ДХАММАПАДА
Приятель дал мне почитать «Дхаммападу» в академическом издании 1960 года - были такие книжки в черных переплетах, серия называлась «Памятники литературы народов Востока.
Прочитал. Несу отдавать. Договорились внутри метро «Белорусская-радиальная», у первого вагона к центру. В восемь вечера. Ну, без четверти восемь схватил книгу, «Дхаммападу» эту самую, и помчался к метро. Дворами пошел – я тогда жил на Скаковой улице, десять-пятнадцать минут до метро. Был примерно 1976 год.
Примчался, сую руку в карман - и вижу, что надел не ту куртку. Карманы пустые. Батюшки! И назад бежать поздно. А пятачка нет. Все карманы обшарил - нет. Стал просить у людей, которые идут к турникетам. Сначала развязно: «Девушка, подарите молодому человеку пятачок». Потом серьезно: «Прошу вас, выручите пятью копейками». Потом жалобно: «Помогите, пожалуйста, дайте пять копеек, оказался в безвыходном положении».
Никто не откликается. Отворачиваются и убыстряют шаг.
Оглядываюсь.
Рядом с кассами, чуть в сторонке, стоит интеллигентного вида мужчина с бородкой, читает иностранную книжку в яркой обложке, вроде Агаты Кристи. Наверное, ждет кого-то. Я к нему. Долго уговаривал. Честно рассказал, в чем дело. Сообразил, что мой друг внизу даст мне пятачок, и, если этот человек простоит еще хотя бы пять минут, я поднимусь и отдам ему долг. Он молча меня слушал, потом оглядел с ног до головы, равнодушно улыбнулся и покачал головой.
Тогда я подбежал к контролерше, рассказал о своей беде, и она меня тут же пропустила.
Ну, внизу я отдал уже слегка заждавшемуся приятелю его книгу, эту прекрасную «Дхаммападу», мы, сидя на мраморной лавке, чуть поболтали в паузах между поездами, попрощались...
Но не в том дело.
А дело в том, что буквально завтра мне надо было идти в Госкино, встречаться с неким киноначальником среднего звена. По поводу сценария художественного фильма, который я тогда писал.
Вхожу в комнату, и мне навстречу из-за скромного конторского стола поднимается он. Тот самый. Который не одолжил (хорошо, не подарил) мне пятачок, несмотря на все мои убедительные просьбы.
Кажется, он меня узнал. Но не подал виду.
Я тоже виду не подал, разумеется.
Ибо сдержанность тела – хороша, сдержанность речи – хороша, сдержанность мысли – хороша, сдержанность во всем – хороша. («Дхаммапада», XXV, 361)