?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПОНУЖДЕНИЕ К БЕССРЕБРЕНИЧЕСТВУ?

В прошлом посте возникла небольшая путаница со словом «бессребреник».
Некоторые мои друзья подумали, что речь идет о каком-то особом аскетизме, чуть ли не нищете, в которую человек сознательно и принципиально себя загнал. «И пища ему была акриды и дикий мед».

Да нет, разумеется!
В данном контексте «бессребреник» означает «врач, который не старается непременно стрясти с пациента деньги».
А кстати говоря – о герое статьи Юрия Роста, профессоре Францеве.
Мне кажется, что зарплата завотделом крупнейшей клиники, профессора и доктора наук (наверное, он что-то получал и за преподавание, за аспирантов) – была, по меркам 1970-80-х – очень даже высокой.
И скорее всего, ему вполне хватало 600-700 руб/мес (особенно учитывая, что квартира была «от государства», а квартплата в те времена была не более 20 руб/мес). Не исключено, что у него была служебная машина. Ко всему прочему, он был лауреат Государственной премии.
Совсем не удивительно, что человек с таким высоким социально-материальным уровнем не брал у больных «конвертики».

Мне скорее удивительно другое – что немало людей с таким же или даже более высоким социально-материальным уровнем – брали с пациентов большие деньги.
А на эти деньги скупали антиквариат, брильянты и норковые шубы – ибо в СССР никакого другого легального применения «сверхдоходам» не было.
А нелегально? Ну, в самом деле, не станет же академик медицины вкладывать деньги в подпольный цех, где ткут коврики с лебедями?
А больше ничего нельзя было.
Ну, «дали» академику квартиру в четыре комнаты. Но ни за какие деньги он не мог раздобыть себе квартиру в десять комнат. И вторую, кооперативную – тоже нельзя, он же «обеспечен жилплощадью».
Дача? Тоже ограничения. Помнится, для новых строений 64 м2 полезной площади: 8х8, проще говоря. Второй этаж – в виде неотапливаемой мансарды. Да, были старые большие дачи, пожалованные еще Сталиным. Но – пристройки, достройки или тем более второй дом на том же дачном участке – стало можно только с 1988 года.
Дорогой автомобиль? «Волга» по разнарядке. И не смешите про иномарки.
Экзотические путешествия, изысканный отдых, дорогие развлечения – для этого наша страна была мало оборудована. За границу – не больше двух раз в год (один раз в соцстрану, один – в капстрану; обмен валюты очень ограничен).
Поэтому алчные люди вытряхивали деньги из конвертиков и скупали хрусталь, меха и драгоценности. Что, конечно, глупо до безумия, имея в виду и сомнительную ликвидность подобных активов, и «в гроб с собой не положишь».

То есть было какое-то социальное понуждение к бессребреничеству.
Бытие, конечно, определяет сознание.
Но сознание с этим не мирится.

В результате мы получили безумства нуворишей.
И еще сильнее полюбили бессребреников старой закалки.

Comments

( 90 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
artischok
Nov. 21st, 2012 03:57 pm (UTC)
Какой же Вы всё-таки романтик...
Безумные нувориши совсем не дети и внуки уважаемого профессора, думается мне.
Профессорские дачи совершенно не стояли на 6 сотках, уверяю Вас, это у ткачих и токарей такие садовые участки были. А уакадемиков были академические дачи, совсем неплохие.
Были и "Мерседесы" у того, кто хотел, просто профессору не надо было этого, ни к чему. Служебная машина была.
Академические пайки выдавали еженедельно, кстати, этим, правда супруга или домработница занималась.
Профессор жил почти при коммунизме и думать о всяких глупых хрусталях ему было ни к чему.
Кстати, совали конверты, было дело, но совали часто по доброте душевной, не академикам, а простым врачам. И редко кто вымогал тогда эти конверты. Сами давали. И я бы дала человеку, который меня вылечил, зная, что у него зарплата 120р.
clear_text
Nov. 21st, 2012 04:10 pm (UTC)
я, конечно, романтик. Но про 6 соток я не пишу. Я знаю, какие были академические (и писательские, и художнические) дачи. Они были по нынешним временам совсем скромные.
Мерседесов было полтора десятка на Москву, и почти все - подержанные. Вы думаете, только 15 человек во всей Москве хотели бы ездить на Мерседесе? Академические пайки перестали выдавать еще при Хрущеве. Насчет коммунизма - это сильное преувеличение. Оно если касалось академиков, то может быть, двух десятков человек главных оборонщиков.
А фраза "профессор жил при коммунизме" - это вообще странно слышать. У нас на филфаке было минимум 30 профессоров и два членкора. Ходили в костюмах с лоснящимися локтями и приносили из дому бутерброды. У некоторых были именно 6 соток, а у большинства - вообще ничего. Не путайте рядового профессора со знаменитым академиком, директором НИИ, членом президиума и т.п. Поскольку были и скромные академики, без чинов и должностей. Кстати, тогда (в СССР) действительнх членов АН СССР было чуть более ста (100!) человек...
Но Вы, к сожалению, не услышали, о чем я.
Я о том, что - несмотря на "понуждение к бессребреничеству" - очень многие ни в чем не нуждающиеся люди все-таки очень любили дензнаки, хотя и не могли их с толком потратить.
А сильнее всего "понуждение к бессребреничеству" ударило не по профессорам, а по активным и разворотливым людям.

Edited at 2012-11-21 04:11 pm (UTC)
(no subject) - artischok - Nov. 21st, 2012 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 21st, 2012 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 21st, 2012 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 21st, 2012 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 21st, 2012 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 22nd, 2012 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - borhud96 - Nov. 21st, 2012 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 21st, 2012 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Nov. 21st, 2012 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 21st, 2012 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iz_chicago - Nov. 21st, 2012 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuryper - Nov. 21st, 2012 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 22nd, 2012 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - iz_chicago - Nov. 22nd, 2012 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - artischok - Nov. 23rd, 2012 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 09:02 am (UTC) - Expand
naranja_naranja
Nov. 21st, 2012 04:17 pm (UTC)
Да, я тогда тоже выходит неверно поняла. И да, тогда я знаю немало таких людей. Вот к примеру педиатр моего сына, мануальный терапевт, который лечит всю нашу семью, моя мама - учитель в госшколе и т.п. Все они получают вполне достойные деньги за свой труд, действительно стремятся к максимально возможному профессионализму, не вытягивают деньги и делают свое дело с душой и сердцем. Да и еще много я таких знаю в общем-то. Хуже того - в моем круге общения это скорее норма, а не исключение, к счастью.
clear_text
Nov. 21st, 2012 04:19 pm (UTC)
ну, конечно, это хорошо - то, о чем Вы написали.
Но хорошо ли этакое государственное, институциональное "понуждение к бессребреничеству" - я сам не знаю.
weerstrass
Nov. 21st, 2012 04:36 pm (UTC)
Да! Точно. И все разложено по полочкам.
Так и было.
clear_text
Nov. 21st, 2012 04:39 pm (UTC)
Спасибо!
alpolish
Nov. 21st, 2012 04:54 pm (UTC)
Да, антиквариат был хорошей нишей, но, к сожалению, весьма небезопасной.
В любой момент к коллекционеру могли заглянуть люди в штатском и вежливо попросить продать вещицу, которую хотелось бы иметь, допустим, Алексею Николаевичу Косыгину, а не то... И приходилось продавать за копейки.
Но были истории и пострашнее.
clear_text
Nov. 21st, 2012 05:00 pm (UTC)
были, были...
Поэтому умные люди покупали недорогой и не очень ценный антиквариат.
rrrr
Nov. 21st, 2012 05:03 pm (UTC)
"социальное понуждение к бессребреничеству"

Не согласен. Все познается в сравнении. Бывал я на дачах в Николиной горе; почти гектар леса, дом с дюжиной гостевых комнат, бар и холодильник о которых только мечтать. Зачем мерсы, когда даже копейки светились новой резиной, покраской и фарами. Один водитель рассказал, что и "начинка" шестерки его хозяина любому мерсу фору даст.
И это были все приличные интеллигентные люди. Но вот откуда берутся средство на выкапывание бассейна на даче было неясно.
Это я всё к мерседесам. Как говорил один кот попугаю, "Нас и здесь неплохо кормят".
clear_text
Nov. 21st, 2012 05:17 pm (UTC)
да... На николиной в 1970-х дома с дюжиной гостевых комнат? чуточку преувеличиваете, а?
(no subject) - rrrr - Nov. 23rd, 2012 05:54 pm (UTC) - Expand
borhud96
Nov. 21st, 2012 05:04 pm (UTC)
Советские люди не подозревали, что в СССР возможна мафия, проститутки и капитализм.
Однако, мир живет по общим правилам. Не надо навязывать самоограничения и скромность.
Свобода бывает уродливой, но это лучше, чем несвобода (гы!)
В защиту постсоветских нуворишей - при некоторой специфике, их безумства вполне схожи с безумствами нуворишей западных.
clear_text
Nov. 21st, 2012 05:18 pm (UTC)
самое смешное, что в СССР была мафия и капитализм (с 1965-го примерно) - а проститутки были всегда-всегда.
(no subject) - borhud96 - Nov. 21st, 2012 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 09:39 am (UTC) - Expand
_leroy_
Nov. 21st, 2012 05:35 pm (UTC)
Слово "понуждение" ассоциируется у меня с Медведевым и войной "8 -8 - 8".
clear_text
Nov. 21st, 2012 05:37 pm (UTC)
правильно ассоциируется.
andanton
Nov. 21st, 2012 05:46 pm (UTC)
Полностью со всем согласен. Однако вот что странно: уже изменились времена. Уже можно вкладывать. А хапуги все равно скупают золото, хрусталь, брилианты. Зачем? Зачем им это нужно??? Я очень стремлюсь к деньгам. Но я бессребренник. В том смысле, как вы написали. Как только мне хватает денег, я останавливаюсь. В бизнес вкладывать еще интересно, а в обстановку - нисколько. И тех, кто складывает драгоценности в ящик, я не понимаю. Мотивация таких поступков мне неясна.
clear_text
Nov. 21st, 2012 05:56 pm (UTC)
мне тоже неясна. Я думаю, это какие-то глубокие психологические проблемы.
(no subject) - niavikris - Nov. 21st, 2012 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - blogo_go - Nov. 22nd, 2012 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - zimopisec - Dec. 4th, 2012 08:14 am (UTC) - Expand
ex_juan_gan
Nov. 21st, 2012 06:12 pm (UTC)
В Эстонии на пристройки и достройки смотрели сквозь пальцы.
helenb17
Nov. 21st, 2012 06:20 pm (UTC)
А вот интересно, кто-нибудь лично сталкивался в советские времена с профессионалом, который бы еще и с удовольствием в карман конвертик клал? Именно профессионалом, а не просто трудовой единицей с хорошей по тем временам зарплатой. Про работников автосервиса, чур, не писать))))








(Deleted comment)
(no subject) - helenb17 - Nov. 21st, 2012 06:45 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
murskij
Nov. 21st, 2012 06:39 pm (UTC)
аякжеж! уже сколько лет пытались, да так почему-то и дошли.))
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - murskij - Nov. 22nd, 2012 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - borhud96 - Nov. 21st, 2012 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - zimopisec - Dec. 4th, 2012 08:15 am (UTC) - Expand
helenb17
Nov. 21st, 2012 06:39 pm (UTC)
Я думаю, что все просто. Настоящий профессионал будет делать свою работу хорошо вне зависимости от размеров его зарплаты. По-другому он просто не умеет. Утопия, правда?
clear_text
Nov. 22nd, 2012 09:02 am (UTC)
нет, не утопия.
(no subject) - helenb17 - Nov. 22nd, 2012 11:03 am (UTC) - Expand
boltatel
Nov. 21st, 2012 06:40 pm (UTC)
Я не скупаю золота с бриллиантами, но могу понять "хапуг". Сбережения в рублях, будь то на книжке или в кубышке, могли обесцениться в любой момент (и обесценились в начале 90-х). Доллары - статья. А золото и бриллианты стоили дорого во все времена и при любой погоде.

Что касается мехов, покупаемых жёнам, стоит ли осуждать женщин за стремление одеваться красиво, а не в советский ширпотреб? Да, покупали меха, покупали втридорога у фарцовщиков западные джинсы (это больше для дочерей), как-то доставали французскую косметику. Всё это называлось вещизмом.

(Кстати, вы ещё забыли филателию. Она была одновременно хобби и способом вложить деньги - сколько угодно денег.)

Edited at 2012-11-21 07:11 pm (UTC)
clear_text
Nov. 22nd, 2012 09:03 am (UTC)
филателия, нумизматика, собирание книжных раритетов - в раздел "антиквариат".
mishafurman
Nov. 21st, 2012 06:49 pm (UTC)
Как я уже писал, то, что Вы пишете предельно похоже на советскую ... пожалую не пропоганду, а квинтэссенцию советской морали. Конечно в этом есть своя доля истины - иначе бы коммунизм, и все близкие к нему лево-социалистические течения не были бы столь популярны.
Соглашусь я, кажется, только с однимЖ словом "непременно" в фразе «врач, который не старается непременно стрясти с пациента деньги». Собственно я уверен, что подобное - обещание оказывать помощь независимо от возможности получить с пациента деньги - входит в законы и кодексы врачей.
Врач - вообще, несколько специальный случай и - тайная и противозаконная передача конвертов врачам, работающим в бесплатных больницах в советские времена (сам не наблюдал, но неоднократно слышал) - конечно непривлекательна. Как и многое другое существующее в этом мире - скажем существование бедных и нищих.
Но:
- считать деньги в чужих карманах и решать кому сколько надо - типично советско-коммунистическая черта. А также
- считать, что деньги полученные с кого-то за товары или услуги - это чуть ли не кража. Деньги должны были платиться (и так было в большинстве случаев) государством в кассе, почти независимо от того, насколько хорошо и/или успешно человек работает и - кстати - государство очень следило, чтобы никто не получил бОльше, чем ему положено! Я, например, в свободное время преподавал - и получать за это нормальные деньги (1/2 ставки старшего переподавателя) я смок официально только после того, как получил кандидатскую степень и директор моего института подписал ходатайство о подобном разрешении которое потом утвердили в академии наук.

Другая крайность (скажем, врач не подходящий к мечающемуся дольному, у которого нет денег) так же отвратительна - безусловно. В цивилизовнном мире принято нечто среднее: давать людам возможность получать деньги за их работу (не "зряплату", как говорили в СССР) и, при этом, помогать бедным и нищим.

Замечание: Очерк Ю. Роста я не читал: прочту обязательно кагда будет время. Так что комментирую я Вас. И - прстите за некоторую возможную резкость - совершенно не имею в виду на Вас нападать. Просто некоторая резкость позволяет точнее изложить суть того, что хочется сказать.

С другой стороны - это выглядит как вечный спор между "левыми" и "правыми".... На мой взгляд обе крайности отвратительны, хотя и по разному. Н я всеже безусловно более "правый", чем левый - и многое в Ваших словах меня задело
clear_text
Nov. 22nd, 2012 09:05 am (UTC)
да я ничего не пропагандирую - это "этнография и антропология" всего лишь.
(no subject) - mishafurman - Nov. 23rd, 2012 01:51 am (UTC) - Expand
alise84
Nov. 21st, 2012 07:50 pm (UTC)
А я помню как в конце семидесятых наши соседи просушивали на балконе несколько мужских габардиновых пальто, пыжиковые шапки и женские шапки из норки. Все одинаковые. Разнообразия не было, а копить хотелось, вот они в конкурентной борьбе выдирали талон на шапку или пошив пальто и потом счастливые волокли в дом очередной трофей.
yuryper
Nov. 21st, 2012 11:22 pm (UTC)
Такие приобретения выполняли функцию не помещения денег, а доказательства престижа. И тут главным было не "пошел в магазин и купил", а "достал". Именно в конкурентной борьбе за то, что давалось отнюдь не всем.
(no subject) - alise84 - Nov. 22nd, 2012 02:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuryper - Nov. 22nd, 2012 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuryper - Nov. 22nd, 2012 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuryper - Nov. 22nd, 2012 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Nov. 22nd, 2012 09:05 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 90 comments — Leave a comment )