?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

проще и обиднее

ДОСТОЕВСКИЙ И ЗОЩЕНКО

Михаил Зощенко, говоря, что "жизнь устроена проще, обидней и не для интеллигентов", на самом вовсе не хихикает над интеллигентами, а пишет о вещах по-настоящему трагических, определивших человеческий рисунок ХХ века.

В ХХ веке на европейскую историческую арену вышел совершенно другой тип человека, чем тот, кого мы ранее считали Человеком ("с большой буквы", "звучащим гордо" и т.п.). Он, этот тип, впрочем, всегда был, но он именно что не выходил на арену. Человек, не отягощенный моралью и особенно - моральным самосознанием.

Герой Достоевского, убив старуху, мог только упасть на свою койку и рыдать. Прошло всего-то 70 лет, два поколения, и такой же недоучившийся студент, запытав до смерти десяток "врагов народа" или ликвидировав сотню, а то и тысячу "расово неполноценных", приходил домой и улыбался, радуясь, что на жене новое красивое платье, что дочь получила пятерку в школе. Играло радио, чай был горяч и сладок. Жизнь шла!

Зощенко первым обнаружил этот новый массовый тип. Человека, который может на улице схватить выпавшую из окна недоваренную курицу и убежать; отказаться от невесты потому, что в приданое не дали комод; убить за ершик от примуса; - и всё это с милой душой, не считая, что происходит нечто странное или страшное.
Он первым описал общество, где ложь, предательство, воровство, даже убийство - выпали из рамок морали. Где этих рамок вообще нет, а когда о них говорит какой-то там "интеллигент" - то его не понимают. Общество, где все согласны с насилием, потому что иначе они не знают, не понимают, не могут.


Зощенко - увы нам всем! - проницательнее Достоевского. Или лучше так: Зощенко – это Достоевский сегодня.
Потому что "бесы" Достоевского - это мерзкие, жестокие, но мыслящие и чувствующие люди. Делая мерзости, они понимают, что делают мерзости. Убивая, понимают, что совершают грех перед Богом и людьми. Почти что романтические персонажи. Дети Байрона.
А герои Зощенко - это массовые и банальные насильники ХХ века. Это "бесенята", для которых и вопросов-то таких не стоит. Пытать? Убивать? Травить газом? Закапывать живьем? Включая детей, женщин и стариков? Это мы пожалуйста! Работа-зарплата, и всего делов.
Вина "бесов" грандиозна. Прежде всего в том, что они вытащили "бесенят" из социального нуля в центр жизни, дали им маленькую, но власть. А потом - коли охрана "бесов" вся состоит сплошь из "бесенят" - были вынуждены им подчиниться. Состарились и легли в могилу старые, утонченно-мерзкие "бесы" - и "бесенята" стали вообще самыми главными.
Читайте Зощенко, друзья…

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
aron_turgenev
Jan. 14th, 2017 05:17 pm (UTC)
Прекрасно!
clear_text
Jan. 14th, 2017 05:22 pm (UTC)
спасибо!
baida_grigor
Jan. 14th, 2017 05:19 pm (UTC)
Может дело в том,что Достоевскому о бесенятах писать было мелко и неинтересно? Ну да,убил-ограбил и пошёл горячий чай пить.Про что тут писать?Это дело для жандарма.
clear_text
Jan. 14th, 2017 05:24 pm (UTC)
тогда бесенята не были властью, мне кажется.
(no subject) - stream_line - Jan. 14th, 2017 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livelight - Jan. 14th, 2017 06:51 pm (UTC) - Expand
baida_grigor
Jan. 14th, 2017 05:30 pm (UTC)
Может дело в том,что Достоевскому о бесенятах писать было мелко и неинтересно? Ну да,убил-ограбил и пошёл горячий чай пить.Про что тут писать?Это дело для жандарма.
julia_monday
Jan. 14th, 2017 05:51 pm (UTC)
Эм-м-м, так эти "бесенята" всегда были...

Все дело просто в "преломлении" людей через сознание писателей. Достоевский и Зощенко - разные люди, вот и все.
baida_grigor
Jan. 14th, 2017 06:08 pm (UTC)
Совершенно точно,я считаю,про разных людей. Да и масштаб всё же разный.
Интересно отчего мой коммент два раза появился?Я один раз отправлял)))
sorgon_74
Jan. 14th, 2017 06:12 pm (UTC)
Давно у Галковского проще и яснее.
""Кирилл Дормидонтович Хорохоркин болтал в гостиной о том, что неплохо бы установить гильотину на Красной площади, но увидав первого полицейского с вывороченными кишками, начинал блевать и плакать. Убив «по идеологии» кого-нибудь сам, терял лицо и дезинтегрировался а ля Раскольников. Не то евреи. Эти полицейские кишки наматывали на руку, а первое убийство (как правило скопом и из-за угла) воспринимали как посвящение в «настоящие джигиты». Этим хвастались. АЗИЯ.""
http://galkovsky.livejournal.com/190845.html
thrasymedes
Jan. 14th, 2017 06:55 pm (UTC)
Так теперь в России большинство евреев ? Или евреи Россию ассимилировали ?
(no subject) - sorgon_74 - Jan. 14th, 2017 08:55 pm (UTC) - Expand
alextr98
Jan. 14th, 2017 06:21 pm (UTC)
Так нечему удивляться, однако!
Достоевский разрешил!
ptica_dragon
Jan. 14th, 2017 06:38 pm (UTC)

Да!

thrasymedes
Jan. 14th, 2017 06:54 pm (UTC)
Анекдот вспомнился:
Молодой писатель-неудачник мучается, пишет что-то. Вдруг является к нему бес и предлагает договор: ты станешь классиком, гением, твои книги будут читать все, тебе поставят памятники. Но ! Все твои родственники умрут в течении года. Подумай, завтра я снова к тебе явлюсь и , если ты согласен, заключим договор.
Писатель за день поседел. Целый день ходил кругами и шептал: " Я стану классиком, но все родственники умрут. Все родственники умрут, но я стану классиком. Не понимаю ! ГДЕ ПОДВОХ ?"

Пожалуй, сто лет назад не поняли бы юмора
xgrbml
Jan. 14th, 2017 07:12 pm (UTC)
!!!
alankubatiev
Jan. 14th, 2017 06:54 pm (UTC)
Читать, конешно, можно. Хотя, по-моему, пора задавать вековечные руские вопросы - кто виноват и чего делать. Ибо в перспективе можно доиграться.
(no subject) - lion_casserole - Jan. 14th, 2017 06:58 pm (UTC) - Expand
varana
Jan. 14th, 2017 07:04 pm (UTC)
Да ладно! Сотни и тысячи лет запросто убивали. И женщин, и детей. Младенцев насаживали на сабли...
Просто когда так полагалось. Во время войны - население противника.
Возьмите что угодно. Варфоломеевская ночь. Детей и женщин щадили?
Французская революция. Погромы Хмельницкого...
Пожалуй, только в 19 веке и задумались, что в этом что-то неправильное, что гражданских лиц надо оставлять в живых.
А Раскольников переживал, потому что убил не по закону. Взяли бы его в солдаты - научился бы.
А 20-й век - просто европейцы стали рефлексировать. Как же это мы? Мы же цивилизованные люди, а поди ж ты!
В той же Африке, в Азии (Индия, Камбоджа, ...) до рефлексии еще не додумались.
alexander_pavl
Jan. 14th, 2017 09:37 pm (UTC)
"Возьмите что угодно. Варфоломеевская ночь. Детей и женщин щадили?" - Зачем так далеко? Вспомните хотя бы чудо-богатырей Александра Суворова в Варшаве.

Edited at 2017-01-14 09:37 pm (UTC)
(no subject) - varana - Jan. 14th, 2017 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Jan. 14th, 2017 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varana - Jan. 15th, 2017 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Jan. 15th, 2017 11:17 am (UTC) - Expand
seaseas
Jan. 14th, 2017 08:07 pm (UTC)
Денис Викторович, я Зощенко люблю и с Вами согласна, в целом.
Только одно смущает:

"Или лучше так: Зощенко – это Достоевский сегодня."

Не могу воспринимать его, как "сегодня", для меня это писатель прошлого столетия. Все-таки он родился 120 лет назад.
В связи с этим возник вопрос:
А кто же действительно "Достоевский сегодня"?
Или в литературе раньше, чем через столетие нельзя говорить о том, что писатель сформировался и существует?

alexander_pavl
Jan. 14th, 2017 08:46 pm (UTC)
"Играло радио, чай был горяч и сладок. Жизнь шла!" - Я бы добавил: "По радио играл "Евгений Онегин" и тяжёлый бас пел о своей любви к Татьяне". Собственно, персонажи Зощенко - просто внуки персонажей Достоевского. И никакой пропасти между ними нет. После "А" всегда следует "Б".
_leroy_
Jan. 14th, 2017 09:22 pm (UTC)
Персонаж Достоевского сказал же: "Если Бога нет - то всё можно?". Так всё и произошло, с изумительной точностью предсказания.
moltshun
Jan. 14th, 2017 10:02 pm (UTC)
а как же Гоголь? а Сухово-Кобылин? а "Село Степанчиково" Достоевского? а пьесы Островского?
alexander_pavl
Jan. 14th, 2017 10:12 pm (UTC)
Кроме того, персонажи Зощенко родились и были воспитаны при царе-батюшке, а в советское время вошли уже вполне сформировавшимися ровесниками, например, Ивана Бунина.
Но приятно думать, что во всем виноваты большевики, привезённые евреями из Германии в пломбированном вагоне. Это как-то возвышает.
(no subject) - moltshun - Jan. 14th, 2017 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexander_pavl - Jan. 15th, 2017 11:25 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 40 comments — Leave a comment )