa_lena - Sep. 3rd, 2011 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 02:51 pm (UTC) - Expand
_leroy_
Sep. 3rd, 2011 12:43 pm (UTC)
Роль любви в жизни человека вообще преувеличена.
clear_text
Sep. 3rd, 2011 12:51 pm (UTC)
ну, не может быть! По-моему, даже наоборот, преуменьшена.
(no subject) - sachok_2 - Sep. 3rd, 2011 01:07 pm (UTC) - Expand
Любовь бывает разная, - nomad_frog - Sep. 3rd, 2011 01:09 pm (UTC) - Expand
Re: Любовь бывает разная, - _leroy_ - Sep. 3rd, 2011 01:18 pm (UTC) - Expand
Re: Любовь бывает разная, - _leroy_ - Sep. 3rd, 2011 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Sep. 3rd, 2011 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Sep. 3rd, 2011 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - messala - Sep. 3rd, 2011 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 07:48 pm (UTC) - Expand
mashabro
Sep. 3rd, 2011 12:47 pm (UTC)
Современный человек с презрением относится к романтической любви и прошлым героям, поскольку это подразумевает жертву. Ну, мы же умнее, да! Поэтому удобней думать, что это все призрачные иллюзии, болезнь сознания.
Вместо этого есть тягучий эрзац "отношений", а любовник становится партнером, а героем будет рефлектирующий трус.
clear_text
Sep. 3rd, 2011 12:51 pm (UTC)
это ужасно! Не верю, что так будет. Не хочу верить.
lbertarian
Sep. 3rd, 2011 01:01 pm (UTC)
последняя фраза напомнила, как "Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус"
clear_text
Sep. 3rd, 2011 01:08 pm (UTC)
бедные мы все. Включая мышей.
(no subject) - maria_nesterova - Sep. 3rd, 2011 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_nesterova - Sep. 3rd, 2011 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 05:11 pm (UTC) - Expand
ostrovokvox
Sep. 3rd, 2011 01:03 pm (UTC)
в итоге - не Шекспир, а поваренная книга
clear_text
Sep. 3rd, 2011 01:09 pm (UTC)
бывают такие итоги, что поваренная книга Шекспиром покажется.
nomad_frog
Sep. 3rd, 2011 01:06 pm (UTC)
О, умереть от любви - это просто.
Отто уже поверь говорящему это от Имени Белого Хозяина, побывавшего в своё время в Серой Зоне, ага.

Он, конечно, не Ленин Сирано д'Бержерак, но что-то эпическое в этом есть :\
clear_text
Sep. 3rd, 2011 01:09 pm (UTC)
Re: О, умереть от любви - это просто.
Верю, верю!
alise84
Sep. 3rd, 2011 01:44 pm (UTC)
А по-моему,умереть можно без любви, от нелюбви, от потери любви. А от любви - нет.
clear_text
Sep. 3rd, 2011 02:52 pm (UTC)
есть и такое мнение. Но умирающий от потери любви все равно скажет, что умирает от любви.
yanka_f
Sep. 3rd, 2011 01:51 pm (UTC)
А я этого фильма Поланского не видела! Спасибо за наводку!
clear_text
Sep. 3rd, 2011 02:53 pm (UTC)
посмотрите. Хотя чуточку похоже на учебник психоанализа - но все равно очень хороший фильм.
dersin
Sep. 3rd, 2011 01:58 pm (UTC)
Как правильно заметил Шарль Моррас (" Les Amants de Venise", о романе Жорж Санд и А. де Мюссе), для философов Античности любовь привлекательной не была - демон, болезнь, которой переболеть надо и перейти к действительно серьезному делу - политике.
Романтики приучили публику "любить любовь" с печальными последствиями. Стоит лишь сравнить "Вертера" Массне, где герой таки от любви умирает, и "Так поступают все женщины" Моцарта-Да Понте, за сто лет до Вертера, где герои остроумно разыгрывают смерть от избытка любви, дабы наивных девиц побыстрее соблазнить!
clear_text
Sep. 3rd, 2011 02:54 pm (UTC)
вообще концепция приятная. Но в античности не все так было просто насчет любви. Там тоже ее любили.
hungarianl
Sep. 3rd, 2011 02:24 pm (UTC)
Строго говоря, жениться ему следовало БЫ не на Лидии Алексеевне, а на Лидии Стахиевне. Вот где резвились друзья Эрос и Танатос.
clear_text
Sep. 3rd, 2011 02:55 pm (UTC)
мне она (Стахиевна) не нравится. Рожа противная. Примерно как у Книппер. А вот Авилова - "роскошная женщина".
(no subject) - hungarianl - Sep. 3rd, 2011 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hungarianl - Sep. 3rd, 2011 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 3rd, 2011 03:54 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 139 comments — Leave a comment )