?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ко дню учителя

О ПОСЛЕДНЕМ СВИДАНИИ И МИЛОСЕРДИИ

- Меня спросил один из вас, - сказал однажды учитель. - Спросил: что может быть горше последнего свидания? Ах, последнее свидание, одноименный рассказ Бунина! «Я готов был отдать пятнадцать лет жизни за свидание с тобой, а потом ты уехала в Москву, не видя меня, поглощенная своими мечтами, уверенная в своем счастье, а потом, конечно, роли переменились, ну да теперь все равно, конец…»
А можно и без дворянской скорби, - продолжал учитель, - можно дешевый гостиничный номер в незнакомом городе, вымоленная, выползанная на коленях последняя ночь перед ее отъездом навсегда, за границу, к надежному хорошему человеку, утром пустая постель, на площади напротив торговки разложили на клеенках свой залежалый товар...
Можно и дорогой номер, пожалуйста, если деньги есть.
Можно дома, или на даче.
Хуже всего в квартире друга, который громко говорит по телефону в соседней комнате, пока вы тут обнимаетесь, целуетесь, сливаетесь в единое тело в самый последний раз.
Но, - продолжал учитель, - но есть кое-что горше, тоскливее, безнадежнее, обиднее. Что же? Предпоследнее свидание, дети мои. Обманчивая надежда, что это еще не конец, что впереди что-то есть. Что мы сегодня ляжем в постель, нам будет хорошо, а утром расстанемся ненадолго, зная, что скоро сойдемся снова, и снова будет любовь и счастье. Но внутренне, но бессознательно мы знаем и чувствуем, что в будущем у нас осталась только одна встреча, и дальше конец. Поэтому фальшивая беззаботность предпоследнего свидания гораздо горше, чем трагедия последнего.
- Что же в таком случае делать? - спросил кто-то из нас.
- Проще простого, - ответил учитель. - Не ходить на предпоследнее. Тогда и последнего не будет, и вы избавитесь от этой горечи и безнадежности.
- Но как понять, - спросили мы, - что вот это свидание, на которое мы так беззаботно спешим, что оно - предпоследнее?
- Ой-ой-ой! - засмеялся учитель. - Ежели вы этого не научились понимать, то что вы вообще делаете в моем классе? Тут признак простой и ясный: когда вы в уме вдруг, ни с того ни с сего, начинаете убеждать себя, что «в наших отношениях все в порядке, все хорошо, на мелочи не надо обращать внимания, на самом-то деле мы любим друг друга», и все такое. Тут лучше повесить шляпу обратно на вешалку и остаться дома. Так будет милосерднее - и к самому себе, и к вашему партнеру.
- При чем тут милосердие? - спросили мы.
- Приговоренный к смерти впадает в депрессию, когда вдруг выясняется, что палач заболел, и казнь откладывается. Потому что он хочет поскорее отделаться, - объяснил учитель. - Вообще же мне иногда кажется, что после окончательного смертного приговора лучше сразу застрелить приговоренного, а не везти его обратно в тюрьму, где он будет долго сидеть в одиночке, три раза в день обмирая от смертного ужаса и пустой надежды, слыша ключ в замке, а это всего лишь надзиратель принес поесть. Да, застрелить прямо во дворе суда. В затылок. Жестоко. Но милосердно. Милосердие - это очень жестокая вещь.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
domohozjayka
Oct. 7th, 2019 08:09 am (UTC)
Мысль чудовищная и прекрасная!
(Когда еду выдают, дверь не открывают, вообще-то)
clear_text
Oct. 7th, 2019 08:51 am (UTC)
ну, волчок открывают. дело в звуке.
domohozjayka
Oct. 7th, 2019 09:44 am (UTC)
Конечно в звуке.
Волчок — гораздо чаще. Три раза — кормушку.
У вас правда никто не сидел?
clear_text
Oct. 7th, 2019 09:48 am (UTC)
сидели двоюродные дедушки. Одного расстреляли. Другой на канале Москва-Волга. Двоюродная бабушка в Алжире. Ее письмо на тряпочке, выкинутое в окно вагона, сейчас показывают в витрине музея ГУЛАГа.
Дядя провоевал в дисциплинарном батальоне.
domohozjayka
Oct. 7th, 2019 10:26 am (UTC)
А вы их видели?
Отец моей свекрови передал с человеком не только письмецо на тряпочке, но и (откуда взял?) кусочек сахара. Было написано: "Для Ирочки".
clear_text
Oct. 7th, 2019 10:33 am (UTC)
да. конечно, не раз.
Расстрелянного дв. деда не видел. Отсидевшего - да. И дв.бабушку тоже, часто. И дядю из дисбата.
Там было письмо детям. с адресом.

Edited at 2019-10-07 10:35 am (UTC)
old_radist
Oct. 7th, 2019 08:22 am (UTC)
>> Поэтому фальшивая беззаботность предпоследнего свидания гораздо горше, чем трагедия последнего

Трагедия последнего свидания как раз в том, что ты считал его предпоследним.
clear_text
Oct. 7th, 2019 08:52 am (UTC)
не всякий раз! бывает, что ты знаешь, что оно на самом деле последнее. как у Бунина в одноименном рассказе.
old_radist
Oct. 7th, 2019 08:59 am (UTC)
...а оно бац! - предпоследнее!
hardsign
Oct. 7th, 2019 08:32 am (UTC)
Это, наверно, была гуманитарная спецшкола. Потому что в математической учителю обязательно задали бы вопрос про рекурсию, возникающую из-за того, что предпредпоследнее свидание становится последним...
clear_text
Oct. 7th, 2019 09:28 am (UTC)
так ведь о том и речь!
Ни за что не поверю, что ученики математического класса настолько тупы, что не могут отличить арифметику от аксиологии! Последнее свидание (и это знает любой подросток) - бывает арифметическое и аксиологическое.
Арифметическое - свидание, после которого нет следующего свидания с тем же партнером. Был на свидании с девушкой, а ее назавтра машина насмерть сбила, пардон. Был на свидании с девушкой, она завтра не позвонила, позвонил ей, она стала волынить, говорить "давай в другой раз" - и все сошло на нет.
Аксиологическое - это с больших букв Последнее Свидание, о котором обоим известно, что оно Последнее (девушка в Америку замуж уезжает) - наполненное слезами, соплями, тоской и прочим товаром.
Задача - сделать предпредпоследнее свидание арифметически последним. И не устраивать аксиологических Последних Свиданий.
hardsign
Oct. 7th, 2019 09:34 am (UTC)
Ох... Аксиотическая аксиоматика спикером поскипана, скипидаром окислена, писком скипетра описана. Повторять по утрам до полного огуманитаривания :P
clear_text
Oct. 7th, 2019 09:36 am (UTC)
еще раз, пожалуйста. Если не трудно, разумеется.
hardsign
Oct. 7th, 2019 09:37 am (UTC)
Аксипси... Тьфу, я уже :-)
clear_text
Oct. 7th, 2019 09:45 am (UTC)
ну тогда отдохните!
aosypov
Oct. 10th, 2019 02:28 am (UTC)
скипидар, тащем-то, восстановитель, им мало чего окислить можно...
aosypov
Oct. 10th, 2019 02:35 am (UTC)
скипидар, тащем-то, восстановитель, им мало чего окислить можно...
aosypov
Oct. 10th, 2019 02:37 am (UTC)
Об этом было прямо словами спрошено и сказано, в разделе "как отличить".

Edited at 2019-10-10 02:38 am (UTC)
0_zodchiy_0
Oct. 7th, 2019 08:47 am (UTC)
Наверное, разное бывает милосердие. Но в случае неизбежного вряд ли милосердно отрубать хвост собаке в несколько приёмов.
clear_text
Oct. 7th, 2019 09:28 am (UTC)
да.
candidg
Oct. 7th, 2019 03:50 pm (UTC)
Ох уж это гуманитарное милосердие.

Кстати, ответ тоже дан в классике: "Хотелось бы, конечно, помучиться".
clear_text
Oct. 8th, 2019 08:32 am (UTC)
да. И в унижении и в мучении наслеждение нахожу! - как говорил Мармеладов.
shadrina2007
Oct. 8th, 2019 04:12 am (UTC)
Ну любое предпоследнее может быть просто первым. И, не сходив на первое, избавлен ты от мук разлук и расставаний, которые обидно и болят. И вообще "если у вас нету тёти", то и страдать не по кому. А счастье в труде, а нет вот эти ваши. " лехкое дыханье трели соловья".
clear_text
Oct. 8th, 2019 08:32 am (UTC)
конечно! Любовь - это рубить дрова, Маяковский еще рассказал ))))
shadrina2007
Oct. 8th, 2019 08:47 am (UTC)
А Губерман сказал
"Любовь - не вздохи на скамейке и не прогулки при луне. А кто женился на еврейке, тот это чувствует вдвойне".
Я-то не жената на еврейке и не знаю, что ввиду человек имел. Но если сложить два высказывания, то будет -" жениться на еврейке = два раза порубить дрова"? Ну это я так, музыкой навеяло.
( 25 comments — Leave a comment )