?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сепир и Уорф на марше

ПАТЕРНАЛИЗМ! ХОТЬ ИМЯ ДИКО…

 

Говорят, русскому народу свойствен патернализм. То есть поклонение авторитетной силе. Стремление спрятаться за Отца, прислониться к Отцу, уповать и надеяться на помощь, руководство, суждение Отца (в самом широком смысле этого многозначного слова).

 

Сомневаюсь, что это свойственно только русскому народу. Но русскому именованию  – точно. Речь идет об отчествах. Их употребление постоянно и настырно указывает на несамостоятельность человека. На то, что есть кто-то старше, главнее, важнее, "изначальнее" данной персоны.

 

Ну, скажите, почему, обращаясь к Наталье, я должен подчеркивать, что она – дочь Николая? А обращаясь к Петру, всячески напоминать себе, ему и окружающим, что он – сын Ивана? Вежливость? Но в чем здесь заключается смысл и содержание вежливости? Что это прибавляет к моему хорошему отношению, как это увеличивает мое уважение к Наталье и Николаю?

 

"Как вас зовут? – Сергей меня зовут. – А по батюшке? – Да нет, не стоит, что вы, зачем это. – Да уж скажите уж, а то как-то неловко… (и вцепляется клещами, и пока не вынет, не успокоится, и потом удовлетворенно) – Так, значит, дорогой Сергей Васильевич…"

 

Близкие отношения: Сергей (Сережа, Серега, Серж, Серый) – ты. Дружеские отношения: Сергей – вы. Формальные отношения – господин Андреев. Разве мало? Разве не достаточен диапазон социальных дистанций?

 

Отчество – пережиток ранних стадий социального развития. Когда про человека непременно надо было знать – чей он? каких он? кто его родители? Когда благородство происхождения подчеркивалось с помощью "-вич", а простолюдин был "-ов".

 

Патернализм как эмоциональное переживание свойствен любому человеку, любому народу, любому обществу. Но именование по отчеству настойчиво воспроизводит главный патерналистский стереотип – обесценивание (недооценку) данной конкретной человеческой личности. Так мне кажется.

 

Кстати, где еще есть отчества?

Comments

( 238 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
creta
Jul. 23rd, 2008 07:26 pm (UTC)
ну как же... Абдурахман ибн Хатаб:)
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:33 pm (UTC)
А, да, да... Но не у современных, кажется.
Был еще Абу Бекр (отец девушки) - тесть Пророка.
obormotkina
Jul. 23rd, 2008 07:29 pm (UTC)
Вроде у болгар
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:35 pm (UTC)
Нет. Я с болгарами общался очень тесно.
Точнее, они у них почти совсем отмерли. Можно сказать: Петр Евтимов Петров. Но патроним в обиходе не употребляется. Кажется, в паспортах есть.
(no subject) - commisarjewski - Jul. 23rd, 2008 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - commisarjewski - Jul. 23rd, 2008 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - commisarjewski - Jul. 24th, 2008 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - commisarjewski - Jul. 24th, 2008 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - commisarjewski - Jul. 24th, 2008 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - bvg_bg - Jul. 24th, 2008 10:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 10:51 am (UTC) - Expand
nenujomojo
Jul. 23rd, 2008 07:31 pm (UTC)
>патернализм. То есть поклонение авторитетной силе.

чего только в ЖуЖу не прочитаешь
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:35 pm (UTC)
И не говорите...
seaseas
Jul. 23rd, 2008 07:31 pm (UTC)
Еще в Китае, кажется..
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:36 pm (UTC)
Но это слишком далеко. И не может служить примером.
(no subject) - seaseas - Jul. 23rd, 2008 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - loveyoupeople - Jul. 23rd, 2008 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - seaseas - Jul. 24th, 2008 04:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - paltus_nk - Jul. 24th, 2008 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 24th, 2008 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:47 am (UTC) - Expand
furiara
Jul. 23rd, 2008 07:32 pm (UTC)
А я не разрешаю себя по имени-отчеству. Правда, когда преподавала детям, они, сворачивая язык, величали. С тех пор особенно не люблю.
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:37 pm (UTC)
А я, увы, разрешаю. А иногда даже представляюсь по имени-отчеству. Вот какой я лицемер!
(no subject) - furiara - Jul. 23rd, 2008 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - furiara - Jul. 23rd, 2008 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:34 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:39 pm (UTC)
Да, у меня такое же ощущение.
И вот что занятно. Как раньше (при Петре Первом) люди бились за право называться "с отчеством" - так теперь нужны усилия, чтобы звали "Сергей, Вы".
(Deleted comment)
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 07:50 pm (UTC) - Expand
arhivar_rus
Jul. 23rd, 2008 07:34 pm (UTC)
У евреев, вестимо. ;-))
Шломо бен Йохай.
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:36 pm (UTC)
А насколько это употребительно в еврейской жизни (не русских евреев, а палестинских)?
(no subject) - arhivar_rus - Jul. 23rd, 2008 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhivar_rus - Jul. 23rd, 2008 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - afuchs - Jul. 23rd, 2008 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amypp - Jul. 28th, 2008 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - afuchs - Jul. 23rd, 2008 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - isramir - Jul. 24th, 2008 04:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - isramir - Jul. 24th, 2008 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:43 pm (UTC) - Expand
magpie73
Jul. 23rd, 2008 07:36 pm (UTC)
Класс! Как верно!
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:39 pm (UTC)
Спасибо! Рад, что Вы оценили.
rezoner
Jul. 23rd, 2008 07:40 pm (UTC)
А у испанцев есть еще и матчества. В смысле, наследуется фамилия матери как третье имя.
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:41 pm (UTC)
матчества - почти от слова "мачо". Я знаю, слышал. Но - фамилия. В конце концов, любой может стать Ивановым-Петровым. Но есть ли это В ПОВСЕДЕНВНОМ ИМЕНОВАНИИ? Или там просто - сеньор такой-то? Педро?
(no subject) - rezoner - Jul. 23rd, 2008 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Jul. 23rd, 2008 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Jul. 23rd, 2008 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Jul. 23rd, 2008 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - vadim_i_z - Jul. 23rd, 2008 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Jul. 23rd, 2008 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vadim_i_z - Jul. 23rd, 2008 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russophobe - Jul. 24th, 2008 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:53 pm (UTC) - Expand
_ko_alla
Jul. 23rd, 2008 07:40 pm (UTC)
Дададада! Как я с Вами согласна!!! Мне тоже так не нравится обращение по имени-отчеству...

Недавно, кстати, у нас на работе был забавный случай. Коллега увидела факс от нашего партнёра, адресованный мне. Хотя обычно с этим партнёром она общается. И вот взгляд моей коллеги падает на бумажку - и она начинает возмущаться: "А вот скажи мне, почему это он к тебе обращается - Алла, а мне всегда пишет - Нина Николаевна? Я, между прочим, на целый год младше тебя!"
Так что вот ещё какой есть минус от этих отчеств - вроде как солидности и возраста добавляют :)))
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:42 pm (UTC)
Спасибо!
Смешная история - "а ведь я младше тебя". действительно, солидность прибавляется.
(no subject) - _ko_alla - Jul. 23rd, 2008 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ko_alla - Jul. 23rd, 2008 07:50 pm (UTC) - Expand
clear_text
Jul. 23rd, 2008 07:54 pm (UTC)
ЕЩЕ ПРО ОТЧЕСТВО
Еще отчество бывает, как ни странно, своего рода фамильярностью.

Если я говорю: Владимир Высоцкий - я имею в виду известного певца-поэта.
Если я со значением говорю: Владимир Семеныч Высоцкий - я как бы намекаю, что был с ним знаком. Что почтительно называл его по имени-отчеству.
vadim_i_z
Jul. 23rd, 2008 07:59 pm (UTC)
Re: ЕЩЕ ПРО ОТЧЕСТВО
Ха! А я сегодня написал дело запутал Михаил Андреевич Суслов :-)))
Re: ЕЩЕ ПРО ОТЧЕСТВО - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:42 pm (UTC) - Expand
Re: ЕЩЕ ПРО ОТЧЕСТВО - ninazino - Jul. 23rd, 2008 09:21 pm (UTC) - Expand
Re: ЕЩЕ ПРО ОТЧЕСТВО - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:41 pm (UTC) - Expand
Re: ЕЩЕ ПРО ОТЧЕСТВО - gleb - Jul. 24th, 2008 04:24 am (UTC) - Expand
Re: ЕЩЕ ПРО ОТЧЕСТВО - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:49 am (UTC) - Expand
vadim_i_z
Jul. 23rd, 2008 07:56 pm (UTC)
Есть такая хорошая фантастическая повесть Романа Подольного "Восьмая горизонталь". В одном эпизоде герою - жителю XX века - снится, что он попал в дом к Ньютону:
– Добрый вечер, Исаак Исаакович, – негромко сказал я. И сам удивился, как изысканно это прозвучало по-английски:
– Good evening, Isaac son of Isaac!
Человек в пудреном парике поднял от рукописи длинное лицо с длинным узким носом, прищурил усталые маленькие глаза, всмотрелся в меня, отложил в сторону гусиное перо, деловито посыпал белым песком из серебряной чашечки недописанную строчку, привстал в кресле, снова близоруко вглядываясь в меня.
– Добрый вечер, сэр. Чем могу служить? Простите, но лакей не предупредил меня о вашем визите.
– И не мудрено, Исаак Исаакович. Вы просто задремали в кресле, и мы с вами друг другу снимся.
– Снимся? Тогда я его прощаю, этого лакея. Но почему вы, сэр, так странно ко мне обращаетесь? Мы ведь живем не во времена славного короля Этельреда. И почему вы так странно одеты, сэр?
– Видите ли, у нас в стране до сих пор принято добавлять к имени собеседника имя его отца, Исаак Исаакович.
– В какой стране, сэр?
– В России.
clear_text
Jul. 23rd, 2008 09:43 pm (UTC)
смешно! Спасибо.
(no subject) - madam0001 - Jul. 23rd, 2008 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 24th, 2008 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 25th, 2008 02:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 25th, 2008 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 26th, 2008 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 27th, 2008 03:57 pm (UTC) - Expand
oder_k
Jul. 23rd, 2008 07:56 pm (UTC)
В Исландии еще сложнее: http://en.wikipedia.org/wiki/Icelandic_name
krups
Jul. 23rd, 2008 08:01 pm (UTC)
опередили:-)
(no subject) - clear_text - Jul. 23rd, 2008 09:44 pm (UTC) - Expand
krups
Jul. 23rd, 2008 07:59 pm (UTC)
У исландцев, вроде, только отчества, а фамилий вовсе нет.
clear_text
Jul. 23rd, 2008 09:45 pm (UTC)
Да, именно. И у казахов до последних полувека так было.
alexizm
Jul. 23rd, 2008 08:06 pm (UTC)
А мне нравится обращение по имени-отчеству. Это вежливо и красиво, а также создает необходимую дистанцию.
Но, разумеется, всему своё место.
clear_text
Jul. 23rd, 2008 09:46 pm (UTC)
Вот именно - насчет места. Разумеется, сразу эта традиция не уйдет. Но будет как-то локализована - особенно в повседневном общении.
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 238 comments — Leave a comment )