?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТОНКОСТИ ОБРАЩЕНИЯ

 

Один знакомый профессор очень возмущался, когда получал письма с обращением "Уважаемый Сергей Николаевич".

- Фу! Хамство какое! – ворчал он. – Это в трактире половому так говорят: "послушай-ка, уважаемый". Надо говорить и писать "глубокоуважаемый".

- Глубокоуважаемый шкаф? – смеялся я.

- Ничего смешного! – говорил профессор. – Можно также "многоуважаемый", "высокоуважаемый". Но просто "уважаемый" - нельзя. Грубовато.

Тоже, кстати, проблема.

Как обращаться?

Dear, lieber, cher – в Европе и Америке принято за нейтральное обращение; у нас же в слове "дорогой" читается некая избыточная теплота. А "высокоуважаемый" – действительно, слишком уж надуто.

Ориентироваться на старинную нашу традицию?

 

Тогда придется запомнить, что "высокородие" выше, чем "высокоблагородие". Это довольно трудно понять и принять. Чисто фонетически.

Патриарх Московский, в нынешнюю Пасху поздравляя двух президентов – действующего и избранного, – обратился к ним "ваши превосходительства". Сам того, очевидно, не желая, он умалил достоинство президентов. Ибо так обращаться следует к чинам IV и III классов – действительному статскому советнику и тайному советнику.

А вот чины II и I классов – действительный тайный советник и канцлер – титулуются "ваше высокопревосходительство".

Почувствуйте разницу.

 

Хотя в конечном итоге все зависит от человека.

Мой приятель брал интервью у покойного митрополита Питирима (в миру К.В. Нечаева).

Он спросил:

- Простите, как мне к вам обращаться? Ваше высокопреосвященство? Владыка? Отец митрополит? Отец Питирим?

- Константин Владимирович, - был ответ.

По-моему, великолепно.

Comments

( 173 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
amarao_san
Jul. 24th, 2008 02:06 pm (UTC)
Владимирович? Патронизм! Патронизм!
clear_text
Jul. 24th, 2008 02:10 pm (UTC)
а если бы он вез патроны?
(no subject) - amarao_san - Jul. 24th, 2008 02:13 pm (UTC) - Expand
_ko_alla
Jul. 24th, 2008 02:21 pm (UTC)
Мне кажется, что все эти обращения к духовному лицу уместны от воцерковлённого человека. Именно поэтому он так и ответил.
Но на такой поступок способен не каждый "владыка"...
clear_text
Jul. 24th, 2008 02:33 pm (UTC)
Да, это был замечательный человек, К.В.Нечаев...
Кстати, я однажды так и не смог поговорить с совсем нестарым епископом. Настаивал, чтоб я его звал владыкою.
(no subject) - _ko_alla - Jul. 24th, 2008 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ko_alla - Jul. 24th, 2008 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ko_alla - Jul. 24th, 2008 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _ko_alla - Jul. 25th, 2008 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - _ko_alla - Jul. 25th, 2008 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 25th, 2008 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 25th, 2008 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 10:18 am (UTC) - Expand
kacnep37
Jul. 24th, 2008 02:21 pm (UTC)
Обращаться надо честно!
Уважаемый - так и говорить.
Глубокоуважаемый - соответственно.
Совсемнеуважаемый - зачем скрывать? :)
clear_text
Jul. 24th, 2008 02:36 pm (UTC)
так и писать: "совсемнеуважаемый лжепрофессор Петька Сидоров! И никакой ты не Иванович, потому что твоя мамка твоему бедному папке Иван Петровичу рога наставила, он мне сам говорил, да и в зеркальце поглядись!"
А завершать:
"Безо всякого почтения, совсем не твой..."
(no subject) - kacnep37 - Jul. 24th, 2008 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kacnep37 - Jul. 24th, 2008 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magdalina - Jul. 24th, 2008 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:00 pm (UTC) - Expand
osi_ka
Jul. 24th, 2008 02:29 pm (UTC)
"милостивый государь" отчего-то возникло в голове.
но, кажется, это слегка снисходительно...
clear_text
Jul. 24th, 2008 02:38 pm (UTC)
Да, это действительно несколько снисходительное обращение.
Кажется, Хвольсона хотели выбрать в почетные академики. Он отказался, сказав: разница между просто академиком и почетным академиком - как между государем и милостивым государем.
(no subject) - osi_ka - Jul. 24th, 2008 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - osi_ka - Jul. 24th, 2008 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kacnep37 - Jul. 24th, 2008 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - osi_ka - Jul. 24th, 2008 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Jul. 24th, 2008 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - osi_ka - Jul. 24th, 2008 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - osi_ka - Jul. 24th, 2008 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Jul. 24th, 2008 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - osi_ka - Jul. 24th, 2008 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - osi_ka - Jul. 25th, 2008 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gleb - Jul. 25th, 2008 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 09:12 am (UTC) - Expand
maaraa
Jul. 24th, 2008 02:35 pm (UTC)
Есть у меня друг детства, ныне священник. Уважаемый и умнейший человек, настоятель храма, протоиерей. Все окружающие, включая его жену и детей, обращаются к нему: «Батюшка», а я не могу. По-прежнему зову его просто по имени, потому что иначе не получается, уж очень хорошо помню годы совместной песочницы. Фамильярность такая его нисколько не смущает, но окружающих порой даже шокирует. Не раз замечания делали :)
clear_text
Jul. 24th, 2008 02:39 pm (UTC)
Хороший, видать, человек Ваш друг. Кстати, моего товарища, ставшего священником, я называл по имени, и тоже ничего, небеса не разверзлись.
vreml
Jul. 24th, 2008 02:35 pm (UTC)
> - Константин Владимирович, - был ответ.

Прекрасный ответ.

А проблема действительно есть. Даже для нас, не больно великих. Причём проблема самая что ни на есть актуальная. Даже в ЖЖ мне очень трудно с двумя-тремя "френдами"(!) оттого только, что они обращаются ко мне: "Дорогой ...". Я теряюсь, не верю, впадаю в панику, не знаю, как и чем отвечать, и, в конечном счёте, стараюсь держаться подальше, по-возможности не "френдуясь". И смех и грех прямо.
clear_text
Jul. 24th, 2008 02:40 pm (UTC)
Отвечайте точно так же, и делу конец. Готов держать пари, что это "дорогой" для них ничего не значит. Dear Mr Smith, и все дела.
(no subject) - vreml - Jul. 24th, 2008 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emmanuelle_cunt - Jul. 24th, 2008 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vreml - Jul. 24th, 2008 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emmanuelle_cunt - Jul. 24th, 2008 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vreml - Jul. 24th, 2008 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emmanuelle_cunt - Jul. 24th, 2008 04:13 pm (UTC) - Expand
sulfid
Jul. 24th, 2008 02:55 pm (UTC)
в русском языке сейчас вообще как-то сложно с обращениями стало.

для меня "дорогой" уже стало синонимом dear
clear_text
Jul. 24th, 2008 03:02 pm (UTC)
для меня тоже, на самом деле. особенно в переписке.
Хотя конечно, в определенных контекстах это значит именно "дорогой"
(no subject) - spamsink - Jul. 24th, 2008 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:43 pm (UTC) - Expand
commisarjewski
Jul. 24th, 2008 02:57 pm (UTC)
а вот у ирманцов..всё у ирманцов не так...оно всё у ирманцов проще...Проще ирманцы стало быть живуть-то, однако... оне ирманцы, стало быть не так как мы..так оно и понятно, то ирманцы, а то мы, стало быть оно и так и должно...ежели ирманец скажем военый офицер полковник, то его половина, стало быть жена = ФРАУ Гауптман...госпожа полковник по нашему, стало быть значит..вот оно как бывает
clear_text
Jul. 24th, 2008 02:58 pm (UTC)
Да, именно. Госпожа полковник. Госпожа Гехаимрат - госпожа тайный советник то есть...
(no subject) - commisarjewski - Jul. 24th, 2008 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - commisarjewski - Jul. 24th, 2008 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russophobe - Jul. 25th, 2008 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - commisarjewski - Jul. 25th, 2008 03:41 pm (UTC) - Expand
tadjik_efrem
Jul. 24th, 2008 03:15 pm (UTC)
Нахлынуло, знаете ли.
Вот, Вы человек - правильного поведения. Очевидно.
Другое дело – я.
Меня, бывает, задерживают блюстители.
И предъявляя, говорят: «Уважаемый… и т.д. и т.п. (по протоколу)»
Вот такое обращение, понимаете ли.

clear_text
Jul. 24th, 2008 03:23 pm (UTC)
Раньше говорили "Гражданин... и далее по тексту".
(no subject) - tadjik_efrem - Jul. 24th, 2008 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:28 pm (UTC) - Expand
annakora
Jul. 24th, 2008 03:20 pm (UTC)
Нюансов очень много...
clear_text
Jul. 24th, 2008 03:26 pm (UTC)
да, действительно. Иногда слишком много. А некоторые - не замечаются.
Вот случай с "превосходительством", обращенным к президенту - заметил один человек из моих знакомых, и мне указал. А ведь я знаю эту всю титулатуру - и то не обратил внимания.
(no subject) - annakora - Jul. 24th, 2008 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rwalk - Jul. 24th, 2008 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:06 pm (UTC) - Expand
emmanuelle_cunt
Jul. 24th, 2008 03:23 pm (UTC)
Тонкости еще впереди...
Мне кажется, что обращаясь к человеку в электронном письме стоит писать его имя полностью (поясню)
Например, я не настаиваю на написании своего полного имени - Эммануэль. Это и впрямь долго. Пусть пишут "Эмма". Но, ради бога, не "Эмм!"
типа "слышь, ты"
Вот этого Эмм от малознакомого человека я никогда не пойму и не приму

Edited at 2008-07-24 03:24 pm (UTC)
clear_text
Jul. 24th, 2008 03:27 pm (UTC)
И правильно!
Еще неприятно, когда твое имя пишут с неправильным ударением.
(no subject) - emmanuelle_cunt - Jul. 24th, 2008 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vreml - Jul. 24th, 2008 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:28 pm (UTC) - Expand
furiara
Jul. 24th, 2008 03:43 pm (UTC)
Мне кажется, что при обращении гораздо большее значение имеет все-таки интонация. Я вот даже припомнить не могу, как обычно обращаюсь к людям, кажется, никто пока не обиделся. А всех священников называю нейтрально - отец Имярек. Универсально как "оглы".
clear_text
Jul. 24th, 2008 03:45 pm (UTC)
универсально, как -оглы, которое означает "сын".
(no subject) - furiara - Jul. 24th, 2008 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - furiara - Jul. 24th, 2008 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 27th, 2008 02:46 pm (UTC) - Expand
magpie73
Jul. 24th, 2008 04:23 pm (UTC)
А вам не кажется ли, что именно в традиционном восприятии таких "деталей общения" и заключается причина постоянных упреков людей "Западного мира" в неискренности? Вот именно потому, что, напр, dear, sweethard - там, в чущности, обычное дело, не нсущее никакой личной окраски, та, дань вежливости и хорошему тону, а у нас "дорогой", а уж тем более "душечка"... вон, у Чехова даже рассказ есть. И тоже самое с улыбкой. Проблема в нашем ее восприятии. Там улыбаются все всем - и это не несет никакой личной окраски. В России если уж кто-то тебе УЛЫБНУЛСЯ - это уже имеет такое значение! И вот российкое привычное понимание улыбки мы автоматически переносим на "западных людей" и, конечно, овиняем их в абсолютной неискренности!
А тот священник, что требовал к себе обращения "владыко"...;-) Вы бы ему про грех гордыни напомнили;-))
clear_text
Jul. 24th, 2008 09:51 pm (UTC)
он был епископ. То есть по внутрицерковным делам имел право... ну, его проблемы, в конце концов.
Насчет упреков в неискренности? Может быть, Вы и правы.
Но ведь и нас можно упрекнуть в чрезмерной галантерейности - тут тебе и дорогой, любезный, и всячески (много- глубоко- и высоко-)уважаемый, и благородие, и высокоблагородие, и высокородие, и (высоко)превосходительство, и сиятельство, и светлость, и друг ты мой сердечный, и земляк, и милок, и братишка... а под этим ну ровным счетом ничего.
(no subject) - magpie73 - Jul. 25th, 2008 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - magpie73 - Jul. 25th, 2008 11:32 am (UTC) - Expand
mkay422
Jul. 24th, 2008 04:44 pm (UTC)
В Штатах все подобные вопросы решаются очень просто:
http://www.amazon.com/Emily-Posts-Etiquette-Thumb-Indexed/dp/0066209579/

В любой социальной ситуации - как обратиться, как RSVP, как выразить соболезнования - сделать по книге, и никогда не попадешь в просак. Разве только вызовешь чуток приятного удивления у людей.
onkel_hans
Jul. 24th, 2008 05:06 pm (UTC)
Эмили Пост это из области археологии ;)

Вот я в детстве читал книгу по этикету, там было написано: не носите галстука-бабочка, простые люди полагают, что те, кто их носит, могут и украсть.

Я один раз надел галстук-бабочка, и течение 45 минут был арестован.
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 01:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Jul. 25th, 2008 03:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 03:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Jul. 25th, 2008 03:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 04:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - onkel_hans - Jul. 25th, 2008 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 24th, 2008 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Jul. 24th, 2008 10:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 01:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Jul. 25th, 2008 01:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 01:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Jul. 25th, 2008 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 25th, 2008 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 26th, 2008 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - mkay422 - Jul. 26th, 2008 12:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 26th, 2008 12:07 am (UTC) - Expand
onkel_hans
Jul. 24th, 2008 05:08 pm (UTC)
Так вроде же есть номенклатура обращений, утвержденная еще при Петре. И Пахан совершил непростительную ошибку, назвав президента "превосходительством".

А вот удивительно, русские попы не любят, когда из называют по имени-отчеству!
clear_text
Jul. 24th, 2008 09:12 pm (UTC)
Но никто его не укорил.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 173 comments — Leave a comment )