?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

а что у нас на сладкое?

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

- Страшное дело самовар. Или абажур. Вообще уют домашний, - вдруг сказал химический король Иван Иванович Н.
Он сказал это одному российскому экономическому журналисту. Разговор состоялся в известном немецком ресторане, где на гербе бежит лиса, есть такой в Шварцвальде. У Иван Иваныча был дом сравнительно недалеко – «четыре версты в гору», сказал он и махнул рукой куда-то неопределенно влево, где была как раз не гора, а равнина.
Журналист брал у него большое интервью. После всех инвестиций и реконструкций речь все-таки зашла о новом заводе, который Иван Иванович пять лет назад построил в крупном сибирском городе – и там был грандиозный скандал с вредными выбросами. Были суды, пикеты, фотографии желтого снега, ужасные цифры роста заболеваний, экологи приковывали себя к воротам, даже, кажется, вмешался Гринпис – но Ивану Ивановичу удалось отвертеться. Не только отвертеться, но и продолжать «убийство города и природы», как выражались в газетах.
Поэтому журналист не мог не задать этот вопрос, хотя понимал, что собеседнику это будет неприятно.

Однако Иван Иваныч безо всякого смущения ответил, что все суды он выиграл и не видит никакого повода волноваться. Ни для себя, ни для прессы.
- Минуточку, - сказал журналист. – Конечно, можно подходить к делу чисто формально. Но загрязнение воздуха продолжается?
- Продолжается, - кивнул Иван Иваныч. – Но я ничего не могу поделать. Такова технология. Как говорят в кино, «это бизнес, ничего личного». У меня нет цели отравить побольше людей, надеюсь, это ясно. Но переносить производство в безлюдный район – у меня нет таких средств. Закрывать? Абсурд!
- Сейчас вы скажете, что это завод нужен стране…
- Нет, не скажу. Этот завод нужен мне. Мне лично.
- Вам лично? Зачем? – изумился журналист.
- Как то есть зачем? – ответно изумился Иван Иваныч. – Для денег! Вы, конечно, можете спросить, зачем мне столько денег, нельзя ли закрыть этот завод… Можно и закрыть. Но зачем?
- На Западе, - сказал журналист, – есть такой принцип бизнеса…
- Социальная ответственность, что ли?
- Нет. Шире. Citizenship. Гражданственность. Ответственность перед страной и народом, извините за пафос.

И вот тут Иван Иваныч вдруг сказал про абажур и самовар.
- Страшное дело самовар, - сказал он. – Или абажур. Вообще уют домашний. Жена в халатике. На плите что-то булькает. Дети рядышком бегают. Благодать!
Вздохнул и замолчал.
- Простите… - не понял журналист.
- Сейчас, - сказал Иван Иваныч, полез в карман за носовым платком, промокнул глаза и продолжал:
- Моего прадедушку раскулачили в тридцать четвертом. Выкинули из дому. Ведут его, значит, два чекиста по деревне. Он кричит: «Православные! Люди! Кто в Бога верует! Спасите!» А в окнах, видит, кто-то сидит и чай пьет из самовара. Кто-то на крыльце возится и головы не поднимает. Это он сыну своему рассказал. Моему дедушке. Ни один человек не заступился. У всех свои дела. А в ссылке еще круче было. Жрать нечего, и никто корочкой не поделится – это ж враг народа! Ладно. А потом репрессировали моего деда, выселяли на сто первый километр моего отца, и даже меня исключали из института за перепроданные пять пар джинсов. И никто не заступился. Потому что каждому надо было сохранить покой и благополучие. Свой, фигурально выражаясь, самовар с абажуром, и с женой в халатике, и чтоб на плите булькало… Вот такая, извините, гражданственность. Вы знаете, я не осуждаю. Я их понимаю. У каждого своя жизнь, и он не обязан рисковать своим благополучием ради чужого человека. Ведь вы их понимаете? – сказал Иван Иванович, и, не дожидаясь ответа, продолжал: – Тогда поймите и меня. Я не обязан рисковать своими деньгами, я не обязан уменьшать свой доход ради неизвестно кого…
- Это не неизвестно кто, - вдруг серьезно сказал журналист. – Это народ, извините.
- Зачем извиняться? – воскликнул Иван Иванович. – Да, конечно, это народ. Красивое слово! Так вот: в свое время народ ни разу не заступился за меня и мою семью. Почему я сегодня должен заступаться за народ? У меня тоже есть свой самовар-абажур, и жена в халатике, и на плите булькает, и хватит об этом.
- Не сравнивайте, - сказал журналист. – Это простые люди. А вы человек огромного богатства и влияния.
- Как говорят французы, «chacun pour soi et Dieu pour tous», – сказал Иван Иванович. – А я не Бог. Почему я должен быть за всех?

Журналисту на какой-то миг захотелось встать и сухо попрощаться, но тут принесли сладкое.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
gennadydobr
Sep. 25th, 2016 11:05 am (UTC)
Написано мастерски. Не хочешь видеть второй план - не видишь ))
clear_text
Sep. 25th, 2016 11:53 am (UTC)
спасибо Вам.
radiotv_lover
Sep. 25th, 2016 11:24 am (UTC)
Я правильно понял, что канцерогенный завод был построен рядом с деревней, откуда уводили дедушку?
Или в ту деревню он просто послал килдлеров?
clear_text
Sep. 25th, 2016 11:52 am (UTC)
у меня такой мысли не было. А как там на самом деле, не знаю.
(no subject) - radiotv_lover - Sep. 25th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Sep. 25th, 2016 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Sep. 25th, 2016 03:47 pm (UTC) - Expand
Re: Не скажите - clear_text - Sep. 25th, 2016 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Sep. 25th, 2016 03:25 pm (UTC) - Expand
Re: Визит старой дамы - clear_text - Sep. 25th, 2016 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lion_casserole - Sep. 25th, 2016 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igorilla - Sep. 25th, 2016 06:03 pm (UTC) - Expand
muzil
Sep. 25th, 2016 11:30 am (UTC)
Догвиль?
clear_text
Sep. 25th, 2016 11:53 am (UTC)
ну в некотором очень обобщенном смысле...
kurchatkinanato
Sep. 25th, 2016 11:35 am (UTC)
Отличная притча, Денис! Со многими выходами на размышления. Просто отличная.
clear_text
Sep. 25th, 2016 11:51 am (UTC)
спасибо, Толя!
onlylili
Sep. 25th, 2016 11:44 am (UTC)
прекрасный, хоть и печальный, рассказ!
clear_text
Sep. 25th, 2016 11:53 am (UTC)
спасибо Вам
regent
Sep. 25th, 2016 11:55 am (UTC)
Сильно.
И финальный выстрел хорош. Наповал.
clear_text
Sep. 25th, 2016 12:14 pm (UTC)
спасибо, рад, что оценили.
(no subject) - regent - Sep. 25th, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Sep. 25th, 2016 03:59 pm (UTC) - Expand
livelight
Sep. 25th, 2016 12:22 pm (UTC)
Всё же действие и бездействие тут неравноценны. Насилуемый властью народ не заступился перед чекистами за насилуемого ими человека, не поставил себя под дополнительный удар - это бездействие. Травить город - это действие.
linia_o
Sep. 25th, 2016 01:46 pm (UTC)
Ну если так разобраться - он травит не город, а воздух (да и то это не цель, а побочка). А оставаться в городе и дышать им, или собрать вещи и уехать - выбор каждого жителя. Выбор так себе, но у его дедушки и такого выбора не было.
kacnep37
Sep. 25th, 2016 12:30 pm (UTC)
То есть хозяева химзаводов с нерепрессированными дедушками обязаны быть "гражданственными"! Или придумать другую отмазку.
clear_text
Sep. 25th, 2016 03:57 pm (UTC)
они обязательно придумают.
markron
Sep. 25th, 2016 12:36 pm (UTC)

мощно)

clear_text
Sep. 25th, 2016 03:57 pm (UTC)
Спасибо большое.
elshanec
Sep. 25th, 2016 12:38 pm (UTC)
про "сладкое" особенно хорошо.
Ваша последняя книга появилась в электронном формате?
clear_text
Sep. 25th, 2016 03:57 pm (UTC)
рад, что оценили!
carmody56
Sep. 25th, 2016 12:50 pm (UTC)
- Ребе, как может быть, что и он прав, и он прав?
- И ты прав...
clear_text
Sep. 25th, 2016 03:57 pm (UTC)
похоже на то...
llobba
Sep. 25th, 2016 01:04 pm (UTC)
У Галковского сегодня на похожую тему:
"Во-вторых, совершенно не понимается реакция населения на эту вакханалию насилия. Те, кто являлись объектами деятельности чекистов (обеспеченные жители городов и мидлькласс) на протяжении двухсот лет жили в цивилизованном правовом государстве. У них не было навыков обороны от бандитских налётов. Это не буры и не пионеры американского фронтира. Поэтому даже кадровые военные вели себя удивительно наивно. Даже в конце гражданской войны белые офицеры сами с вещами пришли в ЧК, где их аккуратно расстреляли. Потому что это было распоряжение властей: в газетах поместили объявление, что офицеры должны зарегистрироваться для получения документов и денежного пособия. У людей даже после трех лет гражданской войны не укладывалось в голове, что распоряжение властей можно игнорировать и более того, игнорировать надо.

То есть люди в ЧК всё честно рассказывали. В 1918-1921 это было всё равно (убьют и так и так), далее обыватели сами себе писали приговоры, выполняя за товарища следователя (часто малограмотного) его работу. Так, например, в 1926 году Михаил Булгаков честно как на духу всё объяснил про себя следователю ГПУ. И в землю закопал и надпись написал. И ещё потом шёл домой и думал: «Они теперь понимают, что я честный человек, у меня никаких замыслов против советских нет».

Последней генерацией непуганых идиотов стали «люди тридцать седьмого года», жаловавшиеся своему психоаналитику следователю на то что «товарищ Сталин ничего не знает» и надеющиеся услышать из его уст слова утешения с последующими взаимными рыданиями и выпуском на свободу.

То есть урка из медельинского картеля одевал форму полицейского и беседовал с потенциальной клиентеллой. А обыватели не видели его реальную деятельность и тем более послужной список (грабежи и ходки). Они видели полицейского. Который «должен разобраться»."
clear_text
Sep. 25th, 2016 03:58 pm (UTC)
очень точно.
julia_monday
Sep. 25th, 2016 01:26 pm (UTC)
Ну а когда Иван Иваныча поведут, то не только спасать, а еще злорадствовать будут: "Ага, это тебе за отраву! И за деньги! И вообще!"

Нет, я не сторонник новой революции. Просто вот так оно... веками.
clear_text
Sep. 25th, 2016 03:58 pm (UTC)
Да. Вот так оно веками.
hardsign
Sep. 25th, 2016 01:51 pm (UTC)
И главное, будь ты хоть богом, не поймёшь, кто прав, и как на самом деле надо...
clear_text
Sep. 25th, 2016 03:56 pm (UTC)
точно.
grihanm
Sep. 25th, 2016 03:00 pm (UTC)

Не, сейчас это не так. Сейчас так: а где ваши доказательства загрязнения? Нет никакого загрязнения! Ты что, за майдан? Пиндосам продался, либераст?

clear_text
Sep. 25th, 2016 03:56 pm (UTC)
о! именно!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 57 comments — Leave a comment )