?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

У меня был старший друг, Юрий Александрович Слувис, скульптор малых форм, ювелир, резчик великолепных камей и инталий. Я познакомился с ним, когда мне было 26, а ему около 50 лет. Он умер в 76, кажется. Мне было 53 года. Как-то я сказал ему: "Теперь мне больше лет, чем было вам, когда мы встретились". Почему-то меня это удивляло и озадачивало.

 

Судьба у него была удивительная – пять классов, завод, армия, потом косторезом на мясокомбинате, потом сразу приняли в Союз художников; заказы были из Комбината декоративно-оформительского искусства, но и частные тоже, в немалом количестве.

Камеи хорошо шли. Деньги водились. Он держал редких рыб и черепах. Собирал раковины. Раковины – это целый мир и целая отрасль коллекционирования. В его мастерской на столах и скамейках стопками лежали толстые цветные каталоги. С потолка свешивались кованые фонари с цветными стеклами. На полках стояли коробки с раковинами.

Он сидел на вертящемся стульчике, в защитных очках, и бормашиной вытачивал античные головки из кусков многослойно-многоцветных раковин. Кашлял – страдал силикозом из-за тончайшей каменной пыли, которой дышал годами.

Потом камеи вышли из моды. Потом снова потихоньку вошли. Под старость он работал еще больше. Просто без продыха. Жена отвозила его на такси в мастерскую, и он жил там с понедельника до пятницы.

 

Он рассказывал замечательные вещи. Черточки советского бытия.

Про свое  участие в корейской войне, например. Официально СССР посылал туда "военных советников", в том числе из рядового и сержантского состава. Слувис рассказывал, как они из Калиниградской области всем авиаполком приехали в Москву, налетели на ГУМ, закупили "штатскую одежду", переоделись и поехали в армейских теплушках через всю Россию и Сибирь на Дальний Восток.

Он говорил, что это было фантастическое зрелище: товарняк, в котором сидели, свесив ноги наружу и играя на гармошках, граждане в синих драповых пальто, белых шелковых кашне и фетровых шляпах. И в черных блестящих ботинках на шнурках.

 

Или совсем про другое: как он жил в одной комнате с родителями, младшим братом и молодой женой. Утро: отец пьет чай и читает газету, братишка собирается в школу, молодые лежат на разложенном диване, а строгая мать подметает пол и лезет под этот диван веником. Тоже, между прочим, картинка. Не слабее, чем солдаты в шляпах и кашне.

 

Жалко, что в последние его годы я бывал у него совсем редко.

Comments

( 51 comments — Leave a comment )
seaseas
Mar. 23rd, 2008 09:42 pm (UTC)
Как будто побывала в мастерской...
И на станции, мимо которой промчался фантастический товарняк....
clear_text
Mar. 24th, 2008 06:28 am (UTC)
Спасибо, рад, что Вам понравилось
diefrau
Mar. 23rd, 2008 09:49 pm (UTC)
страстно обожаю таких мужиков, которые жить не могут без своей работы и каких-нибудь там раковин.
hoakin_dealaue
Mar. 23rd, 2008 10:39 pm (UTC)
"...жить не могут без ...каких-нибудь там раковин..." - например, женских ушных...
тоже ремесло не из последних.
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - diefrau - Mar. 24th, 2008 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 06:29 am (UTC) - Expand
olivia_pig
Mar. 24th, 2008 02:05 am (UTC)
по поводу возраста... Вы прямо как Суворин с Чеховым (они такой фразой обменялись:))
clear_text
Mar. 24th, 2008 06:30 am (UTC)
Вот не знал! Как интересно...
sobakin_spb
Mar. 24th, 2008 05:49 am (UTC)
..не к месту , но из Одессы тоже уходили пароходы , на палубе которых сидели"...свесив ноги наружу и играя на гармошках, граждане в синих драповых пальто, белых шелковых кашне и фетровых шляпах. И в черных блестящих ботинках на шнурках"(с)...вот только зачем "пальто" и "фетровые шляпы" на Кубе , так никто мне до сих пор и не объяснил.
clear_text
Mar. 24th, 2008 06:31 am (UTC)
Как то есть зачем? Было указание: чтоб в штатском! Шляпа вместо пилотки. Пальто - вместо шинели. И чтоб ни-ни! Без самодеятельности!
То есть это была "штатская форма".
(no subject) - sobakin_spb - Mar. 24th, 2008 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - feodoer2 - Mar. 24th, 2008 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feodoer2 - Mar. 24th, 2008 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feodoer2 - Mar. 24th, 2008 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 27th, 2008 05:22 pm (UTC) - Expand
bvg_bg
Mar. 24th, 2008 07:31 am (UTC)
Вспомнилось
В одной многодневной очереди (сдавали макулатуру за талончики на книги) я познакомился с одним интересным человеком. На вид - явно за 60, но стариком или даже пожилым назвать его было трудно. Очень крепкий, в джинсовом костюме, на последней модели жигулей (тогда это была 7-ка). Поскольку номерочки у нас были рядом, познакомились и разговорились.
Всю войну он служил авиационным техником. Обслуживал американские самолеты, перегоняемые с Аляски на фронт. Говорит: "Знаешь, чем американские двигатели отличаются от наших? Если у нашего написано в документации, что моторесурс 10000 часов, то он может на самом деле отлетать и 15 и 20 тысяч, а вот если у американского написано, что моторесурс 15тыс.часов, то на 16-той тысяче он точно встанет." Кроме того, он рассказал, что во время корейской войны служил в Китае. Причем изображал из себя английского инженера. Жил в доме с прислугой, ездил на огромном американском автомобиле с кондишн. А в рабочее время обслуживал советские самолеты, которые "оказывали интернацианальную помощь" братскому корейскому народу, да обучал китайских товарищей техническим премудростям.
clear_text
Mar. 24th, 2008 10:57 am (UTC)
Re: Вспомнилось
Да, если покопаться в таких рассказах и воспоминаниях, можно будет написать "Историю России - Два". Вторую версию, которая будет не слабее первой, которая (полу)официальная.
great_snake
Mar. 24th, 2008 09:08 am (UTC)
впечатляет, да... слайды такие...
clear_text
Mar. 24th, 2008 10:58 am (UTC)
Да, вот такие, можно сказать, "диафильмы". DVD и YouTube тогда не было...
kaiserleon
Mar. 24th, 2008 09:19 am (UTC)
граждане в синих драповых пальто, белых шелковых кашне..... забавно =)) напоминает, когда во времена КГБ фабрика Большевичка шила только два вида костюмов серый и черный, вот и у сотрудников КГБ серый был рабочий, черный выходной. Так что на Лубянке тоже забавное зрелище было =))
clear_text
Mar. 24th, 2008 10:59 am (UTC)
То есть в свой Дом Культуры в воскресенье они ехали все в черном? Впечатляет.
dessaodessa
Mar. 24th, 2008 10:47 am (UTC)
Мой свекр(ныне-уже покойный) воевал там в Корее.Наверное-тоже в штатском туда ехал.
clear_text
Mar. 24th, 2008 11:00 am (UTC)
Да точно в штатском. Сказано же - СССР участия в войне не принимал. Были отдельные советники.
big_svoloch
Mar. 24th, 2008 12:20 pm (UTC)
После Ваших постов такая тихая грусть на душе и плакать хочется. Это очень здорово. Спасибо.
clear_text
Mar. 24th, 2008 08:54 pm (UTC)
Не плачьте, пожалуйста... Это все наша жизнь, грустная, но живая.
_ko_alla
Mar. 24th, 2008 12:25 pm (UTC)
Умер в 76 лет - как рано! Это не старость, если так уж подумать. Пожилой - да, но не старый... Наверное, этот силикоз и убил его...
А последняя картинка из рассказа: "строгая мать подметает пол и лезет под этот диван веником" - очень позабавила, когда представила себе такое :)))) Без этого веника картина была бы неполной :)
clear_text
Mar. 24th, 2008 08:56 pm (UTC)
О, спасибо, что Вы заметили вторую картинку - молодость в одной комнате, и мать с веником!
Это не менее важно, чем мастерская в подвале, и чем "военные советники" в Корее.
(no subject) - _ko_alla - Mar. 24th, 2008 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ko_alla - Mar. 24th, 2008 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 24th, 2008 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ko_alla - Mar. 25th, 2008 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Mar. 25th, 2008 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 26th, 2008 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Mar. 26th, 2008 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 26th, 2008 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Mar. 26th, 2008 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Mar. 26th, 2008 10:11 pm (UTC) - Expand
agathan
Mar. 24th, 2008 02:09 pm (UTC)
А знаете, мне очень нравится дружить с людьми, которые намного старше меня. Конечно, мы разные, мне интересно додумывать, какими они были в молодости, слушать о разных мелочах и важных событиях из их жизни.
Также, интересно сравнивать наши реакции на современность. И вообще приятно, когда таким с тобой интересно и, может быть, весело
clear_text
Mar. 24th, 2008 08:59 pm (UTC)
А ведь правильно!
hoakin_dealaue
Mar. 24th, 2008 07:25 pm (UTC)
Денис Викторович, а что такое "косторез на мясокобинате"? Я из профессий масокомбинатных работников слышал только о забойщицах кроликов - это такие дамы, которые, чисто вымытых перед забоем кроликов, убивают дубинками по голове. у чистовымытых кроликов - ушки розовенькие, носик розовенький, шёрстка нежная, глазки испуганные, а эти дамы бьют их по голове. Бр-р-р-р-р-р. А потом эти дамы идут обедать в столовую мясокомбината и, не перенося вида мяса, жрут пироги со сметаной, представляете, как после этого выглядят эти чудовища?
clear_text
Mar. 24th, 2008 08:58 pm (UTC)
Костороез на мясокомбинате?
Очень просто. В советское время иногда были хозяйственные люди. Вот директор мясокомбината решил, что из коровьей кости можно что-то делать. В смысле - резные художественные изделия. Гребенки, шкатулки, рамки, статуэтки и проч. И на мясокомбинате (но не помню, на каком именно) был целый художественный цех. И мой старший друг Ю.А.Слувис начинал там свою карьеру
hoakin_dealaue
Mar. 24th, 2008 10:03 pm (UTC)
Опять не в тему. "Русские писательницы", обозлившись на критику, мало того, что забанили меня, они ещё по мне открыли отдельную тему в духе "школы одностороннего злословия". Читаю и смеюсь, как давно всё это пройдено, ещё во времена некоей Галинки в ранней её стадии, когда в чате на civitas'e она вела себя подобным же образом, изощряясь в ненормативной лексике. Эти "русские писательницы" (Дуня Смирнова и её подружка, графиня в кавычках, Толстая с физиономией и повадками опытной торговки Военторга) совсем недавно открыли для себя Интернет и возбудились от этого открытия, как кошки от валерьянки. Интересно, как скоро эти дамы поймут, какими дурами они сами себя выставляют, матерясь как сапожники и шлёпая по клавиатуре, отключив напрочь мозг?
clear_text
Mar. 24th, 2008 10:34 pm (UTC)
Не знаю, скоро ли. Во всяком случае, пари держать не стану. А Вам пусть это будет просто забавно!
Tatiana Sluvis
Mar. 3rd, 2011 10:16 pm (UTC)
Юра слувис
Неожиданно, приятно, грустно... Там все детство среди раковин и альбомов Дюрера и бердсли! Беременные морские коньки, сладости тайком, пыльные сокровища и мечты.... Кусачие черепахи, медвежья шкура, клопы и сволочи из союза художников. Три раза постучать в замерзшее окошко.... Дааа. Юра умер почти в тот же час, когда родился мой сын Арсений. Я теперь живу в Стокгольме, вот бы он удивился!!!!
Tatiana Sluvis
Mar. 6th, 2011 10:39 am (UTC)
Юра слувис
Неожиданно, приятно, грустно... Там все детство среди раковин и альбомов Дюрера и бердсли! Беременные морские коньки, сладости тайком, пыльные сокровища и мечты.... Кусачие черепахи, медвежья шкура, клопы и сволочи из союза художников. Три раза постучать в замерзшее окошко.... Дааа. Юра умер почти в тот же час, когда родился мой сын Арсений. Я теперь живу в Стокгольме, вот бы он удивился!!!!
( 51 comments — Leave a comment )