?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТОНКОСТИ ОБРАЩЕНИЯ

 

Один знакомый профессор очень возмущался, когда получал письма с обращением "Уважаемый Сергей Николаевич".

- Фу! Хамство какое! – ворчал он. – Это в трактире половому так говорят: "послушай-ка, уважаемый". Надо говорить и писать "глубокоуважаемый".

- Глубокоуважаемый шкаф? – смеялся я.

- Ничего смешного! – говорил профессор. – Можно также "многоуважаемый", "высокоуважаемый". Но просто "уважаемый" - нельзя. Грубовато.

Тоже, кстати, проблема.

Как обращаться?

Dear, lieber, cher – в Европе и Америке принято за нейтральное обращение; у нас же в слове "дорогой" читается некая избыточная теплота. А "высокоуважаемый" – действительно, слишком уж надуто.

Ориентироваться на старинную нашу традицию?

 

Тогда придется запомнить, что "высокородие" выше, чем "высокоблагородие". Это довольно трудно понять и принять. Чисто фонетически.

Патриарх Московский, в нынешнюю Пасху поздравляя двух президентов – действующего и избранного, – обратился к ним "ваши превосходительства". Сам того, очевидно, не желая, он умалил достоинство президентов. Ибо так обращаться следует к чинам IV и III классов – действительному статскому советнику и тайному советнику.

А вот чины II и I классов – действительный тайный советник и канцлер – титулуются "ваше высокопревосходительство".

Почувствуйте разницу.

 

Хотя в конечном итоге все зависит от человека.

Мой приятель брал интервью у покойного митрополита Питирима (в миру К.В. Нечаева).

Он спросил:

- Простите, как мне к вам обращаться? Ваше высокопреосвященство? Владыка? Отец митрополит? Отец Питирим?

- Константин Владимирович, - был ответ.

По-моему, великолепно.

Comments

( 173 comments — Leave a comment )
Page 2 of 2
<<[1] [2] >>
seaseas
Jul. 24th, 2008 06:54 pm (UTC)
Мне кажется, - это признак по-настоящему великого человека...
clear_text
Jul. 24th, 2008 09:12 pm (UTC)
Да, наверное. Сильного и несуетного человека, как минимум. Что на самом деле очень много.
(no subject) - seaseas - Jul. 25th, 2008 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 01:41 pm (UTC) - Expand
ex_chrobin
Jul. 24th, 2008 07:25 pm (UTC)
у "ныне покойного митрополита", наверное имелось в виду. брал интервью у покойного... брр :)
clear_text
Jul. 24th, 2008 09:09 pm (UTC)
экой Вы придира. А вот не скажу. Может, это был спиритический сеанс!
main_inspector
Jul. 24th, 2008 07:28 pm (UTC)
Иногда можно обращаться так: человек. Это звучит гордо.
clear_text
Jul. 24th, 2008 09:13 pm (UTC)
Чеаэк!
Нет, как-то по-другому. Человече!
(no subject) - russophobe - Jul. 25th, 2008 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - main_inspector - Jul. 25th, 2008 08:17 pm (UTC) - Expand
clear_text
Jul. 24th, 2008 08:57 pm (UTC)
Ах, это моя любимая история!
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - is_isis - Jul. 25th, 2008 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - clear_text - Jul. 25th, 2008 08:38 pm (UTC) - Expand
hvac
Jul. 24th, 2008 09:18 pm (UTC)
Вот в армии хорошо обозначена граница, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство.Все тонкости обращения на уровне парадигмы третей фазы.
Мне, например, всегда нравилось, что рапорты пишутся лаконично, по существу и без титулования начальника.
Хотя в советском воляпюке и практиковались извратные исключения: неуставное обращение "товарищ командующий".А вот русская традиция обращаться к подполковнику, как "полковник" наоборот ушла.
Я вот до сих пор не могу понять кого и по каким критериям в латиноамериканских романах, да и в североамериканских вестернах называют "полковником".Размытое понятие.Не улавливаю контекста.
clear_text
Jul. 24th, 2008 09:45 pm (UTC)
у кого на погонах что-то сияет - тот и полковник, надо полагать.
(no subject) - russophobe - Jul. 25th, 2008 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvac - Jul. 25th, 2008 05:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
clear_text
Jul. 24th, 2008 09:46 pm (UTC)
Владыка на покое... Ах, как хорошо!
eugbir
Jul. 25th, 2008 05:30 am (UTC)
А по моему, профессор перебирает
Если бы ему написали - "Здравствуйте, уважаемый!", тогда действительно грубо и неуместно. Ведь есть общепринятые нормы обращения, в официальном письме не напишешь "дорогой имярек" и не подпишешся "целую, Вася"
Во вопрос о том, как позволяют обращаться к себе люди стоит внимания. И лучше, наверное, обращаться к ним так, как хотят они. Нам-то ведь это не трудно, правда? Или гордость о гордость бьется?
clear_text
Jul. 25th, 2008 08:39 am (UTC)
Re: А по моему, профессор перебирает
конечно, перебирает. Он, скорее, интересничает.
И вообще, все дело в интонации.
_w1_
Jul. 26th, 2008 01:42 am (UTC)
Вспомнился лит.анекдот про Светлова и обращение к нему одной комсомолистки. ;)
clear_text
Jul. 27th, 2008 02:48 pm (UTC)
Этот, что ли:
- Миша!
- Ну, зачем эти церемонии! Называйте меня просто, по-дружески: Михаил Аркадьевич.
(no subject) - _w1_ - Jul. 28th, 2008 05:06 am (UTC) - Expand
Page 2 of 2
<<[1] [2] >>
( 173 comments — Leave a comment )